200
201
202
203
204
205
206
СПОРТ | ГОНОЧНЫЕ ТРАССЫ200 За рулем 01/2012200-206_Trassy.indd 20001.12.2011 16:25:16 РАСКОЛДОВАННЫЕКОЛЬЦАДля большой России один автодром – случайность. Пять профессиональных асфальтовых трасс – ужезакономерность, решили Вадим Крючков и Вадим Никишев, отправившись вынести собственнуюоценку каждой трассе. Фото Александра Батыру и Константина Якубова.В последние два года авто‑дромы сдавали в эксплуата‑цию один за другим. У каж‑дого свои история, владельцыи специфика, которую мы собра‑лись проверить, проехав по всемновым трассам европейской частистраны. Две спроектированы отече‑ственным бюро RaceTrack, три –инженерами компании Tilke GmbH.Одна из них, Moscow Racewayпод Волоколамском, по докумен‑тации может принимать Фор‑мулу‑1; сейчас ее строительствоперешло в завершающую стадию.А на всех остальных уже побываликоманды национального первен‑ства по кузовным гонкам – и нашатестовая бригада во главе с ОлегомПетриковым. Его мнение не тольковзгляд гонщика: он руководительавтодрома «Смоленское кольцо»,организатор и судья соревнований.Автомобили для тестирова‑ния трасс выбрали с претензиейна спорт, но совершенно разныепо философии, мощности и цене.Переднеприводный «Форд-ФиестаСпорт Лимитед Эдишн» – подо‑гретый хэтчбек малого классас небольшим заводским тюнингом:отдача 1,6‑литрового атмосфер‑ника доведена до 134 л.с., измененанастройка подвесок, добавлен аэро‑динамический обвес. Попутчикомстал классический «Ягуар-XKR»с 5‑литровым компрессорнымдвигателем мощностью 510 л.с.Очевидно, что он должен быстреепожирать асфальт новых трасс, –осталось выяснить, насколько и гдеименно.За рулем 01/2012 201200-206_Trassy.indd 20101.12.2011 16:26:04 | ГОНОЧНЫЕ ТРАССЫ«Смоленское кольцо»Автодром«Смоленское кольцо»Расположен в поселке ВерхнеднепровскомСмоленской области, в 320 км от столицыСпроектирован компанией Tilke GmbH(Германия)Длина трассыдля кольцевых автогонок, м3357Ширина дорожного полотна, м12–15В эксплуатациис 2010 годаТрибуныстационарныеПарковкаестьБоксы для гоночной техники34Альтернативные подъезды к трассенетВремя прохождения трассы, с:«Форд-ФиестаСпорт Лимитед Эдишн»«Ягуар-XKR»РазницаНаша оценка: FFFFF2.09,81.58,710,9Первая гонка прошла в августе 2010‑го.И не какая-нибудь, а этап чемпионата Европыпо грузовому кольцу. Далее количество спор‑тивных уик-эндов нарастало: два этапа RTCC,еще одна «грузовая Европа», этапы Кубков«Лады-Гранта», «Леджендс» и «Митджет»,чемпионат MaxРowerСars, многочисленныетрек-дни и финал Кубка Mazda Sport Cup.Трасса «трехмерная», то есть с пере‑падами высот. Среди особенностей: слепыеповороты, змейка с переменным шагом, един‑ственный в России профилированный вираж –бенкинг.Инфраструктура этой трассы самая раз‑витая на сегодняшний день. Есть пит-билдинги 34 бокса для гоночной техники. Причемк каждому подведены вода и электричество.Полноценная канализация, в паддоке стаци­онарные туалеты и душевые. В непосредствен‑ной близости от автодрома бензоколонка,автомойка, гостиница и турбаза.«Смоленское кольцо» подходит и длягонок, и для трек-дней, и для тестированиясерийной техники.В нынешнем году трасса примет этапычемпионатов России и Европы по кольцевымгонкам, любительские серии и, разумеется,тестовую бригаду «За рулем». Вот уже четвер‑тый год большинство горячих автомобилейи суперкаров для рубрики «Драйв» мы испы‑тываем на «Смоленском кольце».Привычная нашему тест-пилоту ОлегуПетрикову дорожка легко далась дажев дождь – что на «Фиесте», что на XKR.Рекордных скоростей на этот раз не развили,  Здесь удобно не только гоняться,но и тестировать автомобили в любую погоду.Инфраструктура «Смоленского кольца» этопозволяет.  Цивилизованная подводка электричествак командным пунктам управления гонкойвыглядит так.но поведение автомобилей оценили какхорошо прогнозируемое и понятное. «Ягуар»с учетом накопленного нами опыта доста‑вил немного меньше удовольствия, чемво время первого теста на недостроеннойтрассе (ЗР, 2009, № 10). Даже цепкий новыйслой асфальта не в состоянии удержать купеот скольжений, – причем больше концен‑трации требует вход в поворот, чтобы избе‑жать сноса. «Форд» на фоне более мощногосоперника выглядит живчиком, на которомпроще всего штудировать трассу: он лояленк ошибкам на непростой дорожке, при этомпозволяет почувствовать баланс автомобиля.