182
183
184
ГРУЗОВИКИ | КАМАЗ-5490ГОНКА ВООРУЖЕНИЙНа ветвях КамАЗа вот-вот дозреет новый плод – гибрид, объединивший в себе хромосомы КамАЗа,«Даймлера» и корейской инжиниринговой компании DMEC. С проектом 5490, идущим на смену предшественнику 5460, знакомился Андрей Сидоров.Сколько бы рестайлингов ни переживал КамАЗ, по его кабинебез труда угадывалось происхождение из далеких семидесятых годов. Множество кабин (в томчисле от именитых производителей),которые пытались примерить камскому грузовику, по разным причинамне приживались. Между тем рынокмагистральных грузовиков Россиизахватили иностранцы, оттеснивбывшего хозяина трасс с его жалкими5% на обочины дорог третьей категории. Дело не только в техническомсовершенстве «варягов». Перевозчикобращает внимание также на современный дизайн грузовика и обязательнона комфорт и просторность кабины.Со «скворечником» арсенале, пустьдаже относительно дешевым, но безнадежно устаревшим, воевать былоневозможно.Поэтому новый тягач создавалив кооперации с «Даймлером», а одиниз вариантов кабины для перспективной модели заказали у корейскойкомпании DMEC. Но она – в чуть болееотдаленной перспективе. Сегодня болеереалистичной представляется мерседесовская, от «Аксора» предпоследнегопоколения. С нею, сообщил на презентации новой машины гендиректорКамАЗа Сергей Когогин, машину планируют запустить в серию в 2013 году.Корейский вариант кабины (такназываемая 200-я серия), тот, что вывидите на снимках, – еще не окончательный. К примеру, предстоит увеличить угол въезда, а для этого придетсяподрезать бампер до противоподкатного бруса. В серию такая кабина пойдет не ранее 2016 года.Двигатели новинки – на выбор.Первый – рядная наддувная «шестерка»«Мерседес-Бенц OM457LA»: технология BlueTec, Евро-5, мощность 428 л.с.,момент 2100 Н.м. Его особенность –электронная система подачи топливас индивидуальными топливными насосами, интегрированными в блок цилиндров, и центрально расположенными182 За рулем 01/2012182-184_Kamaz5490.indd 18201.12.2011 16:21:48   Обе кабины вполне современны и, на мой взгляд, одинаково функциональны: по два роскошныхспальных места, пневмоподвеска сидений, регулируемые рулевые колонки, микроклимат и полнаяэлектрификация. Корейская, пожалуй, более экстравагантна, а немецкая построже, но это дело вкуса.  На обеих машинах пневмоподвесказаднего моста двухбаллонная – решение,проверенное многими производителямигрузовиков.  Передние концы рессор – на пальцах.Разработчики утверждают, что с ними вышеплавность хода, хотя они и требуют периодической смазки.  Двигатели – на выбор: V8 КамАЗ-740.75 (Евро-4) или «шестерка» «Мерседес-Бенц OM457LA»(Евро-5), примерно одинаковые по характеристикам.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯКамАЗ-5490 (4×2)Размеры: длина×ширина×высота, мм6080×2500×3395/3965*Колесная база, мм 3570Масса снаряженная, кг 7099Допустимая нагрузка на ССУ, кг 10 550Допустимая масса автопоезда, кг 44 000Максимальная скорость, км/ч 110Угол преодолеваемого подъема, % 18Радиус поворота, м 8,5ДВИГАТЕЛИ:КамАЗ-740.75-440, дизельный, V8, 11,76 л,турбонаддув, 324 кВт/440 л.с. при 1900 об/мин,2060 Н·м при 1300 об/мин;«Мерседес-Бенц OM457LA», дизельный, Р6,11,97 л, турбонаддув, 315 кВт/428 л.с.при 1900 об/мин, 2100 Н·м при 1100 об/мин.КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: ZF 12AS 2131, М12,роботизированная; ZF 16S 2221, М16.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – рессорная/двухбаллонная пневмо; тормоза – дисковые,с электропневматическим приводом; шины –315/60R22,5.*«Аксор-L»/DMEC.форсунками (так называемая столбиковая система). Второй двигатель –КамАЗ-740.75-440: V8, «коммон рейл»,Евро-4, 440 л.с., 2060 Н.