134
135
BMW М5ТЕХНИКА | ДВИГАТЕЛЬЗАРЯД ДЛЯ ЭМОКБОткрываем новую рубрику, где расскажем о самых примечательныхдвигателях современности. Начнем, пожалуй, с первого наддувногомотора для серийного БМВ модели М5. Кирилл Милешкин разобралданный агрегат почти до винтика.оевой двигатель с индексомS63B44 подразделение «БМВМоторшпорт» вырастило из гражданского 4,4-литрового V8с двумя турбонагнетателями (обозначение N63). В обычном вариантеон развивает 407 л.с., при установкена кроссоверы X5M и X6M его мощьраздули до 555 «лошадей», а на седанеM5 он выдает еще на пять сил больше.За скромной прибавкой кроется немалый объем изменений. Инженерыувеличили степень сжатия с 9,3 до 10,0,пересмотрели архитектуру впускныхканалов и выпускного тракта. Моторседана оснастили фирменной системой«Вэлвтроник» третьего поколения,изменяющей высоту подъема клапанов,которой лишен как базовый двигатель,так и агрегат кроссоверов с индексом М.Граница и без того обширной области крутящего момента отодвинуласьна 100 об/мин вверх: 680 Н.м доступныв диапазоне от 1500 до 5750 об/мин.Ограничитель оборотов срабатываетна 7200, что на 200 об/мин больше, чемна Х5M и Х6M. Разумеется, перенастроена электроника управления не толькодвигателем, но и трансмиссией.  Расположение каталитических нейтрализаторов в развале блокацилиндров – выстрел по двум зайцам. Это компактность и экология.Ведь близость к камерам сгорания – залог быстрого прогрева до рабочейтемпературы и минимальных выбросов после пуска.  Конструкция выпускного коллектора защищена патентом. Четырепатрубка попарно соединяют цилиндры противоположных рядов«восьмерки». Причем выхлопные газы из крайних цилиндров раскручивают маленькие турбинные колеса, а из центральных – большие.Таким образом, потоки, движущиеся в противофазе, не сталкиваютсяв одной трубе перед турбиной, благодаря чему достигается болеебыстрое и равномерное раскручивание нагнетателя.134 За рулем 01/2012134-135_Engine M5.indd 13401.12.2011 15:46:27   Двигатель оборудован двумя агрегатами турбонаддува Twin Scroll,причем у каждого корпус турбины составлен из двух улиток разныхдиаметров. Такая конструкция позволяет увеличить рабочий диапазоннаддува: на малых оборотах отработавшие газы быстро раскручиваютбольшое колесо (быстрый отклик на педаль акселератора). На высокихнеобходимую скорость вращения компрессора в расчете на требуемоедавление наддува (до 1,5 атм) обеспечивает маленькая улитка – длятого, чтобы развить большую мощность. Все компоненты турбонаддуваради компактности разместили между блоками цилиндров двигателя V8 с углом развала 90º.  Несмотря на конструкцию с «мокрым» картером, системе смазкине страшны значительные боковые перегрузки при активной езде.Вертикальные перегородки на днище поддона не дают быстро перетекать всему объему масла. Более того, для бесперебойной смазки 8-цилиндрового «сердца» установили дополнительный насос.И форму сливных каналов просчитали так, чтобы покинувшее рабочуюзону масло максимально быстро возвращалось в картер.  Мудреная система из десяти модулей, отвечающих за охлаждениевсех компонентов, следит за рабочей температурой блока цилиндрови навесных агрегатов двигателя, моторного и трансмиссионного масел,турбонагнетателей и сжимаемого воздуха. После остановки двигателя дваэлектронасоса гоняют жидкость по охлаждающим контурам, равномерноснижая температуру и не допуская вредных локальных перегревов.  Сочетание высокой мощности с умеренным расходом бензинаотличает систему высокоточного впрыска топлива в камеру сгорания.Для эффективного воспламенения смеси форсунка расположенамаксимально близко к свече зажигания, а ее угол наклона просчитандля оптимального смесеобразования. Бензин подается несколько разза рабочий ход под давлением 200 бар.За рулем 01/2012 135134-135_Engine M5.indd 13501.12.2011 15:46:32