60
61
62
СИСТЕМЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯАВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТНОЧНОЙ ДОЗОРСразу после разъезда со встречной машиной фары высветили спину пешехода, бредущего прямо по дороге...Ситуация неприятная и, увы, нередкая. А если бы в помощниках у водителя была система ночного видения?Кирилл Милешкин решил оценить возможности «третьего глаза» у автомобилей БМВ и «Мерседес-Бенц».Фото Александра Кульнева.ПРОВЕРКА ЗРЕНИЯКазалось бы, задача у систем ночноговидения одинаковая, значит, и схемаее исполнения у обоих производителейдолжна быть схожая. Ан нет. Различия начинаются на уровне принципаработы.В фарах «Мерседес-Бенца» установлены отдельные секции с инфракрасными лампами. Их лучи невидимыдля человеческого глаза и, следовательно, не слепят встречных водителей.За салонным зеркалом спрятана чернобелая видеокамера, она и передает подсвеченное инфракрасным излучениемизображение дороги на экран. Но еслинавстречу пойдет другая машинас включенным светом, то на дисплееможет образоваться засветка.Компания БМВ применила технологию дальнего инфракрасногообнаружения. Обещанный предел –300 м, то есть в два раза больше, чему конкурента. Здесь взамен активнойинфракрасной подсветки использованустановленный в бампере тепловизор,фиксирующий тепловое излучение объектов (люди, животные, нагретые части60машин). Такой системе не страшназасветка, она видит «цель» сквозьестественные неплотные препятствия(например, кусты) и умеет масштабировать изображение на дисплее в зависимости от скорости движения.ОЦЕНИМ В ДВИЖЕНИИВ начинающихся сумерках в ветровоестекло S-класса можно вовсе не смотреть: изображение с системы «найтвью ассист» (Night View Assist) четкоеи детализированное. Наступлениетемноты заставляет вернуть взглядна дорогу: картинка на панели сереети становится уже не столь информативной. Если сравнивать изображениена экранах БМВ и «Мерседеса»… Всеравно что простенькая графика игровой приставки «Сега» и проработаннаядетальная у «Плей Стейшн 3».В S-классе картинка с камерытранслируется на приборный щиток,прямо по центру, занимая место огромного электронного спидометра. Поэто­му при активации ночного видения­контролировать скорость приходитсяпо маленькой горизонтальной шкалевнизу экрана – неудобно, беглым взглядом не зацепишься. Одновременнокартинка с камеры совмещается с некоторыми сигнальными пиктограммами(режим работы коробки передач, указатели поворота), что делает их на светлой картинке практически невидимымии лишает возможности пользоватьсямаршрутным компьютером. Резюме:на первый взгляд, удобно, но на практике выясняется, что реализацияне самая удачная.БМВ выводит изображение ещедальше от глаз – на монитор, расположенный в верхней части центральной консоли. Однако каждыйпоявляющийся на бледной картинкепешеход выделяется ярким белым пятном, шансов увидеть его краем глазау водителя больше. Вот вам и далекоотнесенный экран, и посредственная графика. К тому же в «шестерке»можно включить проецируемоена ветровое стекло предупреждениео людях, появляющихся в сектореобзора, – этой функции у S-класса нет.Инструкция обещает, что тревожныйтреугольник вспыхнет на стекле рядомЗа рулем 01/2012060-062_Teplovizor.indd 6002.12.2011 19:36:30 Смотрите на iPad:тепловизор у вас в рукахБМВ«Мерседес-Бенц»дение БМВ показывает человека четче мерседесовской системы даже при ближнем свете фар.  Ночное ви  Стоит закрыть светоотражатели, и «Мерседес-Бенц» потеряет из виду стоящий автомобиль.дение «Мерседес-Бенца»  Ближний свет встречных машин не мешает работе тестируемых систем. БМВ равнодушен и к дальнему, а вот ночное вислепнет вместе с водителем.За рулем 01/2012060-062_Teplovizor.indd 616102.12.2011 20:33:39 | СПЕЦТЕСТСИСТЕМЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯс показаниями скорости и навигации,призывая посмотреть на основнойдисплей. На практике этого не случилось, сколько раз ни пробовали.Что же, спишем на дефект конкретноймашины. Но и без этой подсказкипользоваться системой в БМВ удобнее,поэтому и оценку она получает чутьвыше, чем мерседесовская.ИГРАЕМ В ПРЯТКИПроверим «кругозор» камер. В полусотне метров от машины «МерседесБенц» выхватывает из темноты сектор шириной 20 м, БМВ добавляетпо метру с каждой стороны. Разницаничтожная, сойдемся на ничьей.