224
225
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СТАРТЕРЫктором. Статор электродвигателя обычно четырехполюсный – с электромагнитной обмоткой возбуждения или с пос тоянными магнитами. Тяговое реле управ ляет силовыми контактами стартера и сцепляет шестерню привода с зу бчатым венцом маховика двигателя. Роликовая обгонная муфта передает крутящий момент только от стартера к маховику. Первые российские тяговые реле были с одной обмоткой – такие после срабатывания потребляли неоправданно большой ток ( для у держания реле включенным нужен гораздо меньший). Современные реле, как правило, имеют две обмотки – втягивающую и удерживающую. При подаче питания на реле сна чала работают обе, а после замыкания силовых контактов с тартера в тягивающая обес точивается, ос тается включенной лишь у держивающая. После пуска двиг ателя маховик и шестерня привода на чинают враща ться в несколько раз быс трей, чем при раскрутке стартером, – обгонная муфта расцепляется и не допускает с лишком быстрого вращения якоря – оно грозит поломками. В этот момент контактные уси1 2Стартовый выстрелУ стартера много причуд. О самых любопытных расскажет опытный электрик Геннадий Непряжин.Автомобильный с тартер – это электродвигатель постоянного тока, электромагнитное тяговое реле и привод – шес терня с обгонной му фтой, а иногда ис реду-Схема соединений стартера с электромагнитным возбуждением: 1 – собственно стартер, где а – обмотки катушек возбуждения; К – силовые контакты стартера, замыкаемые тяговым реле 2; Я – якорь; щ – щетки; I и II – втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле; 3– генератор; 4 – АКБ. При повороте ключа в полож ение «стартер» через обмотки тягового реле начинает протекать ток, и якорь реле, втянувшись, замыкает контакты К – теперь оба конца обмотки I соединены с «+» АКБ – эта обмотка выключается. Но для удержания реле включенным достаточно оставшейся обмотки II. Якорь начинает поворачиваться.6 543Схема соединений стартера с возбуждением постоянными магнитами: 1 – стартер в сборе с тяговым реле, где Я – якорь, М – пос тоянные магниты (2 шт.); К – силовые контакты с тартера, замыкаемые тяговым реле 2; I и II – втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле (напряжение его срабатывания не выше 8В при темпера туре 15–25°С); 3 – генератор; 4 – АКБ. На с хеме не показан планетарный редуктор, повышающий крутящий момент приводной шестерни в зацеплении с венцом маховика при сохранении оптимальных оборотов коленчатого вала – ныне весьма распрос траненное техническое решение.Типичный стартер с классической обмоткой возбуждения. Здесь 1 – винт крепления полюсного башмака; 2 – в тягивающее реле; 3 – точка схемы, куда приходит «+» от клеммы 50 замка зажиг ания; 4 и5 – силовые контакты в тягивающего реле; 6 – проводник питания обмоток возб уждения. К контакту 4 подключен «+» АКБ, к контакту 5 – вход самого стартера. (При проверке с тартера без тягового реле можно пода ть питание прямо на контакт 5.) К контакту 5 внутри тягового реле припаян выходной вывод в тягивающей обмотки. При сраба тывании реле пос ле замыкания контактов 4и5 на обоих концах в тягивающей обмотки появляе тся «+» и она обесточивается. Продолжает работать только у держивающая обмотка, у которой один конец соединен с контактом 3, а другой – с «массой». 1 265 43Современный с тартер с возб уждением от пос тоянных магнитов. Здесь 1 – корпус с татора, ос тальные де тали – те ж е, что ид ля с тартера с электромагнитным возбуждением. Пос тоянные магниты – внутри корпуса. Держатся на клее, увы – без дополнительного подкрепления. Об этом говорит гладкий корпус, без намека на заклепки или винты. На более дорогих стартерах магниты подс трахованы на случай отклеивания дополнительными пружинными пластинами и т.п.224 За рулем 08/2007 Стартер «с дал», мощнос ть упала. При чина налицо: ламели коллектора «замылены» ще тками. Стартер в более запущенном состоянии откажет вовсе.Тот же ротор пос ле профилактики – очистки промежутков между ламелями, последующей полировки и притирки ще ток. Стартер отлично заработал.Щеточный у зел пос ле обс луживания (очистка, замена щеток и притирка к коллектору). Винты на фото – те хнологические, помогают при сборке стартера.