112
113
ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙКСЕНОНОВЫЕ ЛАМПЫКОМПОНЕНТЫ | ОСВЕТОНОСНОЕ ЯВЛЕНИЕОткрываем новую рубрику, посвященную популярному изложению основ работы различных автомобильныхкомпонентов – от железок до технических жидкостей. Сегодня Алексей Воробьев‑Обухови Михаил Колодочкин расскажут о ксеноновых фарах. И даже поставят эксперимент!КСЕНОНУ – УРА?Ксеноновые фары впервыезажглись в 1991 году (только чтобыл юбилей!) на «семерке» БМВ.И с тех пор не утихают споры: одни(у кого он есть) заходятся в похвалах новому свету, другие (у кого егонет) осыпают проклятиями. Причем правы обе стороны.Сначала послушаем аргументы за. Итак, ксеноновый светярче галогенового более чем вдвое:3200 лм светового потока против1500 лм у лучших образцов Н7.Ксеноновые лампы еще и намногоэкономичнее: они выдают на ваттмощности 91 лм против 26 лм/Вту галогенок. Это позволяет тратитьна одну фару 35 Вт вместо 55 Вт.К тому же новые ксеноновые лампыживут 2000 часов против прежних 450–500 часов у галогеновых.Они не боятся вибрации, ведь дугуплазмы не стряхнешь, как волосокнити накаливания.СВОИМИ РУКАМИВ далеком 1802 году русский ученый Василий Петров решил проверить электропроводность угля.Он положил на стекло угольныйстержень и прикрепил к нему провода от высоковольтной батареи.Но уголек нечаянно разломилсяпополам – и в месте разлома обеполовинки быстро раскалились,а потом между ними вспыхнулневиданный до того ослепительныйсвет. Так был открыт дуговой разряд. Тогда его назвали «светоносным явлением».Мы решили получить свой,зарулевский разряд! Вместо углявзяли два карандаша, а вместо батареи – 220 В из сети. В качестве балласта подключили последовательноэлектрокамин, иначе в редакциипросто выбило бы пробки. Черезнесколько секунд «светоносноеявление» предстало перед намиво всей красе – с яркостью, жароми шипением, а фотограф, запечатлевший для вас данный опыт,долго потом тер воспаленные глаза.Повторять самостоятельно не советуем: требуются определенныенавыки…Собственно, примерно таки работают ксеноновые фары.Только вместо карандашей и электрокаминов там использованы другие компоненты.ЧЕГО ЕЙ НАДО?Ксеноновой лампе недостаточнодля горения бортового напряжения в 14 В. Приходится добавлятьв схему так называемые инверторы,повышающие его уровень. Раньшеэто были 300 В, сегодня удаетсяобойтись комбинацией 85 В и 400 Гци даже 42 вольтами! Кстати, отсюдавывод: лампа лампе рознь, призамене нужно быть внимательным. К примеру, лампы серий D1,D2, D3 и D4 не взаимозаменяемы!  В этом прожекторе, по сути,горит та же дуга,что и на заставке.  Ксеноновыелампы большоймощности устроены, в принципе,так же.112 За рулем 01/2012112-113_Xenon.indd 11201.12.2011 15:33:20 К тому же там сзади есть еще буковка Rили S, которую тоже необходимо учитывать.Одним инвертором, однако,не обойдешься: ни 42, ни 85, ни даже300 В не пробьют промежуток междуэлектродами при включении лампы.Тем более что зазор тут побольше, чемв свече зажигания, а давление газав колбе повыше, чем в камере сгорания.Поэтому нужен еще и высоковольтный(25 000 В) импульс поджига. Генерирующее его устройство может бытькак внешним (пример – лампы D1),так и интегрированным (лампы D1S).Заметим, что порог напряжения пробоя – одна из причин, почему выбранименно ксенон: у него он самый низкийсреди инертных газов. А будь в колбевоздух, при таких давлении и зазорепонадобились бы куда большие киловольты! Другие причины кроютсяи в стоимости, и в технологии точнойдозировки газа. В общем, было найденооптимальное соотношение. Неудивительно, что за такими фарами закрепилось название «ксенон». Хотя, забегаявперед, скажем, что и сама конструкцияу них несколько другая, чем у галогеновых.