136
137
138
КОНГРЕССЫЭЛЕКТРОНИКАТЕХНИКА | КОНФЕРЕНЦИИ,ПОДНАПРЯЖЕНИЕМЭксклюзивный обзор подготовил единственныйроссийский журналист, участвовавший в работемеждународного конгресса «Электроника в автомобиле»,организованного Союзом немецких инженеров, –Алексей Воробьев‑Обухов.Курортный город Баден-Баденникак не ассоциируется с автопромом да и с промышленностьювообще. Вот всякие лечебныеванны – другое дело. Может, именнопоэтому на излете осени здесь любятпроводить всевозможные семинары,конгрессы, конференции. Что же,послушаем спецов по автоэлектронике,посмотрим, что они привезли на «междусобойную» выставку. Перед входомв конгресс-холл участников встречаютэлектромобили. А вот и разработчики…– Прямо на них сюда приехали?– Ну что вы! Тут около 280 кмходу, а подзарядиться негде да и долго.Поэтому смотрите – это наши последние разработки в области зарядныхстанций…В самом деле интересно. Начнем с того, что автопроизводителям,кажется, удалось договориться о едином стандарте розеток и разъемов.Впечатляют вилки размером с заправочный пистолет. Да и кабель никакне тоньше шланга. Причем на разныеножки разъема подается разное напряжение. Переменным, которое поступитна батарею через выпрямитель, встроенный в электромобиль, можно заряжаться хоть дома. Но это затянется:при мощности 2,3 кВт пополнениезаряда с 20 до 80% займет шестьсемь часов. А вот уличная заряднаяэкспресс-колонка, выдающая постоянный ток 200 А при 500 В, – тут хватити 18 минут. Пробую «заправиться» –ни искры, ни щелчка. Оказывается, всене так просто. После присоединениякабеля нужно нажать кнопку на «ключезажигания», тогда электромобильпрочно захватит вилку, включит подачутока и заблокирует двигатель: уехать,оборвав провод, не получится. Отсо­единиться можно лишь по окончаниипроцесса – той же кнопкой. В головекрутится очередной вопрос:– Вы говорите, 18 минут. Но ведьизвестно, что батареи не любят стольфорсированных режимов заряда!– Ничего страшного. Мы проверяли – она потеряет только два процента ресурса.Каждый раз по два процента?Однако…ЭЛЕКТРИКАИтак, какие же батареи придут в автои электромобили в ближайшем будущем? Сказать, что литиево‑ионные, –это, оказывается, слишком обобщенно.Даже с ними работа идет по семинаправлениям. К литию добавляютсамые разные элементы: кобальт,никель, алюминий, марганец, железо,титан, причем в разных комбинациях.И если сегодня хранилище для 1 кВт.чэнергии стоит 800–1000 долларов,то к 2020 году эта цифра должна упастьвтрое.Не оставляют без внимания бортовую сеть обычных автомобилей.Упорно продвигается идея повыситьв ней напряжение, причем не до 42 В,как думали раньше, а до 48 В! Можно136 За рулем 01/2012136-(1_2g)-138_Electronic.indd 13601.12.2011 15:47:20   За привычными эмблемами скрываются непривычные покаэлектромоторы и высоковольтные сети.  Надпись на борту электромобиля: «Розетка ищет вилку».  Именно из таких литиево‑ионных аккумуляторов набирают батареидля электромобилей.и больше, но есть законы о безопас­ности, а они требуют при напряже­нии свыше 60 В принимать мерыпо защите от поражения током. Хотя,говоря о 48 В, разработчики подразу­мевают диапазон от 36 В при пускедо 52 В при полном заряде батареи.А он, кстати, будет довольно редкимэпизодом. В БМВ ради экономиитоплива намерены впредь заряжатьаккумуляторы лишь при торможе­нии – за счет рекуперации. При этомпотребителей энергии становитсябольше год от года: компрессоркондиционера, усилитель руля, мас­ляный и водяной насосы (не говоряо топливном) – все они отказываютсяот приводных ремней и переходятна электропитание. Вдобавок система«старт-стоп» в ближайшем будущемтоже станет повсеместной, а ведьона тоже требует немало энергиидля частых пусков ДВС.