АвтомобильнаяжизньЭта печальная цифра известна многим - более двухсот тысяч машин находится нынче во всероссийском розыске. Как показывает практика, от угона не спасают ни крепкие гаражные запоры, ни новейшие электронные замки. А о розыскных способностях отечественных пинкертонов и вообще говорить не приходится. Одним словом, дамоклов меч угона висит над каждым из автолюбителей.ЕРНАЯ МЕТКА ВО БЛАГОПравда, сказав так, мы подумали: а не слишком ли нагнетаем? Ведь на российском рынке появилась, похоже, компания, дающая практически стопроцентную гарантию, что ваш автомобиль не будет угнан, а уж если и случится такая беда - его обязательно найдут. Речь идет о противоугонной маркировке автомобилей фирмой "ЛИТЭКС". Идея метить машины не нова (вспомните номера на стеклах, сделанные бормашиной) и широко используется во всех странах. Но техническое воплощение отечественного "клейма" - оригинально. АО "ЛИТЭКС" получило на него патент и без малого три года работает на рынке, хотя, надо заметить, широкого признания до сих пор не получило. То ли потому, что рекламной кампании как таковой не вело, то ли извечное российское недоверие ко всему новому и малопонятному отпугивает потенциальных клиентов - не знаем. Пока из более чем тринадцатимиллионной армии официально зарегистрированных в России легковых автомобилей промаркированы не больше восьмидесяти тысяч. Но вот что интересно: по сведениям, полученным из ГУ ГАИ МВД РФ, из этих восьмидесяти тысяч украдено впоследствии было меньше одного процента. Причем больше половины из них найдено. Как это ни странно для нашего времени, но деятельность ЛИТЭКСа с первых его шагов получила поддержку правоохранительных органов. Еще в 1993 году на свет появилось положение (за подписью главного автоинспектора страны В. Федорова) о взаимодействии региональных органов ГАИ с этим акционерным обществом. В сентябре 1994 года договор о сотрудничестве с ним подписывает ГУВД Москвы. А в конце года минувшего на свет появляется протокол соглашения об информационном взаимодействии. Зональный информационный центр (ЗИЦ) ГУВД Москвы и АО создают компьютерные банки данных "меченых" автомобилей. Мало того, сейчас Госстандарт России рассматривает проект нового ГОСТа о маркировке машин. Проект разработан АО "ЛИТЭКС" совместно с ГУ ГАИ МВД РФ, НИЦ ГАИ МВД РФ и специалистами НАМИ. Другими словами, усилия сотрудников ЛИТЭКСа, на свой страх и риск озадачившихся проблемой защиты транспорта от 72 ЗА РУЛЕМ 2/96 угонов, на государственном уровне получили основательную поддержку. Прошедшую маркировку машину потенциальный угонщик видит, что называется, издалека и понимает: ЭТУ трогать нельзя. Потому как ни ездить на ней, ни продать ее без риска засветиться невозможно - на все остекление транспортного средства (в том числе и на приборы освещения и сигнализации) наносится от 12 до 20 точек маркировки. А на ветровое, заднее, боковые стекла крепятся яркие предупреждающие наклейки "Внимание! Противоугонная маркировка" (способ крепления не позволяет снять их, ничего не повредив). Кроме того, маркируются отдельные узлы и агрегаты машины, но уже невидимыми знаками. Избавиться от этих "черных" (для угонщика, разумеется) меток невозможно. Сведения о том, что машина промаркирована, заносят не только в базу данных, но ив графу особых отметок техпаспорта, свидетельства о регистрации или в другие регистрационные документы. В карточке же учета транспортных средств сотрудники ГАИ делают запись "Автомобиль имеет дополнительную маркировку". В случае угона владелец напрямую звонит в круглосуточно работающую диспетчерскую, и через считанные минуты дежурный по городу объявляет: "Всем постам...". Понятно, без участия ГАИ все это большого смысла не имеет: для обнаружения маркировки требуется специальная техника. Так вот, по условиям уже упоминавшихся договоров ЛИТЭКС за собственные деньги этой техникой нашу автоинспекцию оснащает! И, по сведениям, полученным из ГУ ГАИ РФ, во всех регионах, где действуют представительства фирмы, инспектора недостатка в ней не испытывают. Кстати, согласно договору сотрудники ЛИТЭКСа постоянно проводят занятия и учат инспекторов ГАИ распознавать угнанные машины. Дополнительно, для наглядности, промаркировали большинство автомобилей МВД и ГАИ. Интересно, что еще год назад активно работало по угонам всего шесть процентов личного состава ГАИ и две тысячи "литэкских" приборов лежали без дела. Как только руководство объявило о премировании сотрудников, обнаруживших угнанную машину, приборы разобрали мгновенно. Показательно, как характеризуют работу ЛИТЭКСа страховые компании. Крупнейшие из них (ИНГОССТРАХ, НАЛКО) ввели дополнительную маркировку транспортных средств в качестве обязательного условия при страховании - и уж кто-кто, а страховщики деньги считать умеют. Не так давно мэр Тольятти, озабоченный беспрецедентным ростом угонов и краж автотранспорта в городе, ввел в обязательном порядке маркировку автотранспорта по стандарту ЛИТЭКСа при регистрации и перерегистрации его в МРЭО ГАИ для "всех легковых иномарок и престижных ВАЗ-2110 и ВАЗ-21099; всех служебных легковых автомобилей и микроавтобусов юридических лиц и частных предпринимателей" и рекомендовал "всем владельцам личного автотранспорта промаркировать свои автомобили с целью снижения риска их угона или кражи". Этому примеру последовали в Ростовской и Архангельской областях, Башкирии, Красноярском крае, в ряде других регионов. Пусть мера эта и не совсем в духе рынка, но в отличие от тех же нерыночных блокираторов - во благо. Кстати, стоит услуга максимум (для новейших моделей иномарок) 240 тысяч "деревянных", да и эта сумма будет возвращена владельцу, если его авто угонят. Остается добавить, что система противоугонной маркировки ЛИТЭКСа на сто процентов совместима с зарубежными аналогами. Недавно, между прочим, состоялась встреча сотрудников федеральной полиции, таможни и маркировочных фирм Германии, их польских коллег с представителями ГУ ГАИ МВД РФ и ЛИТЭКСа. В итоге были подписаны документы о взаимодействии коммерческих и правоохранительных организаций трех стран-участниц переговоров. Началось создание на большей части территории Европы и Азии единого информационного пространства для регистрации и розыска маркированных автомобилей. Одним из главных инициаторов этой встречи был ЛИТЭКС. Дмитрий ЖЕРНОВ, Александр РОСТАРЧУК