272
273
БЕЗОПАСНОСТЬОСОБОЕ МНЕНИЕФанера как лицо ГАИМаксим Юрченко, главный редактор ж урнала «Мото»Когда исчез Вася, я огорчилс я. Васей называли фанерное чучело ав тоинспектора, с тоявшее на обочине в подмосковных Люберцах. По у трам, когда спешил на работу , он одним своим видом приводил в чувство: водитель, не гони... Я притормаживал. А потом гаишники умилили до с лез. Многократно повторенный телесюж ет из Та тарстана (с енсация!) рассказал, как несколько инспекторов отвергли взятки от провинившихся водителей и начальство наградило стоиков деньгами, а одному, не павшему перед соблазном в виде иномарки, отва лили аж с то тыщ!.. Но ведь пример заразителен. У же виж у, как, чеканя шаг, повзводно, под транспарантами «Долой мзду!» движется за премиями армада дорожно-пос товой службы. Под тягиваются с луживые райотделов: «Не будем лупить г астарбайтеров – и нам премию даешь!». Почин обретает размах: «Мы по три раза не нахамили!» – надрываютс я работницы хим чисток. Под окнами райздрава хирурги скандируют доморощенные вирши: «Ска льпель не забыл в брюшине – вот для премии причина»… Но почто, собс твенно, ерни чаю? Зря, наверное, обижаю милицейских из Та тарстана. Допекла их дурная слава, вот и попытались – пусть неуклюже, но как могли – отряхнуть мундир от скверны... Читатель, мож ет, заподозрил, что с ейчас ав тор примется увещева ть ли чный сос тав ГИБ ДД с тать на путь праведный? Хотя бы за премиа льные? Как ж е, вот с ей с екунд вс е разом как покаютс я!.. Эти с троки адресованы главным образом одному читателю – министру внутренних дел. Больше обращаться уж и не к кому – не к Самому же... Читателей призываю в свидетели: слово сказано, не льзя не ус лышать. А с лово такое: бросьте, командиры, прятаться за лукавое – мол, кабы эти нарушители взятками не искуша ли, то инспекторы ни в жизнь их не бра ли. Все как раз наоборот: автоинспекторы-то взятки и провоцируют. ...Есть в Подмосковье трасса, вдоль которой распласталась птице фабрика. Кто мимо проезж ал, подтвердит, что смрад помета на отрезке около километра прос то-таки удушает. Пока ту т проскочишь, самому не потерять бы сознание, а если везешь ребенка?.. И водитель поспешает – благо дорога в несколько полос, освещена, хорошо просматривается... А птицефабрика – в пределах нас еленного пункта. Кто нас ж дет сразу за «зоной поражения»? И пошла на обочине иг-Бросьте, командиры, прятаться за лукавое – мол, кабы эти нарушители взятками не искушали, то инспекторы ни в жизнь их не брали. Все как раз наоборот: автоинспекторы-то взятки и провоцируют.272 За рулем 08/2007 По уровню коррумпированности мы, Россия, где-то в середине второй сотни стран мира (не будем обманываться: в верхних строках рейтинга наиболее благополучные, а не наоборот). Среди общественных институтов в лидерах – милиция, а самый весомый вклад в это «достижение» вносит... Верно, автоинспекция.ра «я знаю, что ты знаешь, что я знаю...». Маэс тро радара наблюдает по глазам слушателя душевные муки: «Чего кочевряжитьс я? Штраф вс е равно пла тить, так проще «дать» – и свободен...» Отъедет водите ль, в с ердцах обзовет инспектора по-всякому. Потом ухмыльнетс я фантазии: г аишник сместился в центр зоны пометной вони, выс тавил напоказ «люстры» патрульного автомобиля, и рулевые, задержав дыхание, уже не смеют газовать... А окончательно уняв г адливость к «благородному разбойнику», да ик себе тоже (противно вс тупать в не чистую сделку), водитель вспомнит, что тысячу раз говорено: из блюс тителя в держиморду дорожного закона инспектора обратила система – милиционера опус тили до уровня полового из ямщицкого кабака. Человеку из обслуги хозяин кладет миниму м – в рас чете на разумеющиеся во все времена чаевые. Для автоинспектора с его копее чным довольс твием «чаевые» тож е разумеются? Так, господин минис тр? Кем разумеются? Ответьте, генерал! Вслух. (Вот тут хоть зови психиа тра: у за ложников после пребывания в неволе возникает немотивированное сочувствие к угнетателю. Жалость к инспектору – тот же диагноз?) «А вы не