146
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВ«ГАЗОВАЯ» ДИНАМИКАЕвгений Белостоцкий из Самарской области за ответ на задачу № 46 «Слесарю слесарево» (ЗР, 2011, № 10) получает навигатор MNS-520MP фирмы Mystery Electronics – c высокопроизводительным процессоромSamsung и GPS-модулем NXP от компании Philips Semiconductors.Что же произошло со старенькой«девяткой» нашего водопро­водчика? Помните, как егомашина неожиданно останови­лась? Мотор урчит, передача включена,а колеса не крутятся. Петрович сообра­зил, в чем дело, и сумел прямо на местеоживить машину. Правда, к рулюи сцеплению пришлось приноровиться,но доехать удалось.Знатоки разобрались в ситуациине хуже героя! Некорректных ответовочень мало. Остальные постановили:разрушился привод одного из ведущихколес. (Оба одновременно не лома­ются.) Лопнул, естественно, возленаружной «гранаты» – условия егоработы здесь значительно сложней, чемвозле внутренней. Это подтверждаетсяи опытом эксплуатации переднепри­водных автомобилей ВАЗ восьмогосемейства и последующих. Напри­мер, спортсменам, у которых машинычасто работают с экстремальныминагрузками, хорошо известны поломкишлицевого соединения вала со ступи­цей колеса: мотор работает, передачавключена, гайка ступицы крутится,а колесо – нет!Ну а если бы место поломки быловозле дифференциала, то вряд ли дажесамый опытный слесарь, имеющийцелый арсенал инструмента, с ходунашел подходящее решение! Гаврила же,судя по условию задачи, из этой ситу­ации вышел победителем – и довольноскоро. Большинство конкурсантов уве­рено в том, что немалую роль тут сыгралгазовый ключ! Но сначала вспомнимвсе-таки о других ваших версиях.Вряд ли опытный человек сожжетсцепление. А если уж случилось бы – тоего замена дело непростое, долгое, да изапасного в багажнике, скорей всего, небыло. Это не наш случай. Другая версия:в ведомом диске сцепления проверну­лась шлицевая втулка. Повторяем те жевозражения! Они справедливы и для«поломки коробки», особенно – дляЗАДАЧА № 49ДИСТАНЦИЯ ОТРЫВА«На курсах учили, что дистанция междумашинами должна быть равна половинескорости, только в метрах. На спидометре 90 – значит, отмерь 45 метров.Только в этот зазор обязательно влезеткакой-нибудь умник! Сам я часто держудистанцию в считаные метры, и хоть бычто. За рулем не употребляю, реакцияотменная, машина в порядке, торможуне хуже лидера. Если не прав, готоввыслушать контрдоводы. Но толькоаргументированные!»От редакции. Условимся: перваяи вторая машины – одной модели,исправны, одинаково загружены,на одинаковых шинах. Скорость передторможением 90 км/ч. До какого предела можно уменьшать дистанциюбез риска ДТП?Ответ с пометкой «Конкурс» отправьтедо 1 февраля 2012 года по адресу: 107045,Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:[email protected] Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя представим в апрельском номере ЗР.ПРИЗ!«срезания вторичного вала возле ведущейшестерни главной пары». Забыл чело­век, что это бывало на первых серияхВАЗ-2110, а «восьмым» коробкам дан­ная хворь не знакома. Наконец, кто-топредположил поломку дифференциала!..Повторяем: будучи в здравом уме, такихзапчастей в машине никто не возит. Затобыл у Гаврилы газовый ключ!Итак, вернемся к поломке одногоиз приводов. Тогда благодаря диффе­ренциалу крутящий момент на колесахравен нулю – вот машина и не едет.Правда, кто-то считает, что «весь крутящий момент передается на поврежденную полуось». Повторяем: исправ­ный дифференциал этого не допускает.«Крутящий момент» и «вращение» –не одно и то же.Вот мнение нашего победителя:«Зажал слесарь вал привода газовымключом, стянув его ручки шнуроми уперев в растяжку рычага подвески,закрепил ключ проволокой. Но припопытке тронуться машина дернулась и заглохла, причем руль чутьне вырвался из рук. Сообразил: передаточное число трансмиссии благодарядифференциалу уменьшилось вдвое,а поскольку ведущим стало лишь одноколесо, то машину и тянет в сторонуотключенного привода». И в самомделе, на руль действует «паразитныймомент» относительно оси поворотатолько одного колеса. Управлять маши­ной довольно трудно!Всем участникам конкурса – спасибо.Евгения Белостоцкогопоздравляем с победой!  Привод правого колеса: 1 – дифференциал, 2 – внутренний ШРУС; 3 – вал привода; 4 – наружныйШРУС. Хотя сломаться, в принципе, может любая деталь, имеющая «концентратор напряжений»(например, надрез металла при обработке), по нашей статистике, чаще других разрушается шлицевое соединение внешнего ШРУСа с колесом.146 За рулем 01/2012146_Konkurs-01.indd 14601.12.2011 15:49:42