216
217
218
219
220
КЛАССИКИ«МОСКВИЧ-433»БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕОТ СЪЕЗДА ДО БУФЕТАПеред нами машина с совсем не героической биографией и абсолютно не щегольским видом. А прохожиевсе равно смотрят на нее с доброй улыбкой. Сергей Канунников попробовал найти тому причины.Фото Георгия Садкова.216 За рулем 01/2012212-220_Moskvich433.indd 21601.12.2011 16:29:09 На них не обращали особоговнимания, как на обыденные предметы, – скажем,эмалированный чайник,кипящий на плите перед походомв школу. Или коржик, купленный в школьном буфете: вкусно,но ничего особенного. Такие фургоны подъезжали к магазинам,прачечным, школам, где суровоговида дядьки доставали из нихнеброские и не слишком ценныегрузы.Потом эти «москвичи»-фургоныкак-то незаметно исчезли. О них,казалось, забыли навсегда. Но этинеказистые работяги тоже частьнашей истории.МЕЛКИМ ОПТОМИх иногда называли «стиралками» –за ребра боковин грузового отсека,напоминающие стиральную доску.Фургон с весьма современнымпо тем временам дизайном по­­явился на пару лет позже седана.Первые грузовые машины собралив самом конце 1966 года.За рулем 01/2012 217212-220_Moskvich433.indd 21701.12.2011 16:30:58 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕ«МОСКВИЧ-433»218 За рулем 01/2012216-220_Moskvich433.indd 21802.12.2011 19:43:01   Замок зажигания ещене на рулевой колонке, которая соответственно не запирается.  Горловина бензобака решенав грузовом стиле – не прикрытаи без замка.  Простенькие, но изящныеподфарники впервые появилисьна «москвичах» семейства 403,а потом еще долго жили на ижевских машинах.  Старые приборы читаются хуже, чем современные,но определенный шарм в них,несомненно, есть.  Светлые сиденья придают кабиненарядный вид, но требуют аккуратности.Нижневальный мотор в 50 л.с.,конечно, далеко не гигант, особеннопо сравнению с передовым 412-м,выпуск которого начали в 1967 году.Но тогда двигатели в 40–50 л.с.и в Европе были нормой. А развозномугородскому фургону больше и не надо.Вам трудно поверить, что некогда«москвичи» можно было сравниватьс иномарками-одноклассниками?По сегодняшним меркам, фургонпрактически не разгоняется. Ходырасположенного на рулевой колонкерычага четырехступенчатой коробкипередач размашистые. Позднее,в начале 1970-х, рычаг переместилина пол, но лучше от этого не стало:дистанционный привод коробки передач все равно оставался капризным.Впрочем, при определенных навыкахда спокойном ритме езды управлениекоробкой приемлемое. А рычаг на рулев известной мере даже удобнее.Посадка для водителя среднегороста вполне сносная. Высокому будеттесно, но полвека назад стандартыбыли другие.Соседу водителя похуже, еслиза спинкой кресла на штатном местестоит запаска. Ну да пассажиру машиной не управлять!Погрузка-выгрузка требует ловкости и гибкости – крыша низкая. Не точтобы конструкторы не догадывались,что можно сделать фургон-«каблук»,просто на МЗМА, как и на другихсоветских заводах, царил принцип максимальной унификации. В данном случае – с универсалом «Москвич-426».Скольких трудов стоило пуститьна конвейер ИЖ-2715, ветераныудмуртского завода вспоминают до сихпор! Проблема погрузки-выгрузкиотчасти решалась отказом от сплошнойстенки за спиной водителя (на первыхфургонах она была): что-то можнобыло достать или положить из кабины.Правда, если груз уложен под крышу,а торможение резкое, могли возникнуть проблемы. Кстати, тормозаздесь еще без усилителя (он появитсяна мощном 412-м и его модификациях),но для фургона вполне сносные.