И вовлекает в процесс пилотирования едва лине сильнее, чем вдесятеро более дорогой XKR!Кстати, обратите внимание на разницу во вре‑мени прохождения круга: вне зависимостиот длины трассы, ее конфигурации и погодныхусловий разрыв между машинами колеблетсяв районе 11 секунд.202 За рулем 01/2012200-206_Trassy.indd 20202.12.2011 19:22:53 Автодром «Санкт-Петербург»Расположен в поселке Шушары,на Московском шоссе, в 5 км от кольцевойдороги Санкт-ПетербургаСпроектирован конструкторским бюроRaceТrack (Россия)Длина трассыдля кольцевых автогонок, м3073Ширина дорожного полотна, м12–16В эксплуатациис 2011 годаТрибунывременныеПарковкаестьБоксы для гоночной техникинетАльтернативные подъезды к трассенетВремя прохождения трассы, с:«Форд-ФиестаСпорт Лимитед Эдишн»«Ягуар-XKR»Разница2.00,11.47,712,4Единственная кольцевая трасса в СевероЗападном регионе. Подъезд – по основательнозагруженному транспортом Московскомушоссе, но до черты города рукой подать. А этозначит, что загрузка автодрома обеспечена:мотоциклисты, дрифтеры, поклонники дрэгрейсинга, кольцевики, ученики контраварийных школ и др.Особенности почвы не располагалик строительству дорожки с перепадамивысот. На гоночном сленге подобные плоскиетрассы называют «сковородками». Для опытного пилота такое кольцо не самое сложное,  Теперь и у питерских мотоциклистов естьплощадка для легальных тренировок.  На единственной трассе Cеверо-Западаоттачивает технику скольжения чемпионРоссийской дрифт-серии‑2011.зато для новичка, пожалуй, наиболеебезопасное.Инфраструктура автодрома «СанктПетербург» весьма скромная: ни гостиницы,ни бензоколонки, ни мойки для транспортав непосредственной близости нет. Туалеты –синие пластмассовые кабинки. Впрочем,совсем рядом Северная столица и магистральМ10, где можно переночевать, заправитьи помыть автомобиль и т. п.Из крупных соревнований в нынешнемгоду трасса примет этапы трех чемпионатовРоссии, дрифт-серию и чемпионат СанктПетербурга по кольцевым автогонкам.Для ознакомления с малоизвестнойи к тому же мокрой дорожкой Олег Петриковвыбрал «Фиесту». Не прогадал. Несмотряна длинные прямики (под обилие лошадиныхсил), здесь на «Форде» сподручнее. Во всякомслучае, на влажном покрытии. Умеренно мощный переднеприводный автомобиль позволялэкспериментировать, искать новые траекториии точки торможения. За рулем «Ягуара» пилотупришлось попотеть, причем даже при неполностью отключенной электронике. И вовсене из-за избыточной тяги на задней оси.С этим-то мастер спорта справлялся легко:на выходе из поворота подрулевым лепесткомнакидывал передачу повыше и смело жал газ,корректируя при необходимости небольшойзанос. Но что делать с озерами на асфальтепосле дождя? Скорость у «Ягуара» выше,и проблем ему они доставляли больше.Автодром должен обзавестись ливневкойи нормальными зонами вылета. В противномслучае рассчитывать на рекордные результатысложно: одна ошибка – и всплывший автомобиль унесет в поле.Наша оценка: FFFF«Санкт-Петербург»За рулем 01/2012 203200-206_Trassy.indd 20301.12.2011 16:26:10 | ГОНОЧНЫЕ ТРАССЫНаша оценка: FFFFАвтомобильный спортивныйкомплекс«Нижегородское кольцо»Расположен в Богородском районе, в 22 кмот Нижнего НовгородаСпроектирован конструкторским бюроRaceТrack (Россия)Длина трассыдля кольцевых автогонок, м 3222Ширина дорожного полотна, м 12–16В эксплуатации с 2010 годаТрибуны стационарныеПарковка естьБоксы для гоночной техники нетАльтернативные подъезды к трассе нетВремя прохождения трассы, с:«Форд-ФиестаСпорт Лимитед Эдишн» «Ягуар-XKR» Разница «Нижегородское кольцо»2.06,41.55,610,8Нижегородцы приняли у себя большой авто­спорт – этап чемпионата России по кольцевымгонкам – в июле 2010 года. С этого моментатрасса постоянно загружена автомобильнымии мотоциклетными соревнованиями, любитель­скими сериями, зимними гонками, состязаниямикартингистов, тестами, трек-днями.