Автозарубежьемально использованы польские комплектующие. Их уже сейчас в машине довольно много: шины, аккумуляторная батарея, катушка и свечи зажигания, провода высокого напряжения, термостат и др. Все заправочные жидкости и масла - "made in Poland". Особо следует сказать о более современных колпаках колес: по ним "Таврию" из Лодзи можно с первого взгляда отличить от запорожской. В Польше Таврию" рекламируют как автомобиль фирмы "Дамис", и не всякий покупатель догадывается, что она родом из СНГ. А об украинских инструкторах вообще молчок. Впрочем, ребята не обидчивы. 'В целом, сотрудничество нормальное, на хорошем уровне. Фирма очень удачная". - сказал мне представитель "АвтоЗАЗа" в Польше Виталий Бреус. Польская автомобильная периодика уделяет "Таврии" много внимания. В одном из журналов появи-НАИН "ТАВРИЯ ftВ Польше, где средняя зарплата около 250 долларов, о породистом авто можно только мечтать. 45% продаж новых автомобилей приходится на "Полонез", выпускаемый варшавским заводом ФСО, и польский ФИАТ-125 по прозвищу "Малыш". Оба морально устарели, но сравнительно недороги: цена первого - от 6500 долларов, второй можно купить за 4000. При этом "Полонез" имеет почти такой же габарит, как "Москвич-2141", а "Малыш" немного меньше нашей "Оки". Не появились ли у вас, дорогой читатель, в этой связи некие коммерческие соображения? Ровно никаких? Тогда вам, скорее всего, не стать миллионером - в отличие от президента и владельца польской фирмы "Дамис" Богдана Томашевского. Пан Томашевский обратил пристальное внимание на просторную нишу между "Малышом" и "Полонезом". И задался вопросом: какой автомобиль впишется в нее как по цене, так и по размерам? Ответ не пришлось долго искать: "Таврия"! Но импортировать ее в готовом виде нельзя - будет дороже "Полонеза". Нужно выпускать "таврий" в Польше - тогда возможны налоговые льготы, которые позволят снизить розничную цену машины на 4500 злотых (1800 долларов). Договориться с Запорожским автозаводом, активно ищущим за границей рынки сбыта, удалось сравнительно быстро. Но в своем отечестве у "Дамиса" возникли проблемы. Собирать "таврий" решено было в Лодзи, где фирма купила здание обанкротившегося Института текстильной промышленности. Предстояло создать в городе текстильщиков квалифицированную команду автомобилестроителей, которая непременно - кровь из носу! - выпустит уже в первый год не менее 1000 машин. Соберет 999 - не дотянет до той отметки, с которой, согласно польскому законодательству, начинаются налоговые льготы. Цена риска исчислялась миллионами. "Дамис" рискнул. Успех превзошел ожидания: первая 'Таврия" была собрана в январе 1995 года, а "золотая", тысячная - уже в июне. В этом, конечно, огромная заслуга запорожских инструкторов, сменная бригада которых постоянно трудится в Лодзи. Когда вы будете читать эту статью, из ворот предприятия выедут уже 3 тысячи польских "таврий". Продают их в торговом зале "Дамиса" на территории варшавского ипподрома. Здесь выставлены три образца: стандартный ЗАЗ-1102. Таврия" в комплектации "люкс" и грузопассажирская модификация ЗАЗ11024, которую в Польше называют 'Tavria Van". Все с каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов. Цены соответственно 12700, 13500 и 13200 злотых, или в пересчете на доллары 5080, 5400 и 5280. Гарантия от механических неисправностей дается на год или 15000 км пробега. Не все довольны Таврией". Немало рекламаций по двигателю, коробке передач. Тем не менее купить машину непросто: надо записаться в очередь, внести задаток в размере 4000 злотых (1600 долларов) и пару месяцев ждать. Польские покупатели непохожи на наших, готовых взять автомобиль даже без двигателя, особенно если ожидается повышение цен. Выбирают машину придирчиво, поднимают коврики, осматривают каждый квадратный сантиметр. Внимательно разглядывают и мотор (даже женщины, а их среди покупателей 40 процентов): "А почему здесь следы масла?", "А почему здесь неплотно состыковано?" Практически все клиенты уже имели, как минимум, "Малыша" и могут со знанием дела судить о качестве. К чему не бывает претензий, так это к окраске кузова (у Запорожского автозавода теперь новый окрасочный цех с итальянским оборудованием). Кстати, уберечь окрашенную поверхность при транспортировке очень нелегко. Кузова везут из Запорожья на железнодорожных платсрормах, а на границе перегружают на польские автопоезда - "мотовозы". При этом недолго и поцарапать. Чтобы решить проблему, "АвтоЗАЗ" разработал специальные кассеты на три кузова каждая. Учитывая, что контракт с "Дамисом" подписан на 10 лет, они окупят себя с лихвой. В Лодзи 70 работников "Дамиса" способны монтировать в месяц 350 машин, а при трехсменной работе - до 500. Были бы только комплектующие! А их-то, к сожалению, не хватает. Мелитопольский моторный завод задолжал польским партнерам более 400 силовых агрегатов. Если бы не это, Таврия" занимала бы 12-е место в списке наиболее покупаемых в Польше машин (вслед за "Фольксвагеном-Поло" и "Опелем-Корса"). А так довольствуется 16-м - после "Форда-Эскорт". "Дамис" намерен со временем собирать мелитопольский двигатель у себя. При этом будут макси-лась статья о том. что ее кузов быстро проржавеет. В Запорожье приняли этот поклеп близко к сердцу и прислали сраке с опровержением: дескать, технология защиты кузова от коррозии соответствует европейским стандартам. Камень в"таврический" огород прилетел, как считают наши, со стороны ФИАТа Если господа, выпускающие в Польше "малыши", "чинквеченто" и "уно", стараются опорочить "Таврию"- значит, видят в ней небезопасного конкурента. Серьезные польские журналы, например "Ауто", оценивают "Таврию" объективно. Отмечают хорошую обзорность с места водителя, большую грузовместимость, умеренный расход топлива. И еще: большой дорожный просвет позволяет без проблем передвигаться по проселочным дорогам. В то же время людям, привыкшим к европейскому комфорту, бросаются в глаза недостатки, которым у нас часто не придают большого значения. Малоэффективны вентиляция и отопление. Сиденья недостаточно удобны и не имеют боковой поддержки. Нет полки в салоне перед ветровым стеклом и дверных "карманов". Не нравится и расположение замка зажигания с левой стороны рулевой колонки: машина для левши. Впрочем, - заканчивает список претензий журнал "Ауто", - чего хотеть за такую цену?.." Напоследок - любопытная новость: в Лодзи, по всей вероятности, будут собирать вездеход ЛуАЗ-1302 с тем же, что у "Таврии", двигателем МеМЗ-245. Думаю, пан Томашевский, тонко чувствующий конъюнктуру польского рынка, и на этот раз "выстрелит в яблочко". - Лодзь Леонид САПОЖНИКОВ ЗА РУЛЕМ 2/96дИИИНИНИНЯ79