Ну а вообще грех жаловаться!Для второй половины 1960-х – начала1970-х (а этот фургон как раз из 1969-го)по оснащению и управляемости –нормальный легковой автомобиль,способный, по паспортным данным,перевозить 250–400 кг (в зависимости от дорог) чего-нибудь. Но кто ихсчитал, эти килограммы? Впрочем,особо тяжелого на таких машинах,как правило, не возили. А коржикамида сосисками для школьного буфета«Москвич» не перегрузишь.ДВАДЦАТЬ ТРИИ ТРИДЦАТЬ ТРИВесной 1966 года, за несколько месяцев до появления 433-го, прошелХХIII съезд КПСС. О такой мелочи, какфургон «Москвич», в его материалах,конечно, не было ни слова. Но задачуувеличить в восьмой пятилетке производство грузовиков в два раза поставили. МЗМА обязан был внести в этодело свой, пусть и не великий, вклад.Универсал «Москвич-426» освоили,кстати, позже фургона – в марте 1967-го.Ну, «в два раза» – это, конечно,погорячились. Но рост, по нынешниммеркам, действительно немыслимый: в 1965 году в СССР произвеличуть больше 326 000 грузовиков,а в 1970-м – более 524 000. В этомобъеме вклад московского завода,получившего в 1968-м, за годдо рождения этого «Москвича», имяЛенинского комсомола, был совсемскромным. Основной продукциейпредприятия являлись седаны, оченьнеплохо продававшиеся за границей.За рулем 01/2012 219212-220_Moskvich433.indd 21901.12.2011 16:30:20 КЛАССИКИ| ЖИВЫЕ«МОСКВИЧ-433»МАЛЕНЬКИЙ,А УЖЕ ГРУЗОВИКПроизводство «Москвича-433»начали в самом конце 1966-го.Машину грузоподъемностью 250–400 кг комплектовали 1,4-литровым нижневальным мотором«Москвич-408» и четырехступенчатой коробкой передач. С начала1970-х годов 433-й выпускалипараллельно с более мощным фургоном «Москвич-434», оснащенным75-сильным мотором «Москвич-412»и гидровакуумным усилителемтормозов. В 1976-м модель 433сменил «Москвич-2733», а 434 –«Москвич-2734», созданные на баземоделей 2138 и 2140.  Дверь грузового отсеказапирается ключом.  На ранних московских фургонах дверь грузового отсекасостояла из двух откидывающихся частей. В отсутствиисплошной перегородки междукабиной и багажником былии плюсы, и минусы.Зато московский завод был, по сути,единственным, серийно выпускающимудобные в городе юркие развозныефургоны.Незаметные фургончики бегалипо городам, делали незаметную работу.Большинство бесславно заканчивалисвой век у заборов автобаз и на свалках.Именно туда лазили пионеры московских окраин собирать металлолом(интересно, не на ту же свалку его потомотвозили?..). Но в посещении этого кладезя была и вторая цель: ужасно интересно потрогать автомобильное железо!Пусть ржавое и искореженное.Поскольку частникам фургоныв СССР не продавали, шансов выжитьу отработавших свой срок машинпочти не было. Вот и этот 433-й совсемнедавно был на грани исчезновения.Чужие детали и агрегаты продлили егонелегкую жизнь, однако и она подходила к концу.Но совсем не пижонистому,не знаменитому и не легендарному«Москвичу» удивительно повезло.Сегодня он почти такой, каким былболее четырех десятилетий назад:не франт, скорее, обыденный предметиз почти забытого быта, как чайник,настойчиво кипевший на газовой плите,или коржик из школьного буфета…Редакция благодарит Евгения Магаковаза предоставленный автомобиль,директора Московского городскогодворца детского (юношеского)творчества А.А. Шашкова,заместителя директораВ.Н. Костина и заведующуюсектором информационногообеспечения и взаимодействиясо СМИ Н.И. Чистякову за помощьв организации съемки.220 За рулем 01/2012212-220_Moskvich433.indd 22001.12.2011 16:30:24