Дорожка без перепада высот, но конфигу­рация интересная. Еще одна особенность: асфальтболее скользкий, чем на других российских гоноч­ных трассах (но во всех поворотах есть асфаль­тированные зоны вылета). Для тестирования  Здесь есть крытые стационарные трибуныс пластиковыми сиденьями.  Владельцам подобных машин на нижегородской трассе предложат цикл уроковбезопасного вождения под руководствомопытного пилота.серийных автомобилей это скорее плюс, чемминус. Покрышки предупреждают водителяпением задолго до срыва в занос.Изюмина инфраструктуры – крытые три­буны с удобными пластиковыми сиденьями.Туалеты – кабинки. Мойка непосредственнона автодроме. Бензоколонка в 600 метрах.В нынешнем году трасса примет чемпи­онаты страны по автомобильному и мотоциклет­ному кольцу, международную «Янтарную Волгу»и другие соревнования.На «Нижегородском кольце» рекордывыдал гендиректор автодрома Вадим Баханов.Здесь «Форд» подтвердил репутацию интерес­ной и неплохо настроенной машины, но спортив­ности ему не хватало. Коробку, которая в обыч­ных условиях казалась закороченной, на трассехотелось закоротить еще больше: четвертуювключаешь один раз – и мотора уже не хватаетдля заметного ускорения. Скользит в пово­ротах передняя ось: нет возможности уперетьсяи пройти поворот на пределе, а на сброс газакорма не хочет идти в занос. Вадим утверждает,что это лечится настройкой эластокинематики.Хотя, может, дело и в скользком асфальте ниже­городского автодрома? Еще одна особенностьтрассы: у «Фиесты» довольно быстро перегрева­лись тормоза.Впрочем, «Ягуар» вскипятил тормоза ещебыстрее. Не самый лучший довесок к ватнойпедали с низкой информативностью. Зато моторна этой дорожке проявил себя во всей красе.А вот автомату Баханов пожелал чуть большейрасторопности. Мощное купе на нижегородскомавтодроме потребовало специфических приемовуправления. Электронику лучше отключить. Входво все крутые повороты поздний, с интенсивнымторможением, поворот руля (ему бы побольшеинформативности!) на малой скорости и раннийразгон: так машина доворачивается подачейгаза и быстрее набирает ход. Попытка ехатьклассическим вкатыванием приводила к замет­ному сносу тяжелого передка.204 За рулем 01/2012200-206_Trassy.indd 20401.12.2011 16:26:13 Наша оценка: FFFFFАвтодром «Казань-Ринг»Расположен рядом с федеральной трассойМ7, в километре от Казани Спроектированкомпанией Tilke GmbH (Германия)Длина трассыдля кольцевых автогонок, м 3476Ширина дорожного полотна, м 12–15В эксплуатации с 2011 годаТрибуны стационарныеПарковка естьБоксы для гоночной техники 12Альтернативные подъезды к трассе через казанский микрорайон ДербышкиВремя прохождения трассы, с:«Форд-ФиестаСпорт Лимитед Эдишн» «Ягуар-XKR» Разница 1.55,91.44,311,6В Татарстане отношение к автоспорту особое. Если уж построили кольцевую трассу,то пустовать она не будет. В минувшем сезонездесь провели этап чемпионата страныпо «турингу», Кубок России в зачетных группах«Лада-Гранта», «Леджендс» и «Митджет», этапчемпионата России по кольцевым мотогонкам,фестиваль ретроавтомобилей, любительскиесоревнования, тесты.Дорожка с перепадом высот, несколькими слепыми поворотами и ходовой прямойпротяженностью 832 м. Интересная и профессиональная трасса. В большей степениориентирована на гонщиков и хорошо подготовленных любителей. На автодроме построенстационарный пит-билдинг, боксы для гоночной техники, трибуны. Судейские постына виражах – крытые будки. В непосредственной близости есть бензоколонка, гостиничныйкомплекс «Дубай», стоянка.В нынешнем году здесь должно пройтишесть официальных соревнований по автомотоспорту. В том числе чемпионат Татарстанапо кольцевым автогонкам.ХОЛМЫ ИЛИ РАВНИНАПочему при оценке автодромов столько внимания уделили инфраструктуре? Да потому, чтоавтодром живет не только гоночными машинами.Их-то отмывают рядом с боксами и заправляютспециальным топливом из привезенных бочек.А многочисленные технички, служебные машины,автомобили зрителей, техника, прибывшаяна тестирование или любительские гонки?Их приходится обслуживать вне трассы. Близостьпарковки, бензоколонки, мойки, недорогогожилья – в данном случае фактор немаловажный. Какой бы привлекательной ни была сама«Казань-Ринг»  Автодром расположен в карьере. С егосклонов хорошо видно трассу, и зрителиэтим пользуются.  