Сообщи о расходе, автомобиль

СООБЩИ О РАСХОДЕ, АВТОМОБИЛЬ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ТЕПЕРЬ И ДЛЯ

НАШИХ МАШИН

СООБЩИ О РАСХОДЕ, АВТОМОБИЛЬ

ХОТИТЕ ЭКОНОМИТЬ - КУПИТЕ

МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕР

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

Маршрутный компьютер не игрушка. Он дисциплинирует водителя или, если хотите, оттачивает ездовой стиль. Например, знакомство с его показаниями в режиме мгновенного расхода топлива убедит даже самого рьяного аса светофорных гонок нажимать на педаль газа не столь интенсивно. Помимо возможности экономить бензин, эти приборы предоставляют информацию о скорости, пройденном пути, продолжительности поездки и т. д. Короче говоря - полезны. И потому маршрутные компьютеры того или иного исполнения нынче входят в стандартную комплектацию большинства современных автомобилей зарубежного производства. А что у нас?

Первые серьезные попытки внедрить подобные приборы в обиход были предприняты лет семь-восемь назад. В продаже появились три модели: 12.3857 болгарского производства (ЗР, 1992, № 9), отечественные МК-93 и "Гелиос" (ЗР, 1994, № 10). Широкого распространения они не получили. Для съема параметров на автомобилях с карбюраторными двигателями помимо электронного блока требовался монтаж двух датчиков - скорости и расхода топлива. Они-то и стали камнем преткновения. Каждый разработчик компьютера ваял их самостоятельно. В результате датчики непомерно вздували стоимость изделия в целом да и, скажем прямо, не отличались высокой надежностью.

И вот под капотами отечественных автомобилей появились системы распределенного впрыска топлива. А вместе с ними - возможность получать информацию практически даром. Почти все необходимые для маршрутных компьютеров параметры предоставляют штатные электронные контроллеры впрыска, которые обрабатывают данные серийно выпускаемых и вполне надежных датчиков. При таких благоприятных условиях вторая волна "маршрутников" не заставила себя долго ждать. Сегодня цены на них вполне приемлемы, при этом число функций поболе, чем у предшественников. Какие же модели нынче доминируют на рынке?

Компактный МК-2112 (16.3857) курского ОАО "Счетмаш" предназначен для автомобилей ВАЗ "десятого" семейства (фото 1). Штатное место установки на консоли в гнезде для часов, необходимый жгут электропроводки в машине уже имеется. Информация отображается на жидкокристаллическом дисплее, оборудованном подсветкой для темного времени суток. Предусмотрена даже плавная регулировка яркости подсветки. Управлением заведуют шесть кнопок. Число функций - больше двадцати. Их можно условно разделить на пять групп: данные о расходе топлива и его остатке в баке, о пройденном расстоянии и скорости движения, о времени суток и продолжительности поездки, диагностические данные, сервисные функции и настройка (см. табл.).

Электронная начинка МК-2112 совместима с контроллерами впрыска "Январь 5.1", "Бош М 1.5.4", GM и их модификациями, а также с комбинациями приборов VDO или владимирского производства. Для установки маршрутных компьютеров в "десятки" с карбюраторными двигателями за дополнительную плату приобретают "счетмашевские" датчик расхода топлива (13.3853), монтажный комплект, состоящий из проводов, шлангов и крепежа, а также серийный датчик скорости (301.3843), способный выдавать шесть сигнальных импульсов за один оборот. Безусловно, это шаг назад. Но чего не сделаешь для расширения ассортимента. Кстати, компьютер с таким набором не трудно вживить в большинство отечественных машин с карбюраторными моторами. После небольших переделок и подгонки по месту услугами МК-2112 смогут воспользоваться владельцы "волг", "соболей", "газелей", "москвичей", классических и переднеприводных ВАЗов с "низкими" панелями приборов.

Для VAZ 2115, 21083, 21093, 21099, оснащенных моторами с распределенным впрыском топлива, тот же "Счетмаш" выпускает маршрутный компьютер МК-2114 (15.3857). Его устанавливают в штатном гнезде "высокой" панели приборов старого или нового образца. Дисплей жидкокристаллический, с подсветкой. Компьютером управляют с помощью десяти кнопок.