лия на зубьях невелики – и пос ле отключения с тартера его «механика» легко выводит шес терню из зацепления с маховиком. Стартеры с электромагнитной обмоткой возб уждения известны давно. Правда, они с ложноваты и громоздки, что увеличивает цену, но все же еще долго будут в ходу. Схема возбуждения смешанная – например, три с ериесные катушки соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна шунтова я – пара ллельно. Это обеспе чивает высокий пусковой момент стартера, но ограничивает «раскрутку» якоря на холос том ходу , при расцеплении обгонной муфты послепуска двиг ателя. Основной ток с тартера немал: при максима льной мощнос ти – около 250 А, а в за торможенном сос тоянии – миниму м вдвое больше, поэтому обмотки сделаны из медной ленты большого с ечения. Ос тальные учас тки силовой цепи тож е нема лого с ечения, до 16–20 мм2 (вспомним аккумуляторные провода!). При таких токах с тартер быс тро нагревается – держите его включенным не дольше 15 с екунд! Ес ли пус тить мотор не удалось, вновь включайте с тартер не раньше чем через 20–30 с, ведь массивные дета ли ос тывают мед ленно. В противном случае подгорают ламели коллектора, щетки, провода, сниж ается усилие прижимных пру жин, обгорает изоляционный лак обмоток (помните специфи ческий запах?), возникают межвитковые замыкания – с тартер теряет мощнос ть и «не крутит» даже летом. У стартера с электромагнитным возбуждением ес ть любопытна я особеннос ть. Если пода ть на его контакты ток обра тной полярности, якорь с танет вращаться в прежнюю сторону – ведь ток в обмотках статора тоже изменится на обратный. Выходит, при проверке такого с тартера полярность можно не соблюда ть: он б удет работать даж е при питании током переменного напряжения 12 В. В современных компактных стартерах четырехщеточный якорь вращаетс яв магнитном поле постоянных магнитов. Отсутствие электромагнитного возб уждения позволяет экономней рас ходовать заряд АКБ. Показанные здесь с хемы соединений стартеров типи чны д ля большинс тва автомобилей. Но прос тота обманчива – и отказы обычно не с лучайны. Порой даже опытный электрик находит неисправность не сразу. Допус тим, при повороте ключа тяговое реле не сраба тывает, так как на его контакт 50 плюс от замка не приходит. Тогда проверим, ес ть ли плюс на контакте 50 в самом замке, – возможно, в нем не комм утируются контакты 30 и 50. Например, подгорели – этим особенно страдают автомобили, где нет разгрузочного реле с тартера. Замок в порядке – ищем обрыв цепи от него до тягового ре ле. Бывает, тяговое ре ле при включении «с трочит». Это мож ет указывать не только на разряж енную ба тарею или сильно окис ленные наконе чники проводов, но и на проблемы с самим реле: в тягивающая обмотка исправна, а удерживающая оборвана, в ней межвитковое замыкание и т.п.Нередко с тартеры перес тают работать из-за износа или разрушения щеток, ослабления за тяжки их винтов (ес ли таковые ес ть), осадки прижимных пружин, ненадежного соединения минуса батареи с кузовом и мотором. Заклятый враг электрика – коррозия соединений: чуть позеленел контакт – и с тартер уже не работает, хотя вся остальная электротехника в порядке. Кс тати, типи чный прокол горе-мастера – не подсоединить провод «массы» пос ле ремонта двигателя. Без «массы» с тартер не включится. При диагнос тике с тартера не мешает проверить, работает ли он при питании напрямую, без реле. Соединим один контактный болт с плюсом ба тареи, другой с минусом. Завертелся якорь? Значит, надо иска ть неполадки в тяговом реле и других цепях. Такова теория. А вот практика: ес ли с тартер в руках, б удьте ос торожны! При включении якорь раскручивается почти мгновенно (нагру зки-то нет!), а «силы дейс твия и противодейс твия» равны: якорь рванет в лево, а статор вправо. Держите крепко! А всего верней сначала закрепить с тартер, а пос ле экспериментировать. Что еще можно проверить? Например, ток, потребляемый с тартером. Но даже на холос том ходу это 40–80 А, так что о тес тере забудем. Понадобятс я специальные «токовые клещи» либо нагрузочная вилка для АКБ. Бывают и чисто механические проблемы. Так, при пусках в сильный мороз и чрезмерных темпера турных деформациях магниты мог ут отклеиться от с татора и заклинить якорь. К с частью, эти с лучаи редки. Функции всех час тей с тартера с трого согласованы: например, электродвиг атель долж ен включитьс я не раньше, чем шестерня привода надежно сцепитс яс венцом маховика. В противном с лучае кромки зу бьев шес терни привода и венца маховика быс тро изнашиваютс я – и вскоре с тартер у же не мож ет провернуть коленвал. Выдает эту беду неприятный скрежет. Что же делать? Вот один из малоизвестных приемов. Пос ле выключения мотора коленва л ос танавливается в «равновесных» положениях – в этих местах, напротив шес терни привода, сильней всего изношены зу бья маховика. Как соединить шес терню с зубьями «поновее»? На высшей переда че подвинем машину сантиметров на 15 и зафиксируем тормозом. Теперь мотор скорей всего заведется.За рулем 08/2007 225