м. Для нейтрализации окислов азота в выхлопныхгазах применяют раствор мочевины,только на отечественном вариантеона впрыскивается в приемную трубуглушителя, а на «Мерседесе» – в самглушитель. От рециркуляции отказались: отечественная солярка, особеннов глубинке, зачастую содержит слишкоммного серы, что приведет к ускоренному износу мотора и нейтрализаторов. Выхлопные трубы у обеих версийвыведены вниз, ближе к продольнойоси автомобиля, – так удается снизитьуровень внешнего шума примернона 1,5 дБА.Коробки передач – 16-ступенчатая синхронизированная механика с дистанционным управлениемЗа рулем 01/2012 183182-184_Kamaz5490.indd 18301.12.2011 16:22:08 | КАМАЗ-5490ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ТЯГАЧАD  EBS (тормозная система с электроннымуправлением) сокращает тормозной путьавтопоезда и уменьшает износ накладок.Дополняется следующими системами:D  ESP (электронная система стабилизации) – важное приложение к EBS и поканаиболее эффективная система активнойбезопасности. Она компенсирует ошибкиводителя, нейтрализуя и исключая заноси помогая восстановить контроль над автомобилем;D  ECAS (система управления пневмоподвеской колес) – обеспечивает мягкостьпередвижения по неровной дороге, лучшуюустойчивость в поворотах и сокращениетормозного пути, а также удобную погрузкуразгрузку, изменяя или самостоятельноподдерживая заданный дорожный просвет.европейские тягачи уже заработалиавторитет у перевозчиков, а КамАЗутолько предстоит завоевать доверие.Вместе с тем, учитывая ожидаемуюцену новой модели на уровне 2,5 млн.рублей, перспективы КамАЗа представляются вполне реалистичными.Самый дешевый «европеец» стоитоколо 3 млн. рублей, а если КамАЗ5490 с его заявляемым ресурсомв 1 млн. км и межсервисным пробегомпод 80 тыс. км будет, по сути, тем же«Мерседесом», только под российскоймаркой, – то шансы очень неплохи.Существенную поддержку можетоказать повышение таможенныхпошлин на тягачи класса Евро-4и Евро-5, которое лоббирует КамАЗ, –до 25 и 15% соответственно. Сейчас этапошлина составляет 5%. Как отмечаютна КамАЗе, при средних таможенных сборах на комплектующие в 10%сборка грузовиков в России невыгодна.Они также подчеркивают, что повышение пошлин окажет поддержку и иностранным производителям грузовиков,имеющим свои заводы в России.телескопической тягой (ZF 16S 2221)или 12-ступенчатый несинхронизированный робот (ZF 12AS 2131). Перваяперекрывает диапазон передаточныхчисел от 13,86 до 0,86, вторая – от 15,86до 1,00. В остальном машины идентичны: одинарные гипоидные задниемосты «Даймлер-HL6», рессоры спередии двухбаллонная пневмоподвеска сзади,дисковые тормоза с электронным управлением. Разве что на машинах с кабиной«Аксор-L» пока используют тормозные аппараты WABCO и положениерамы отслеживают два датчика уровня,а с корейской – «Кнорр-Бремзе» и одиндатчик. Какой системе отдадут предпочтение или же в серию пойдут обе,пока сказать сложно. Для того и строятопытные образцы, чтобы взвесить все заи против до запуска в серию.На новый проект КамАЗ возлагает большие надежды – с ним оннамерен отвоевать не менее четвертиотечественного рынка магистральныхтягачей. Однако прогнозы иностранных конкурентов на этот счет менееоптимистичны. Они считают, что  Рулевой механизм, как и коробки передач, –марки ZF. Отлично зарекомендовали себя, в томчисле и на «дакаровских» КамАЗах.  Предпусковой подогреватель – отечественный и, говорят, вполне надежный.  Стабилизатор поперечного крена в переднейподвеске из компоновочных соображений установлен задом наперед, что, впрочем, не сказывается на его эффективности.  Синий шланг с пистолетом – сжатый воздух, которым удобно, например, выдуть пыльиз труднодоступных мест кабины или сбитьгрязь с обуви.184 За рулем 01/2012182-184_Kamaz5490.indd 18401.12.2011 16:22:11