- Да у нас тут тищина какаято подозрительная. Машин на дороге совсем нет... Все объяснилось просто: те 4,5 тысячи автомобилей (!), что шли транзитом через Корочу, газуя на крутом подъеме и создавая бесконечную пробку, двинулись в объезд по новому пути. Вообще, дел на семи с половиной тысячах километров дорог области хватает. Были бы возможности. В прошлом году федеральный бюджет выделил белгородским дорожникам 20 миллиардов рублей, а местный - 220 миллиардов. Вроде бы неплохо, но и их катастрофически не хватает: приходится работать на старой технике, зачастуя жертвуя качеством. - У нас любой отечественный механизм - сырец, - сетует А. Беляев. - Ни один не работает без дополнительной отладки. Но иу этих, с позволения сказать, "чудес техники" цены умопомрачительные. КДМ - 150 миллионов рублей, автогрейдер - 200 миллионов, асфальтоукладчик... - просто язык не поворачивается эти цифры выговаривать! Конечно, на фоне многих других Белгородская область выглядит довольно благополучной. И коллектив дорожников удалось сохранить, и областное начальство не обижает, считая дорожное строительство делом важным. Это сразу видно, когда со стороны Москвы въезжаешь по Симферопольскому шоссе в Белгородчину. После раз-налогами у нас совершенно недопустимая, - заявляет Алексей Беляев. - Дорожный фонд формируется из денег налогоплательщиков. Но выполнение всех работ за счет этого фонда облагается НДС и спецналогом. Допустим, освоили миллиард - 21,5% возвращаем в бюджет. Двойная арифметика получается! И, заметим, вся техника той же данью обложена. Плюс налог на землю, занятую дорогой, - этото совсем ни в какие ворота не лезет! Перед тем, как строить, закладывают в сметную стоимость налог на землю. Как будто используют ее в каких-то своих личных коммерческих целях. Между прочим, сумма весьма приличная: 2,3 миллиарда рублей в год. На эти деньги вполне можно построить 6-8 километров полноценной асфальтированной дороги. Но, видно, у тех, кто устанавливает налоги, цели другие. Когда мы ехали по таким разным дорогам Белгородчины, видели всякое. И "мерседесы", летящие по широкой трассе, и лошадей, впряженных в сани или телеги, неспешно передвигающихся по деревенским дорожкам, и тракторы, застрявшие в развороченной колее. И хоть мила сердцу истинно российская, чем-то даже благостная картина не испорченного цивилизацией бездорожья, пора ее менять. Ведь только нормальная, гладкая и ровная дорогаКАКИ6 ДОРОГИ, ТАКАЯ И ЖИЗНЬьтч tinuu,Значение дорог s экономике страны, ее социальной сфере трудно переоценить. Поэтому, когда в 1992 году в России приняли Закон о дорожных фондах, мы были рады получить хороший инструмент для работы. И уже в 1993 году в {Белгородской области построили и реконструировали 745 километров дорог (для сравнения, в конце 1990 - 1991 гт ежегодно прокладывали всего около 50 километров). Стараемся, несмотря на все трудности, держать планку и сегодня в прошлом году, например, 'Ъелгородулрдор" пскягроил и отремонтировал около 500 километров дорог. Все бы хорошо, но сейчас дорожное строительство оказалось под угрозой. Госдума РФ приняла решение о консолидации фондов. Чем это чревато, можно не объяснять. Если средства всех фондов целевого назначения окажутся в одном кошельке, то на строительство дорог из него будут перепадать крохи. Ведь есть сельсков хозяйство, соцстрах - да все вы сами знаете, колько дыр требуется залатать! А дороги подождут, х, как это уже было, можно финансировать по остаточному принципу. Пока Белгородская дума не поддержала в этом опросе государственную. И наш дорожный фонд сохранился. Кстати, он собирает весьма внушитель-: ные суммы: 25 процентов по отношению к бюджету области! Если весь бюджет составляет 1 триллион 18 миллиардов рублей, то в дорожном фонде - 260 миллиардов. Дело в том, что область установила довольно выокую ставку налога на пользователей дорогами: 2,4 |роцента от стоимости произведенной продукции. Да, редприятня ворчат. Но ездят-то их машины, люди, которые работают на производстве! И хоть велик иногда соблазн запустить руку в дорожный фонд, мы этого себе не позволяем. Вот когда будут у нас прекрасные дороги, их обслуживание-тогда посмотрим. А пока важно помнить: дороги - кровеносные соэкономики. Если не заботиться о них, можно одорвать здоровье всего организма, хозяйства траны.ЗА РЛМ гж УЕ 45долбанных и узеньких тульских, орловских, курских дорог здесь - просто Европа! И покрытие кажется приличней, и ширина завидная: в две полосы с внушительным разделительным газоном. Но ведь можно лучше и больше! - Я считаю, что ситуация сможет привести к нормальной человеческой жизни. Увидим ли мы когда-нибудь ту и другую не только на образцово-показательных участках вблизи столицы, но ив самой что ни есть черноземной глубинке Белгородчины? ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ Фото Александра Белашова