30
31
АВТОМОБИЛИ | ЭКСТРЕННЫЙ СЛУЧАЙУСИЛИТЕЛЬ СТРАХАВечером 10 октября 2011 года я, Максим Приходько, отпраздновал свой второй день рождения: рульредакционного универсала «Лада-Приора» на скорости 40 км/ч самопроизвольно дернулся влево. Я ехалв крайней левой полосе и едва успел затормозить, остановившись в считаных сантиметрах от ограждения.А если бы скорость была выше?..За рулем всевозможных моделейВАЗа я провел немало времени. Случалось, поругивалродной автопром за мелкиеогрехи и поломки, но чтобы так подлои не­ожиданно взбрыкнул электроусилитель руля, бесцеремонно взяв управление на себя, – такого в моей практикееще не было. Хотя грешками ЭУРаредакционные «лады» расстраивалинас и раньше, до экстраординарныхситуаций не доходило. «Кстати» вспомнилось, что прошлой зимой подобнаяпроблема возникла на калужском30  К дилеру машину везлина эвакуаторе: уж слишкомсамостоятельный усилительруля попался.За рулем 01/2012030-031_Priora.indd 3002.12.2011 17:57:19   Слева – дефектный усилитель, 2172-3450008-02. Справа – его новая модификация,индекс 702.  Серебристый прямоугольник с шестью микросхемами – тот самый контрафакт. Выше мыположили настоящую немецкую микросхему, на которой сэкономили в Калуге.«Фольксвагене-Поло». Его склонностьни с того ни с сего повернуть вправовылечили перепрошивкой программыблока управления.Автовазовский дилер, не вдаваясь в детали, без звука заменилдефектный блок электроусилителя«Приоры» по гарантии. Собственно,отказ ЭУРа, сломайся он на ровномместе, остался бы хоть и неприятным,но лишь эксплуатационным эпизодом,не более того. Но он же на ходу самовольно направил машину в сторону,а это уже совсем другая история! Нампотребовались объяснения производителя. Узнав о случившемся, на АВТОВАЗе тут же захотели изучить проблемный узел.Истинная причина отказа превзошла самые смелые и даже нелепыепредположения. При вскрытии узлавыяснилось, что рационализаторыкалужского завода «Автоэлектроника»самостоятельно заменили дорогуюнемецкую микросхему в электронном блоке управления усилителемсамодельной (!) платой с впаяннымикустарным способом элементаминеизвестного происхождения. «Контрафакт!» – так охарактеризовал этотнабор начальник управления специальных испытаний АВТОВАЗа ЮрийЗемсков. Дирекция завода по качествупотребовала от «Автоэлектроники»объяснений: откуда взялось стольтворческое решение проблемы?Рационализаторы из Калуги скромнопояснили: такая версия блока выдавала якобы точно такие же параметры,как и утвержденная производителем.А если нет никакой разницы, то зачемплатить дороже? Тем более что история эта древняя (наша машина быласобрана в 2010 году) и данный узел ужезаменен на конвейере более совершенным ЭУРом модели 702 – такой теперьстоит под капотом нашей «Приоры».Согласовывать с АВТОВАЗОМ своерацпредложение по удешевлениюпрежнего усилителя калужане не стали.Входной контроль качества на автозаводе отклонений от оригинала не выявлял, а обнаружить залитую компаундомначинку блока, не вскрыв его, невозможно!Сейчас главная задача АВТОВАЗа –выяснить, на какое количество автомобилей был установлен контрафактный блок управления ЭУРом. В любомслучае мы обязательно проинформируем вас о том, как усмирили «восстание машин». И надеемся, что принеобходимости заводу хватит мужества объявить отзывную кампанию.На момент сдачи номера на АВТОВАЗекак раз обсуждали такую возможность.За рулем 01/2012030-031_Priora.indd 313102.12.2011 17:57:22