Ксеноновому свету нужно время,чтобы разгореться до номинальнойяркости. И это не милли-, а вполне себеполноценные 15 (!) секунд – именноза этот срок холодная лампа добирается до полной яркости. (Нет, лампа,конечно, вспыхивает сразу, но черезсекунду дает лишь 25% световойотдачи.) Заметим, что ксеноновыелампы не любят работу в неустановившемся режиме, поэтому моргать ими –все равно что залезать в свой кошелек.Важная особенность ксенона: относительно коротковолновое излучениедугового разряда сильнее рассеиваетсяна микронеровностях. Поэтому рефлектор такой фары должен быть болеегладким (на глаз этого не видно), чемдля галогеновой. То же относится к рассеивателю: он обязан быть чистым! Вотпочему категорически нельзя клеватьна веселые комплекты для установкиксенона прямо в фару «Жигулей». Естьи другой нюанс: многие покупателитак называемого дешевого ксенонанапрочь лишаются дальнего света!Лампочка-то всего одна, причем далеконе биксенон…А КСТАТИ, ЧТО ТАКОЕБИКСЕНОН?Нет, в таких лампах не накачано вдвоебольше ксенона. Это просто аналог двунитевой галогенки Н4, используемыйв совмещенной фаре дальнего и ближнего света. Поскольку сделать два разрядных промежутка нельзя, в цоколелампы разместили механизм (соленоидили электромоторчик), перемещающийее вперед-назад на несколько миллиметров. Так получают нужное в каждомрежиме светораспределение.ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?  Ксеноновая лампа (профи называют ихгорелками) D2S. Отчетливо видны внутренняя микроколбочка, в которой горит дуга,и защитная внешняя колба.  Омыватель – обязательная принадлежность фирменного ксенона, но в наших условиях эта штука почти бесполезна.Яркость фар – это, конечно, хорошо.Однако когда они светят в глазавстречному водителю – не простоопасно, но и вредно. Случалось бросить любопытный взгляд туда, откудавырывается сноп искр при дуговойэлектросварке? Здесь эффект примернотот же. Конечно, стекла лампы и фарыуменьшают долю агрессивного ультрафиолета, но все же… Чтобы избежатьнеприятностей, с ксеноном обычноиспользуют систему автоматическогокорректирования уровня и омывательфар. Добавьте стоимость самих ламп,обслуживающей их электроники –и поймете, почему настоящий ксенонстоит так дорого.Надо сказать, что изготовителидешевого «китайского» ксенонане слишком заморачиваются обеспечением стабильного положения дугимежду электродами. Разряд пляшет,выскакивает из фокуса, и луч начинаетметаться, сводя на нет все меры против ослепления. Отметим также, чтов тумане ксеноновый свет сильно рассеивается и создает сплошную пеленуперед водителем. Наконец, со временемксеноновые лампы тускнеют значительно сильнее галогеновых (к концужизни лампа Н7 теряет лишь 20%первоначальной яркости, а ксеноновая – все 45%). Правда, это произойдетза более длительный срок, но кто жебудет менять не «перегоревшую»,а просто потускневшую дорогую лампу?ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПолноценную, ярко светящуюся плазмуксенон дает только при изрядном давлении. Пока лампа выключена (илилежит в коробочке), это 20 бар (опасайтесь разбить!). При работе давлениеповышается аж до сотни, но тут фаразащищает. В некоторых лампах содержится ртуть, что тоже не очень полезнодля здоровья. Поэтому такие изделиянадо не в ведро выкидывать, а утилизировать. Впрочем, последние образцы(D3 и D4) обходятся без ртути, которуюзаменили натрием. Это заодно придаетсвету теплый оттенок.А ДАЛЬШЕ?Сложно? По сравнению с обычнымилампочками – да. А если сравниватьсо светодиодами? Со временем расскажем и о них, а пока отметим, чтотехнических проблем там ничутьне меньше.За рулем 01/2012 113112-113_Xenon.indd 11301.12.2011 15:33:25