101
102
IАПЛАТЫ НА КУЗОВРешение очевидное - поставить на поврежденное место заплату. Для этого надо взять подходящий кусок металла и каким-нибудь об ­ разом прикрепить его взамен утраченного. На СТО ив мастерских применяют сварку. В последние го ­ ды сварочные аппараты появились иу автолюбителей. О работе с ними поговорим в другой раз, а сегодня рассмотрим некоторые другие способы установки заплат. Ближайшим к сварке способом является пайка. Поскольку работа с твердыми припоями (медью, латунью) требует по сути того же оборудования, что и газовая сварка, автолюбители с незапамятных времен применяют более доступный вариант - пайку мягкими припоями (оловянно-свинцовыми с температурой плавления ниже 400°С). Роль заплатки при этом обычно отводится латунной пластинке или сеточке, луженой жести. Не будем повторять великого множества советов, которые выработаны сторонниками этого метода. Отметим только , что обычно применяемый для этой операции огромный паяльник - "лудильник", нагреваемый в пламени паяльной лампы (или даже на кост ерке ) , уже не может считаться единственным вариантом. Ныне той же цели можно добиться изящней нужно только иметь так называемый промышленный фен, который позволяет быстро разогреть необходимые места кузова до 200-400 сС стабильной струей раскаленного воздуха (и без продуктов горения, как в паяльной лампе). Работа с феном и прутком припоя чем-то похожа на газосварку. О д ­ нако в большинстве случаев при нанесении полуды, з аполнении вмятин и т. д. удобней иметь припой в виде порошка или пасты (они поступают в продажу), содержащих необходимое количество флюса. Их накладывают на горячую поверхность шпателем и разравнивают кисточкой из натуральной щетины. Надо сказать, что поклонников пайки и лужения постепенно становится меньше. В озможно , дело здесь в сравнительно высокой трудоемкости этих работ, которые к тому же требуют определенной(воимад оиммламиСо временем, раньше или позже - в зависимости от ухода - на кузове автомобиля появляются пятна коррозии. Если их вовремя не ликвидировать, ржавчина проедает металл до дыр. Что делать в этом случае? Своим опытом ремонта без сварки делится Аркадий АЛЕКСЕЕВ. квалификации и соблюдения техники безопасности. Появление новых видов шпатлевок с подходящими свойствами приводит к вытеснению этого метода ремонта из его исконной области - выравнивания глубоких вмятин, а ведь в таком качестве он когда-то применялся даже на конвейере автозаводов. Тем не менее иметь в гараже промышленный фен неплохо, п о ­ скольку он упрощает надежную старую технологию ик тому же позвопаикои истонченные ржавчиной места кузова. Изобретательный ум вынужденных кустарей-одиночек нашел и другие способы закрепления металлической заплатки. Известен и все еще встречается метод, предполагающий сверление отверстий и ввинчивание десятков саморезов. Он доступен практически всем, но имеет существенные не ­ достатки - посадка самонарезного винта может со временем ослабляться, а сами они не так уж и де-Клещи и специальные заклепки. шевы (700-1000 руб. за штуку). К неприятностям приводит контакт острия самореза с проводами или шлангами, а его головка довольно неэстетично смотрится на внешней панели кузова (например, при ре ­ монте крыла). Большинства этих недостатков лишены заклепки, но до последнего йоимнСлами 2/96 7ляет выполнять множество других работ. Это и сушка подкрашенного участка, и сварка пластмассовых деталей, и работы с применением термоклея, и даже удаление старой краски . Список операций фена этим, конечно, не ограничивается. Не всякий автолюбитель имеет возможность нагревать сваркой или времени их использовали крайне редко, так как классическая клепка нуждается в двустороннем доступе к соединяемым деталям. Положение начало меняться только сейчас, когда в продаже появились специальные заклепки со стальным сер ­ дечником, которые "расклепывают", вытягивая сердечник приспособлением - к лещами . Понятное дело, оно является новинкой лишь вав ­ тосервисе, поскольку впромыш ­ ленности, прежде всего авиационной, применяется давно. Между тем, для авторемонтников это - и с -м етром3 - 4 мм (а вообще они обычно бывают от 2,5 до 5 мм), п о ­ скольку с крупными труднее работать, а мелких придется ставить утомительно много. Так как ни за ­ платка, ни место ее установки при работе не нагреваются, перед этой операцией их можно - и желательно - покрыть слоем какой-нибудь антикоррозионной