«Ауди» же в полном соответ­ствии со своими идеалами думаето замене меди в проводке алюминием.При той же электропроводностиНа правах рекламыЗа рулем 01/2012 137136-(1_2g)-138_Electronic.indd 13701.12.2011 15:47:24 КОНГРЕССЫ| КОНФЕРЕНЦИИ,ЭЛЕКТРОНИКА  Гоночные автомобили тоже постепенноменяют бензин на электроны.  Новейшая электрозаправочная колонка на 100 кВт мощности выпрямляет токдо 200 А!поперечное сечение алюминиевогокабеля будет в 1,6 раза больше, затоон окажется вдвое легче и в полторараза дешевле. Пока предполагаютзаменить медь в проводниках сечениемсвыше 2,5 мм2, а тонкие проводкисечением 0,13 мм2 выполнять из медномагниевого сплава. Говорите, алюминий окисляется и потому обжатие наконечников для него не подходит? Так мыего не только обожмем, но и приваримлазером!ЭЛЕКТРОНИКАЗдесь сегодня царит Ее ВеличествоЦифра. И она позволяет по-новомувзглянуть… хотя бы на комбинациюприборов. Компания «Фуджитсу» привезла впечатляющий образец своеготворчества. Один маленький пример: вместо символа автомобильчикас незакрытыми дверьми перед вамиразворачивается целое представление.Кажется, еще чуть-чуть – и я за приоткрытой в электронном пространстведверью увижу себя самого. Интересно,что, хотя дисплей у новой «комбинацииприборов» общий, каждое изображение на нем может иметь свое разрешение и свою частоту смены кадров.Исследовательский центр концерна«Форда» поделился новым видениемразвития систем предотвращения аварий. Сейчас подобные устройства вначале подают водителю предупрежда­ющий сигнал и только при отсутствииего реакции активируют тормоза.Но здесь теряется драгоценное время,и сейчас решено обратить вниманиена уход от столкновения маневром.Главная проблема – неожиданная автоматическая переставка может помешать другим участникам движения.  Силовая электроника современного электромобиля собрана на полевых транзисторах,медные стойки служат для отвода теплана прикручиваемый радиатор.  «Комбинация приборов» «Фуджитсу»может нарисовать любое изображение.  Наверное, это не имеет прямого отношения к автомобилю, но робот, собирающийкубик Рубика, как бы говорит: «Нам, роботам, и рулить – раз плюнуть!».Над разрешением этого противоречияведется серьезная работа.Не в последнюю очередь тут сможет помочь активно продвигаемаясвязь Car-to-Сar, когда автомобилисами сообщают друг другу о намерениях водителей и окружающей обстановке. Но сразу встает вопрос защитыканала связи от хакеров, развлека­ющихся взломом автомобильныхкомпьютерных систем. В «Ауди» намрассказали о возмутительном случае,когда на дорожном информационномтабло вдруг появилось сообщениео якобы разгуливающих по шоссеагрессивных пандах. Потребовалосьполдня, чтобы восстановить контрольнад системой. Был эпизод, когда ужена дисплее автомобиля появилосьнепристойное ругательство – сигналв диапазоне радиоволн шел якобыот датчиков давления воздуха в шинах.А ведь так можно и мотор на расстоянии заглушить, и затормозить, и, не дайбог, колеса повернуть! Разработчикиищут выход во все более хитроумныхприемах кодирования команд, цифровых подписях, одноразовых пароляхдоступа. Но предлагаемый уход с общепринятой несущей частоты 2,4 ГГцна «безопасную» 5,8 ГГц мне показалсянаивным. Да, конечно, в обычном ноутбуке такого передатчика нет, но, согласитесь, если очень надо, его нетруднособрать.Я покидал гостеприимный БаденБаден на скоростной электричке,а не на электромобиле. Кто знает,может, к 2020 году так же расслабленноможно будет передвигаться по автобану, – ведь к тому времени основнуюзаботу о безопасности за рулем наверняка возьмет на себя электроника.138 За рулем 01/2012136-(1_2g)-138_Electronic.indd 13801.12.2011 15:47:27