Проблемы и сужденияЗНАНИЯ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬмнению Максимова, считают иначе, и в итоге воспитание детей в уважении к ПДД, если и не целиком, то в значительной мере переложено на инспекторов ГАИ. В идеале же, профессиональный педагог должен пройти необходимую стажировку в ГАИ и уже сам, используя игровой (или другой какой - этому учат в педвузах) метод обучения, давать знания детям. - Пока же, - продолжает Максимов, компетентное преподавание, как правило, могут обеспечить только сотрудники отдела. Получается, мы должны обучать ПДД детей без малого в тридцати школах и стольких же детских садах, расположенных на нашей территории, а ведь на школы у нас выделен всего один человек, да и других дел у милиции невпроворот. Мы, конечно, стараемся, но надо честно признать, что это, по большому счету, малоэффективно. Так оценивает результативность своей работы офицер, чей отдел считается в Москве одним из лучших, в том числе и по работе с детьми. Основной критерий оценки - место, занятое в соревнованиях между школьниками московских округов (проводится уже три года) на лучшее знание ПДД, оказание первой медицинской помощи при ДТП и фигурное вождение велосипеда. Соревнования эти должны быть многоступенчатыми (сначала соревнуются классы, затем школы одного района и только потом финал), и потому в милицейской среде считают, что даже сама по себе подготовка к ним - отличный урок. На самом же деле все обстоит несколько иначе. Во-первых, с переходом на платное обучение, появлением лицеев и колледжей доступ сотрудникам ГАИ во многие школы закрыт, и они выпадают из процесса. И, во-вторых, из-за нехватки сотрудников отделы ГАИ выбирают, как правило, одну-две базовые школы, которые потом и попадают в финал и, соответственно, в рапорты о проведении мероприятия. Таким образом, речи о поголовной ликвидации "пэдэдэшной" неграмотности не идет вообще. И пока работа с детьми ограничивается перманентными рейдами ГАИ типа "Здравствуй, лето (весна, осень)", "И снова в школу", "Подросток". Но мероприятия эти только предупреждают ДТП с участием детей и только в дни рейдов. Получается как с больным зубом - его можно не лечить, а сбить боль таблеткой на какое-то время. Зато потом придется рвать. ...В школе, где учится дочь вашего корреспондента, Правила "преподаются" весьма оригинально. В классном журнале этому предмету отведено место, там даже выставляются оценки, но самих уроков не проводится. Александр РОСТАРЧУКИ еще около двадцати тысяч получают травмы различной степени тяжести. И тем не менее ребятню по-прежнему тянет к себе дорога. Как магнит. Для одних она стало местом добычи. По мнению заместителя начальника 33-го отдела ГАИ Москвы майора милиции Николая Максимова, наискромнейший дневной заработок мойщика машин школьного возраста - около ста "штук" в день. Для других - попрежнему место игр. Кое-кто оказывается на дороге случайно. Но и первые, и вторые, и третьи одинаково рискуют и гибнут, получают переломы и раны под колесами."Бороться" с детьми на дорогах практически невозможно. По словам майора Максимова, все, что в состоянии сделать инспектор ГАИ, - это провести с ребенком беседу и, если не помогает, доставить в местное отделение милиции. Здесь вправе наложить на родителей недоросля административный штраф. Но, глядишь, через пару часов ребенок снова у шоссе. Одним папам и мамам просто недосуг заниматься чадом: работа, домашние заботы. Другие откровенно меркантильны: "Да он же добытчик! Только на его деньги и живем". Третьи ничего не говорят, явно стыдясь неразумного поведения отпрыска, но... также ничего не предпринимают. Однако двенадцать пострадавших (один из них погиб) под колесами детей за девять месяцев прошлого года только на территории 33-го отдела столицы - это уже не частная проблема одной, отдельно взятой семьи. Но, похоже, державу эта печальная статистика не очень беспокоит. Наиглавнейшую причину гибели пешеходов сотрудники ГАИ видят в абсолютном незнании "безлошадными" гражданами ПДД, хотя каждый из них является участником до70 ЗА РУЛЕМ 2/96рожного движения и, следовательно, обязан знать Правила. Но если он не имеет в кармане "прав", то знания эти близки к нулю - их получают только в автошколах. К тому же учить перебегающую дорогу взрослую тетю с авоськами основам безопасности движения смешно и попросту бесполезно. Медико-психологические исследования показывают, что все основные нормы поведения в обществе, семье и т. д. усваиваются только до двенадцати лет. Упустив ребенка, мы однозначно получаем взрослого хама, невежду, неумеху. Все это в полной мере относится ик поведению личности в качестве участника дорожного движения. Любой столичный водитель по десять раз на дню встречает людей, переходящих оживленную магистраль в неположенном месте, хотя буквально в десяти метрах имеется подземный переход. Все они - когда-то упущенные дети, потенциальные виновники ДТП. Вроде бы все понятно, однако школьная учебная программа по безопасности движения проходит не отдельным предметом, как это было раньше, а коротким курсом в общей дисциплине "Основы безопасной жизнедеятельности". Причем официально этот курс преподается только с 1994 года и, разумеется, специально подготовленных преподавателей еще нет. В итоге поведению на дороге в младших четырех классах обучают, как правило, классные руководители. Насколько они готовы к этому - особый вопрос. Объем преподавания невелик - в первом классе этому предмету отводится всего двадцать часов в год, а во втором - только двенадцать. Другими словами, малышей обучают правилам поведения на дороге даже не каждую неделю. В старших же классах ПДД уже не преподают. - Вот вам вопрос на засыпку, - усмехается Николай Максимов, - что опаснее для ученика: пропустить урок математики или урок по ПДД? Вопрос, конечно, наивный, но ответ весьма красноречив: в первом случае ребенок теряет знания, во втором - жизнь. Однако чиновники от образования, по