мастики, которая загерметизирует место стыка , и здесь не будет скапливаться влага. К сожалению, в продаже нет закле ­ пок с потайными головками - это бы заметно сократило отделочные работы на внешних па ­ нелях кузова. Многие автомоби ­ листы предпочитают неметаллические за ­ платы. ( В споминается байка: некий продавец изготовил специальную опалубку и залил сгнивший пол машины слоем бетона. П окупа ­ тель только потом по ­ нял, почему это владелец все приговаривал: "Пол - как каменный".) Наверное, всем извес ­ тен способремонтас применением клея, а р ­ мированного стеклотканью. При этом речь обычно идет об эпок ­ сидном клее. Способ прост и доступен, хотя каких-либо других дос ­ тоинств за ним не чис ­ лится. Видимо, поэтому в чистом виде применяют еговосновном на автомобилях, подготавливаемых к продаже. Здесь невозможно предсказать, как долго продержится заплаткаволокна, которые значительно по ­ вышают ее прочность. Такие пре ­ параты ныне есть в продаже. Если для шпатлевки отверстия слишком велики, самое время вспомнить про материал, обычно называемый автомобилистами просто ткань. Эта плотная белая материя родом, конечно же, с производства и там определяется как "ткань для герметизации кислотных ванн" или "винилхлоридная". Работать с ней не просто, а очень просто. В ы ­ резанный кусок ткани смачивают ацетоном и прикладывают к пострадавшему от коррозии месту, которое предварительно зачищают иобез ­ жиривают. Все. Через двое суток можно наносить шпатлевку, красить, замазывать мастикой и т. д. Механизм здесь таков: при действии ог ­ раниченного количества ацетона волокна ткани частично разбухают и растворяются, образуя полупрозрачную студенистую массу с очень высокой клеящей способностью. Отчасти сохранившаяся структура ткани позволяет заплатке выдер ­ живать определенные механиче ­ ские нагрузки. Кстати, если кусочек ткани растворить полностью, получится вполне пригодный универ ­ сальный клей для пластмасс, р ези ­ ны, металла, кожи и даже для обуви. Используя этот незаурядный материал, необходимо обязательно учитывать два обстоятельства. В о первых, в качестве растворителя годен только ацетон. В о - в торых , р аботать при температурениже 20°С не стоит, так как прочность клеевого соединения в таких условиях снижается. Но после полного отверждения температура никакой роли играть не будет. Существует еще один готовый материал, который можно приме ­ нить ваналогичномслучае . Это стеклоткань, пропитанная клеевым составом. Здесь клей тоже растворяется ацетоном ( и ногдадругим растворителем), а стеклоткань со ­ храняется, обеспечивая прочность заплатки. Надо сказать, этот материал все же заметно уступает ви нилхлоридной ткани по удобству использования и качеству получаемых результатов. Как видите, даже если первый раунд борьбы с коррозией проигран и появились первые сквозные по ­ вреждения, потеряно не все. Какую выбрать технологию ремонта? Л ич ­ но япредпочитаюзаклепочные клещи ив некоторых случаях - в и нилхлоридную ткань. Другие методы тоже имеют своих привержен ­ цев. И кузов еще поживет - если только мы о нем позаботимся.Стеклоткань, прлопитанная клеем (вверху) Винилхлоридная ткань (внизу). тинная находка. Цена инструмента доступна - около 100 тысяч рублей и 15-20 тысяч - за 50 специальных заклепок. За эти деньги сварщик профессионал заварит разве что пару отверстий размером спугови ­ цу. Работать приспособлением лег ­ ко и приятно, а необходимые, кроме него, дрель и ножницы по металлу есть в любом гараже. Кстати, покупая клещи, следует выбрать те, что имеют поворотную - относительно ручек - рабочую часть. Тогда огра ­ ничивать применение заклепки бу ­ дет только невозможность про ­ сверлить отверстие под нее вка ­ ком-то труднодоступном месте. Лучше использовать заклепки диа ­ 8 йоимиблами 2/96из такого материала: на результат влияет мно ­ ж ествофакторов - от тщатель ­ ности подготовки эпоксидной ком ­ п озиции до вибронагруженности ремонтируемой детали.Однако судьба полимерных ме таллозаменителей вовсе не безна ­ дежна. Допустим, на каком-то мес ­ те крыла машины появились мел ­ кие сквозные отверстия. После об ­ работки преобразователем ржав ­ чины число таких отверстий увеличится. А что делать потом? Проще всего зашпатлевать повреждение. Думаете, отлетит? Не отлетит, если использовать специальную шпат ­ л евку , п редназначенную как раз для таких случаев - в композицию включены длинные армирующие