46
47
В индустриальных странах выпускают много специализированных полуприцепов, даже "экзотических": нечто вроде автобуса для лошадей или цистерны для жидкого шоколада. Л юбовьк такому транспорту построена на расчете: лучше раз потратиться и купить "специализированный", чем нести потери от порчи груза в каждом рейсе. Почему чаще приобретают полуприцепы, а не кузова, тоже просто объяснить: небольшие фирмы-перевозчики могут использовать один тягач с разными полуприцепами. А кроме того, в них помещается больше груза. Как же с этим обстоят дела в России?Цементовоз ТЦ-12.: Если сравнить поток машин на наших шоссе с тем, что наблюдаешь за рубежом, станет ясно: специализированного транспорта у нас пока мало. К такому же выводу приходишь, посещая выставки, например Московский международный автосалон. Тем не менее изготовители цистерн и рефрижераторов утверждают, что сбыт есть, а значит, будет и предложение. Самой яркой (в прямомсмысле слова - см. фото) на последнем Московском автосалоне была экспозиция полуприцепов фирмы "Бецема" (бывший завод "Цеммаш") из подмосковногоКрасногорска . О смене вывески несколько позже. Как следует из названия (старого и нового), предприятие делает оборудование для цементных заводов. В основном оно предназначено для перемещения сыпучих грузов. Это транспортеры, элеваторы и полуприцепы для перевозки сухого цемента. С них-то и началась переориентация предприятия. Полуприцепы для перевозки цемента, извести и других сыпучих материалов, наверное, знакомы нашим читателям. Это - серая "колбаса", установленная наклонно, обычно со шлангом. Цистерна не так проста, как кажется на первый взгляд . Она может "саморазгружаться", причем подает груз, по шлангу вверх на 15 м - высота стандартной пятиэтажки. Для этого цементовоз снабжен компрессором, который шестернями связан скоробкой передач автомобиля. Компрессор способен работать как всасывающий насос, поэтому машина может еще и "самозагружаться" хоть в чистом поле. Кстати, их часто используют для перевозки минеральных удобрений. Разумеется, цистерна герметична, что требует высокого качества изготовления. Да и внутри - это не просто бочка: на полу - желоба из ткани. При разгрузке компрессор подает под нее воздух и порошок стекает по желобам, как бы на воздушной подушке. На заводе делают цементовозы различной грузоподъемности - от 8т (ТЦ-26 для ЗИЛ-130) до 20 (ТЦ-12 для КамАЗа). У"Б£Ц£М" ПРЕДЛАГпервого - одноосная тележка и выглядит он, по сравнению с двухосным старшим братом, маленьким, несмотря на почти десятиметровую длину. Невзрачные, казалось бы, на вид цементовозы экспортируют на Ближний Восток, в Латинскую Америку, раньше еще ив Китай. Красят их теперь не только в серый цвет, на заказ - в любой, в том числе и для отечественных покупателей. Таких полуприцепов делают около тридцати в месяц, причем большие лучше раскупают - меньше эксплуатационные расходы на тонну перевезенного груза. Крупным предприятиям нужно возить много, их подъездные пути оборудованы эстакадами, бункерами, поэтому и полуприцепы требуются другие. Загружают такую махину через верхние люки, а разгружают через донные. Компрессор приводит в действие электромотор, котоБункер-термос для асфальта. рыи подключают к сети предприятия напряжением 380 В. Материаловоз ТЦ-21 существует как бы один в двух лицах: одна модификация - для строительных материалов (цемент, известь, гипс), другая - для пищевых грузов (мука,, комбикорм, отруби). Полезный объем одинаков - 24,4 м3 , а грузоподъемность разная - 28 и 16,5 т. Цемент тяжелее муки, потому и тележки у цементовоза мощнее, а из-за них и место установки компрессора другое. Первый материаловоз предназначен для МАЗов, второй потянет и КамАЗ. Так что полуприцепы различаются не только надписью на борту. Все стенки емкости - кривые и наклонные, чтобы груз к ним не прилипал. Это хорошо заметно, если заглянуть внутрь во время сборки. Резервуар сложной формы сваривают из небольших "кусочков", которые автомат по программе "кроит" с помощью плазменной резки на огромном столе. А46ЗА РУЛЕМ 2/96 донышки для круглых цистерн делают в несколько приемов на специальном импортном оборудовании, по лицензионной технологии, но со стороны процесс