Широкие гравийные ловушки, связанныепокрышки, барьеры, ограждения – необходимый набор атрибутов безопасности гоночной трассы.«Мерной ногой» на казанском автодромевыступил Джаудат Миннахметов. Именитогогонщика 510‑сильный «Ягуар» не поразил:он регулярно тренируется на форсированном«Ниссане GT-R»! Наша «кошка» – разумеется,машина другого назначения: это купе в стиле«гран туризмо». Поэтому Миннахметов готовбыл простить и задержки при переключениях,и сопротивление коробки при торможениидвигателем. Зато отметил хороший держаки на прямых, и в пологих виражах. А приатаке шпилек посетовал на тот же снос. По егомнению, чтобы раскрыть характер автомобиля,нужно обуть его в гоночные покрышки и намотать минимум 20 кругов. Иначе, разогнавшисьна дальней прямой до 220 «истинных» километров в час, едва попадаешь в поворот: подводят шины и тормоза.Узнав о стоимости «Фиесты», пилот вынесвердикт: отличный автомобиль! Вот толькомотор бы помощнее – «Казань-Ринг» с егоходовыми секторами недвусмысленно на этонамекает. Цифры подтверждают: на быстройтрассе отрыв «Ягуара» заметнее.дорожка, если она расположена в чистом поле,то проиграет трассе, не столь, быть может, замысловатой, но удобной для большинства гостей.С позиций удобства сегодня лидируют «Смоленское кольцо» и «Казань-Ринг».Конфигурация дорожки? Здесь нет первогои нет последнего, ведь многое зависит от уровняподготовки пилотов, техники и поставленныхзадач. Каждая трасса имеет свой набор привлекательных элементов. Питер – закрученныйповорот-улитку и скоростные прямые. Казань –связки с перепадом высот. Смоленск – змейкуи бенкинг. Нижний Новгород – несколькомедленных поворотов, перед которыми надоосновательно тормозить, и чуть более скользкое покрытие. На наш взгляд, плоские трассылучше подходят для контраварийной подготовки,тестирования серийных машин и любительскихзаездов: меньше риск повредить автомобиль.Подобные трассы, в принципе, легче готовитьдля зимнего использования.Автодромы с перепадом высот требуют болееквалифицированных водителей и более продвинутой техники. Они спортивнее, здесь быстрееосвоишь «высший пилотаж». Неспроста за рубежом так мало плоских гоночных трасс.За рулем 01/2012 205200-206_Trassy.indd 20501.12.2011 16:26:15 | ГОНОЧНЫЕ ТРАССЫНаша оценка: не выставляласьАвтодром Moscow RacewayРасположен рядом с федеральной трассойМ9 (Новорижское шоссе), в 101 км от центраМосквыСпроектирован компанией Tilke GmbH(Германия)Длина трассыдля кольцевых автогонок, м 4070Ширина дорожного полотна, м 12–21Ввод в эксплуатацию в 2012 годуТрибуны стационарныеПарковка естьБоксы для гоночной техники естьАльтернативные подъездык трассе по Волоколамскому шоссеПока «Московское кольцо» – это стройка,финал которой намечен на лето. Не вдаваясьв подробности лицензирования трасс, отметим,что данная дорожка – из другой лиги. Высшей.Огромный гоночный комплекс с 17 (!) возмож‑ными конфигурациями сможет принять состя‑зания любого уровня, вплоть до тренировочныхзаездов Формулы‑1.К комплексу можно подъехать по двумразным шоссе, что дает возможность раз‑делить потоки зрительских и служебныхавтомобилей.«Московское кольцо»Первое мероприятие намеченона 14–15 июля. Им станет Мировая серия«Рено» с двумя классами формул и легко‑выми «меганами». Далее этап мотоциклетногочемпионата мира в классе «Супербайк», GT1и этап RTCC. Кстати, трасса набирает маршалов(спортивных судей) для работы на соревнова‑ниях, – желающие быть поближе к автогонкаммогут попробовать себя на этом поприще.  Дорожка почти готова. По ней мы проехали в режиме неспешной экскурсии – гонятьздесь еще нельзя.  «Ягуар-XKR» – мощный и дорогой автомобиль класса «Гран Туризмо». Дальниепоездки или дым из-под колес – пожалуйста. А вот гоночные трассы предпочитаетпросторные, с длинными прямыми.  «Форд-Фиеста Спорт» – азартный автомобиль, вполнепригодный для трек-дней. Особенно хорош на автодромахс обилием как медленных, так и быстрых поворотов.Ходовые прямые не его стихия: не хватает мощностидвигателя.206 За рулем 01/2012200-206_Trassy.indd 20601.12.2011 16:26:20