МК-2114 - прямой потомок модели МК-93, разработанной в 1993 году. А если точнее, старый конструктив, умело совмещенный с современной элементной базой. Поэтому, несмотря на существенные отличия в дизайне, функциональные возможности МК-2114 такие же, как у МК-2112 (см. табл.). Дополнительные датчики и монтажный комплект позволяют использовать его как в карбюраторных "восьмерках" и "девятках" с "высокими" панелями, так и в машинах, названных выше. Мы, например, без проблем вживили МК-2114 в редакционную "Оку" (фото 2).

Еще один интересный прибор - мини-компьютер МДК, который выпускает самарское ООО "ФЭА". Он предназначен для любых переднеприводных моделей ВАЗа, оснащенных контроллерами впрыска "Бош М1.5.4", "Бош М 1.5.4.N", "Январь 5.1", "Январь 5.1.1". Компьютер крепят двусторонней липкой лентой на верхнем кожухе рулевой колонки. Подключение к бортсети всего тремя проводами либо к диагностической колодке контроллера впрыска, либо к разъему штатного иммобилизатора. Дисплей люминесцентный, со ступенчатой регулировкой яркости свечения. Управляет режимами МДК всего одна кнопка. Несмотря на обилие функций, алгоритм управления несложный и пользоваться кнопкой удобно.

Возможности мини-компьютера, разумеется, поскромнее, чем у моделей из Курска. Однако все необходимое есть. Отсутствие же ряда функций с лихвой компенсирует встроенная диагностика. МДК способен считывать и выводить на дисплей коды неисправностей контроллера впрыска, очищать память контроллера от кодов неисправности, информировать водителя о напряжении бортсети, температуре охлаждающей жидкости и положении дроссельной заслонки (см. табл.). Правильный подход! В электронных недрах систем впрыска хранится масса данных, нужно лишь не лениться их извлекать.

Итак, экономим топливо, получаем подробный отчет о пройденном маршруте, наблюдаем за скоростью по цифровому спидометру, который точнее штатного. Плюс часы, будильник, календарь. И все "в одном флаконе". Неужели у компьютеров нет недостатков? Конечно же, есть. Это огрехи эргономики, спорный дизайн ряда моделей, иногда - неоптимальный алгоритм управления, а в ряде режимов - и низкая точность. Например, остаток топлива в баке и прогноз пробега на этом остатке рассчитываются по показаниям штатного погружного поплавка. Любой водитель знает - доверять ему на все "сто" нельзя. Добавьте сюда явления отлива и прилива бензина в зависимости от наклона кузова и вы поймете - в данном случае показания вашего "маршрутника" весьма относительны.

Впрочем, это мелкие придирки. В целом, современные компьютеры достаточно точны и совершенны. С основными задачами они справляются хорошо.

Что ни говори, эксплуатировать машину, опираясь на точные цифры, и приятно, и полезно. Но чтобы расставить все точки над "i", давайте подойдем с той же меркой к самим маршрутным компьютерам - рассчитаем, когда же затраты на них окупятся (берем только один параметр - расход топлива).

Допустим, с помощью умного прибора в среднем экономим порядка полулитра бензина АИ-93 на 100 км. Подтверждаем, показатель вполне реальный, особых усилий для его достижения не потребуется. В таком случае модели МДК ценой 2200 руб., а также МК-2112 и 2114 стоимостью 1800-2000 руб. с установкой покроют затраты за 50 тыс. км пробега. Это для автомобилей с распределенным впрыском. Дополненные до карбюраторного варианта МК-2112 и МК-2114 обойдутся уже в 3400-3800 руб. и окупятся к 100 тыс. км. Конечно, можно гнаться за рекордами экономии, а значит, и окупаемости, но общая закономерность сохранится - впрысковые "маршрутники" выгоднее карбюраторных.

Подпишитесь на «За рулем» в