не очень впечатляет. Детали сваривают автоматы и полуавтоматы. Сварке уделяют особое внимание: швы должны быть надежные и герметичные. Резервуары проходят гидравлические испытания: их заполняют водой под давлением 6 атм. (0,6 МПа), работать они потом будут при 1,5 атм. (0,15 МПа). Кроме того, обязателен рентгеновский контроль. Резервуар целиком (!) помещают в колоссальную рентгеновскую камеру, которая закрывается толстенной две-В цехе привлекли внимание небольшие контейнеры - не полуприцепы, а кузова. Это термос-бункера для перевозки горячего асфальта - специальной смеси в жидком состоянии, применяемой ныне при ремонте дорожного покрытия. Термос оснащен лопастной мешалкой и горелками для подогрева асфальта до 180-240°С, вместимости его - 2,3 м3 хватает ремонтникам на рабочую смену. На заводе создают конструкцию и большего объема - для монтажа на КамАЗы - вдруг кому потребуется. Еще одна интересная разработка бензовоз. Транспортировка воспламеняющихся грузов - особый вид перевозок.!£Т ПОЛУПРИЦЕПЫМатериаловоз ТЦ-21. рью. Непрошедшие технический контроль емкости отправляют на доработку. Как видим, серийное (не путать с массовым - на конвейере) производство специализированных полуприцепов - дело довольно сложное, потому и стоимость их сравнима с ценой автомобиля-тягача. Опытный образец бензовоза-топливозаправщика фирмы "Бецема" в Московском автосалоне. Нештатные ситуации могут привести к трагическим последствиям. Москвичи помнят, наверно, как несколько лет назад на Дмитровском шоссе по этой причине в огне погибли люди. В ноябре прошлого года в густонаселенном районе Москвы еще был случай: опрокинулась полная цистерна и бензин разлился по улицам. К счастью, благодаря быстрым действиям милиции и пожарных возгорания не случилось. Автору приходилось видеть фото испытаний иностранных бензовозов. Машину сбросили с откоса: изуродована кабина, помята цистерна, но ни капли жидкости не пролилось. За рубежом для таких изделий - строгие нормы безопасности. Отечественный ГОСТ требует заполнять цистерну до краев, чтобы уровень был по специальную мерную планку, это как бы дополнительное препятствие хищению топлива. Насколько оно эффективно, судить не станем. Важно другое: поскольку бензин при повышении температуры сильно расширяется, на цистерну приходится громоздить выступы. Обычно они цилиндрической формы и очень уязвимы при опрокидывании машины. На "Бецеме" задумали создать цистерну для топлива, которая удовлетворяла бы строгим зарубежным требованиям и, естественно, ГОСТу. Сделан опытный образец. В нем специальные клапаны перекрывают дренажные отверстия при опасном наклоне цистерны. При разгрузке можно воспользоваться насосом - это важно для контейнерных АЗС, у которых емкости установлены на земле. На полуприцепе смонтирована раздаточная колонка. Объем цистерны - 30 000 л (четыре отсека по 7500 л), полная масса - 34 000 кг. Полуприцеп рассчитан на тягачи МАЗ64229, -64221, которые иногда называют "суперМАЗами". Опытный образец собран в Нидерландах, ведь "Бецема" - совместное российско-нидерландское предприятие. Создано оно в 1991 году при участии концерна "Бегеманн" на базе Красногорского завода цементного машиностроения ("Цеммаш"), которому уже более 60 лет. Красногорск - побратим одного из голландских городов. Мероприятия в честь городов - п обратимов , к оторые так любили в недавнем прошлом, часто носили показушный характер. Тем не менее они познакомили главу "Бегеманна" с руководством "Цеммаша", в результате чего появилось совместное предприятие "Бецема" (название составлено из первых слогов учредителей). Найти деловых партнеров за руб ежомнепросто , особенно машиностроителям. Производство требует немалых вложений, а риск велик. По словам главного инженера "Бецемы" С. Трифонова, сотрудничество позволяет получить новые технологии и поставить на производство современную конкурентоспособную технику. А это, кроме всего прочего, даст возможность сохранить рабочие места. Сейчас в программе "Бецемы" выпуск подвижного состава занимает 70%. Завод, поставлявший в основном оборудование, теперь в новом качестве делает ставку на полуприцепы - у этого бизнеса большие перспективы. Дмитрий ПОСТНИКОВЗА РУЛЕМ 2/9647