НА СВЕТЛОМ ПУТИ•Н •"• • "- -кочкии совхозов, числились внутрихозяйственными. А какой колхоз потянет строительство асфальто-бетонной дороги? Другие же по чернозему не проложишь - любой щебень проглотит. Теперь все внутрихозяйственные дороги (их в области было 3000 километров) передали областному управлению автомобильными дорогами общего пользования, и уже сотню километров "Белгородупрдор" проложил. - Теперь хорошо - умирать не надо, - говорит Иля Петровна Лазарева, а попросту - Петровна. Дорогу провели: дождь, грязь, пурга - ничего не страшно. В Сторожевом, где живет Петровна, дороги не было никогда. Ходили два с половиной километра до станции или четыре с половиной - до трассы из Прохоровки. Может, и до сих пор бы так осталось, но помогло жителям хутораЕще недавно этой дороги не было.- У нас есть программа, - объясняет начальник "Белгородупрдора" Алексей Беляев. - В первую очередь будем обеспечивать дорогами населенные пункты, где живет больше ста человек, потом - от 50 до 100 и уж напоследок остальные, самые маленькие. Увы, во второе тысячелетие еще многие белгородские деревни въедут по топким колеям грунтовых дорог. - Мы ведь должны еще другим делом заниматься, не менее важным, - сказал Беляев, - улучшать имеющиеся трассы. Да, после спада в начале 90-х годов интенсивность движения по белгородским дорогам пошла на подъем. И количество машин в области сильно увеличилось: со 170 тысяч в 1991 году до 400 тысяч в 1995-м. А ведь боль-ной техники в области катастрофически не хватает? Только 40-45% дорог можно содержать более-менее полноценно. Скажем, в районе Прохоровки на 500 километров приходится лишь две "кадээмки" (комплексные дорожные машины). Указатель "Кочки". Название этой деревни как нельзя более соответствует действительности. Несколько домиков, "стекляшка" магазин - центр здешней жизни и жуткие, разъезженные колеи. - Садись, покатаем! - смеется разбитной водитель ГАЗ-53 . - На всю жизнь запомнишь! - Тут ноги переломаешь, Погода сразу же преподнесла нам "подарочек". Как нарочно посвторит ему бабуля. - Крылья ле оттепели грянул морозец и принужны. Кочки прямо к трассе асфальхватил подтаявшее дорожное полотно, сделав из него этакий аттированной подходят, поэтому тракцион для любителей острых здешние буераки не такая уж ощущений. А если добавить раскистрашная беда. А вот 450 населенсшие обочины, без конца, сплошных пунктов Белгородчины вообще ным потоком идущие грузовики не соединены дорогами с твердым (область-то промышленная!) и покрытием. Это - настоящее злоузость самой дороги, путешествие счастье. Осенью, весной, да ив было не для слабонервных. Какой- дождливое лето туда разве что нибудь изнеженный автобанами пешком по колено в грязи добратьиностранец давно заработал бы ся можно: тракторы и те застреваинфаркт, а наш человек знай круют. Белгородский чернозем, кототит себе баранку "в сторону занорым гордятся в области (хранится са" и с интересом глазеет на лежакак эталон в Парижской палате мер и весов), превращается в жирщие на боку машины. Кажется, это называется "ка- ное, непроходимое месиво под люлийно-песчаная смесь". Она коричбыми колесами. Еще пару-тройку лет назад таневой кашей лежит на дороге, летит в ветровое стекло автомобиких отрезанных от жизни деревень лей, делая их всех одинаково грязнасчитывалось 515. Грунтовые доного цвета, и лишь затрудняет двироги, все 1100 километров, были жение. А что делать, если дорож- разбросаны по балансам колхозов Вопрос, хорошая дорога или плохая, в российской глубинке неуместен. Испокон веков здесь спрашивали: дорога есть или нет? И этим сказано многое. Бездорожье было у нас даже не проблемой, а как бы национальной особенностью, данной свыше. Если подходить с этой меркой к Белгородской области, то, проехав по ней не одну сотню километров, можем сказать: дороги здесь, скорее, есть, чем их нет. Главное же - бездорожье медленно, но верно отступает. 44 ЗРЛМ 2/96 А УЕ^ . -г.-. /£л£*^~"<№МИГ"«- 4 ; i идг^има50-летие Победы. Хутор во время Великой Отечественной оказался в самом эпицентре танкового сражения на Курской дуге. Здесь большая братская могила, куда своими руками хуторяне сложили останки погибших бойцов. В прошлом году на этом месте открыли памятник. Ну и, чтобы не стыдно было гостей привезти (а иначе только пешком!), провели дорогу. Надо сказать, строители постарались. Меньше чем за два месяца сложное сооружение, потребовавшее построить 80-метровую прямоугольную трубу, выполнить 280 тысяч м3 земляных работ, вырубить два гектара леса, было готово. Когда начинали, никто в Сторожевом не верил: сколько обещали, а дело не двигалось. А когда пошли первые машины, старушки на улицу выходили смотреть, плакали. А как же другие, кому не повезло попасть под празднование какого-нибудь очередного юбилея?шинство областных трасс, забитых грузовым транспортом, идет через города. Например, через Шебекино шли машины из четырех районов! И из Белгорода в Волоконовку приходилось ехать два с половиной часа. Сейчас построили объезд, и тот же путь занимает от силы час. В райцентре Короча была похожая ситуация. Но если на Шебекино все сделали за полтора года, то тут потребовалось больше двух. Проект был глобальным и дорогостоящим - 1 8 миллиардов рублей. На восьми километрах - пять сооружений: мосты, путепроводы, эстакады... Зато когда обход был готов, произошел такой курьезный случай. Глава администрации района звонит в область и спрашивает встревоженно: - Ничего в стране не случилось? - А почему ты спрашиваешь? - в свою очередь, заволновались в Белгороде.