Переходим к опытам на людях –именно их тепловые образы должнывылавливать из темноты системыночного видения в первую очередь.Коллега отправляется на границуближнего света и встает на обочине.В свете ксеноновых фар S-класса пешеход заметен, но однозначно и быстроидентифицировать, что это человек,на расстоянии 80 м сложно. А системаночного видения четко обозначаеттеплокровного участника дорожногодвижения. Увеличиваем дистанциюдо 150 м, включаем дальний. Теперьэлектронный глаз улавливает пешеходазначительно слабее, но еще хуже видитего тот, кто за рулем. Однако преимущество системы ночного видения передчеловеческим зрением в этом случаеслишком ничтожно, чтобы доверятьисключительно экрану, не сверяясьс реальностью за ветровым стеклом.Тем более что и дальнобойностьу «найт вью ассиста» не выходит за границы дальнего света фар.Теперь очередь БМВ. Человекскрывается в темноте на расстоянии70 м, но его белый силуэт прекрасновиден на мониторе. Увеличим дальность вдвое. На 140 м фигурка, обозначающая человека на дороге, выгляделана экране так же четко и ярко, лишьее размер стал меньше. Увеличиваемрасстояние еще и еще... Окончательночеловечек пропал с экрана далекоза границей дальнего света, на расстоянии 320 м. Впечатляет! Если при ближнем свете у систем был паритет, то припроверке на большей дистанции БМВне оставляет шансов «Мерседесу».А как реагируют эти системына неодушевленные предметы, например припаркованные автомобили?После выключения двигателя многие его детали еще долго излучаюттепло, поэтому теоретически в такойситуации электронный ассистент можетпомочь. На практике баварская системаучуяла опасность за 230 м. «МерседесБенц» же лишь выхватил искрящиеся62  Из четырех пар глаз, четырех фардальнего света и двух систем ночноговидения заметить человека в кустахна обочине сумел лишь «найт вижн» от БМВ.в свете фар катафоты стоящей впередимашины. А если, допустим, светоотражателей нет или они заляпаны грязью?Здесь мерседесовская система сдаласьсразу, не увидев впереди ничего. Ещеодно подтверждение того, что за пределами света собственных фар S-классбессилен и с системой ночного видения.Самое интересное испытаниеоставили напоследок. Баварцы заявляют, что их система замечает людейи животных, скрытых кустарникомна обочине. Согревшийся коллегаотправляется в придорожный овраг,а мы включаем прибор и подъезжаемк месту засады. Надо же, не обманули!Верхняя часть тела отчетливо виднана экране, при этом ни в ближнем,ни в дальнем свете человека абсолютноне видно: густая придорожная растительность служит ему надежной маскировкой. Попробуем «Мерседес-Бенц» –как и ожидали, безрезультатно.ПОДСЧИТАЛИ –ПРОСЛЕЗИЛИСЬ  Запустить системы ночного виденияпопытались днем. Это может понадобиться,если пойдет сильный дождь, или начнетсяснегопад, или ляжет туман. БМВ возражатьне стал, а «Мерседес-Бенц» предложилподождать темноты.  Из-за больших размеров и удобногорасположения тумблера в S-классе системуночного видения можно включить вслепую.  Клавиша ночного видения в БМВ логичноскомпонована с выключателями другихэлектронных помощников, но активироватьфункцию, не отвлекаясь от дороги, оказалосьзатруднительно.дение пока остаНочное виется игрушкой премиум-класса.«Мерседес-Бенц» просит за этуопцию 86 000–107 000 рублей, в зависимости от модели, БМВ – 112 000–124 000 рублей. Впрочем, это 2–3%стоимости машины – эквивалентнодоплате за металлик. Относительностоимости нового автомобиля недорого, но есть ли смысл? В отношенииS-класса скажем «нет»: возможности его «ночного глаза» достаточноскромны. Способности системы БМВзаметно выше. Кстати, в Мюнхене сейчас работают над новым поколениемпроектора, который позволит накладывать виртуальную картинку на то, чтовидит водитель через стекло (ЗР, 2011,№ 12). Но пока и баварский «найтвижн» оставим в списке опций далеконе первой необходимости.ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СИСТЕМАвтомобильУгол обзора камерыОбнаружение пешехода(ближний свет)Обнаружение пешехода(дальний свет)Дальность обнаруженияОбнаружениеприпаркованного автомобиляОбнаружение пешеходаза кустамиВосприятие показанийводителемЗащита от засветкивстречными автоСредний балл5«МерседесБенц»5555352524032БМВ524,62,6Оценка по пятибалльной шкале: 5 баллов – отлично,2 балла – неудовлетворительно, 0 баллов – системане реагирует.За рулем 01/2012060-062_Teplovizor.indd 6201.12.2011 15:12:45