давайте», – отреж ет г енерал. А яи не даю. Только с татистика от г еройства моего и сотрудников из Та тарстана лучше не с тановится. По данным исс ледований меж дународной орг анизации Transparency International, взятки – вс якие и всяким – всучают примерно 17% россиян (для сравнения: в западных странах – 1–2%), а по версии фонда ИНДЕМ – в несколько раз (!) больше. Когда же писал эти строки, узнал из СМИ, что взятки автоинспекторам учас тились. По уровню коррумпированности мы, Россия, г де-то вс ередине в торой сотни стран мира (не б удем обманыва ться: в верхних строках рейтинга наиболее благополучные, а не наоборот). Среди общественных институтов в лидерах – милиция, а самый весомый вклад в это «дос тижение» вносит... Не ну жно быть провидцем, чтобы угадать очевидное: автоинспекция. Для вас это новость, господин министр? А может, слышали, в том самом рейтинг е поднялся выше нас один из мировых «ав торитетов» – Китай. Дог адываюсь, за счет чего: там расстреливают где-то по сотне взяточников в год... Я ни на что не намекаю. Но и недоумеваю, ког да Гос дума вс ерьез рассма тривает предложения увеличить штрафы за нарушение Пра-вил. Вы тоже считаете, это приблизит торжество порядка на дорог ах? А вот водители уверены, что эта мера – повышение с тавок приработка д ля дорожных сог лядатаев. (Не завидую г аишным премиа льным фондам Та тарстана.) Ладно, КоАПом прищуча т водителей. А друг ую «высокую договаривающуюс я сторону» – чем? Ясно же, чтобы исключить сами ситу ации, в которых возникают взятки, ну жно развес ти водителей и инспекторов... И словно слышу ваш ответ – о высокой цене вопроса, что не хва тает на то, чтобы повс еместно ввести видеонаблюдение. А еще, что госбюджет не резиновый, у державы есть первоочередные задачи – проложить нефтетрубу по дну Ба лтики, оснастить армию шес тым поколением ракет, поднять с тарикам пенсии, прос тимулировать рож даемость... Водите ли понимают. Но когда настанет их черед, да ив очереди ли 33 миллиона водителей? Не меньше четверти населения страны потенциально вовлечено – настаиваю на этом – в коррупционные отношения. Смыс лс уществования ДПС чем дальше, тем больше извращается: все чаще инспекторы опаснос ть не предупреж дают, а наблюдают, как она возникает, позволяют нарушениям свершиться – чтобы виновника подловить и «снять» с него. И ни чего другого! Чита тели приводят множество тому примеров. Вот хотя бы... Гражданин вс третился с деловым партнером в загородном ресторанчике. Стояла жара, не с держался – махнул полс такана холодного пива, наде ялся, за час разговора да под сытную еду запах уляж ется. Спору нет, погорячился, был не прав... А сел за руль – метров через двес ти его под жидали, не церемонясь, практически прямым текс том «сняли» вс е максимальные для такого случая «мроты». И отпус тили. А да льше – трава не расти? Хоть в столб врежься, хоть в троллейб усную остановку? .. О тъехал граж данин, с тал наблюда ть: инспекторы тормозили те авто, что выезжали со стоянки ресторанчика. Сотру дники редакции проверили: вс е так и есть. Признаться, генерал, пишу вс е это и неловко перед теми парнями из ДПС, которые лезу т под пули, изымают наркоту, сутками сидят в засадах. Выходит, я всех – под одну гребенку. Совес тно перед прос то нормальными му жиками из Госав тоинспекции – встречал таких. Давно было, лет двадцать назад столкнулся с одним майором. На перекрес тке я повернул направо, когда меня обогнал «жигуль», палка из окошка повелела остановиться. «С чего бы? – гадаю. – Ведь стартовал на зе леную с трелку, поворотник включил...». Майор спросил: «Деньги есть?» «Ну, – думаю, – началось! Хочет отнять трешник. Покаж уя тебе деньги!» – и вынул горсть мелочи. Майор ткнул пальцем в 15копеечную монету: «Пятьсот метров вперед, первый поворот направо, магазин «Запчасти». Купи лампочку для поворотника, вс тавь в правый – а то перегорела». И укатил. Столько лет грели воспоминания об этом человеке – он держал в моих глазах авторитет ГАИ. А теперь вот фанерному Васе был бы рад.За рулем 08/2007 273