32
33
34
35
В статье "Какие бывают грузовики" (ЗР, 1994, № 11) мы вкратце рассказали о трех основных классах грузовых автомобилей. Сегодня речь пойдет о легких грузовиках полной массой (то есть с грузом, топливом, водителем и пассажирами) от 1,0 до 3,5 т. О тех, для управления которыми достаточно водительского удостоверения категории "В" (легковые автомобили).Новинка 1995 года - "Мерседес-Бенц-Слринтер-208О" с грузопассажирским 5-9-местным кузовом "комби"."Тойота-Хай-Эйс" - полноприводный вариант грузопассажирского фургона полной массой 2520 кг. Грузоподъемность - 570 кг, включая водителя. Мощность дизельных и бензиновых двигателей 75-120 л. с/55-88 кВт.пользуются спросом намного более тяжелые автомобили, а в Японии, напротив, популярны очень легкие грузовички полной массой 1,0-1,3 т. Чтобы сориентироваться в многообразии легких грузовиков, можно условно разделить их на четыре группы, различающиеся назначением, полной массой и вместимостью. Назначение, как известно, определяет основные технические параметры автомобиля. Например, для перевозки грузов по гладкому асфальту городов делают маневренные машины с малымшш ГРУЗОМИДелают их много. Например, в 1994 году западноевропейцы приобрели 1,2 млн. легких грузовиков - всего лишь в десять раз меньше, чем легковых машин (11,87 млн. шт.). В США их раскупают еще лучше - около 6,6 млн. шт. или 42% от общего количества проданных автомобилей всех типов за 1994 год. Правда, в это число включены 1,6 млн. вседорожных (полноприводных) легковых автомобилей и несколько сот тысяч микроавтобусов и грузопассажирских фургонов, которые, по нашим меркам, сошли бы за легковые или автобусы. Тем не менее подобная популярность легких грузовиков среди американцев имеет обоснование, имя которому - целесообразность. Избалованный покупатель в Штатах хочет получить автомобиль, отвечающий самым прихотливым требованиям. Многих стали интересовать машины универсального назначения, способные, кроме езды по асфальту, на кое-что 32 ЗРЛМ 29 АУЕ /6 еще. Как-то: перевезти полтонны (а то и больше) груза или же смело съезжать с хайвея на мокрую лесную дорогу... А во многих районах США все больше легких грузовиков используют вместо обычных легковых машин - в американской глубинке их не без основания считают недостаточно прочными и выносливыми. В Европе свои особенности. Здесь легкие грузовики, как правило, приобретают те, кто занят мелким бизнесом или работает в сфере обслуживания и производства товаров, иными словами, те, кому надо возить, а не только ездить. В целом можно отметить, что европейские машины полной массой до 2т предназначены, как правило, для индивидуального пользования. Более тяжелые - универсальны по назначению, а грузовики полной массой свыше 2,8 т рассчитаны, главным образом, для коммерческой эксплуатации, то есть для более интенсивных перевозок. Однако в США и Японии это не так: в Америке дорожным просветом, низким полом грузового отсека и сдвижными дверцами увеличенных размеров. Проходимость здесь не играет роли. Однако если необходимо ездить по грунтовым дорогам или вовсе без дорог, конструкция автомобиля будет совсем иной. Очевидна взаимосвязь между полной массой машины и ее вместимостью. Так как плотность разных грузов может отличаться в десять и более раз, приходится делать автомобили разной вместимости в пределах одной и той же полной массы. Обычно наращивают полезный объем, увеличивая базу и высоту грузового отсека. Нельзя забывать и такие важные требования, как низкая стоимость эксплуатации, удобство погрузки-выгрузки, сохранность груза при перевозке. К первой группе можно отнести оригинальные микрогрузовички японского производства полной массой 1,0-1,5 т. В большинстве своем, если не считать моделей с бортовой платфор- "Мицубиси-Миникэб4WD" - полноприводный легкий грузовик полной массой до 1,2 т. Грузоподъемность - 460 кг, включая водителя и пассажира. Размеры кузова 1,94x1,33x0,3 м. Мощность трехцилиндрового бензинового двигателя рабочим объемом 657 см3 38 л.с/28 кВт или 42 л. с/31 кВт. Коробка передач - механическая 5-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая.• шш§ мой, они унифицированы с легковыми автомобилями класса "микро", которых в Японии довольно много. Внешнее сходство этих "машинок" определено тем, что их габарит сильно ограничен 3,3x1,4x2,0 (длина х ширина х высота) метров, не больше. Рабочий объем бензиновых двигателей - до 660 см 3 (для Японии), а мощность - в пределах 38-64 л. с. Грузоподъемность микрогрузовичков - 350-700 кг (включая массу водителя и пассажира). Такая конструкция вызвана не столько практической целесообразностью, сколько существующей в Японии системой налогообложения средств автотранспорта. Впрочем, машины подобного типа используют ив других странах Юго-Восточной Азии, а фирмы "Дайхатсу" и "Пьяджо" предлагают их даже в Европе. Однако здесь больше популярны фургоны на базе легковых моделей хэтчбеков и универсалов малого, а также особо малого классов. Эти машины составляют уже вторую группу легких грузовиков. Представьте себе, например, автомобиль ЗАЗ-1102, где вместозадних сидении - гладкий пол, а за спинками передних натянута металлическая сетка, отделяющая грузовой отсек от кабины. На многих подобных фургонах задние боковые окна не остеклены - так прочнее и дешевле. Однако полезного объема обычного кузова недостаточно даже для грузоподъемности в 400-500 кг, и большинство фирм полностью изменяют заднюю часть, делая ее шире, выше и опуская пол ниже. В результате объем грузового отсека может достигать 3,2 м3 ("ФИАТ-Фиорино"), а общая грузоподъемность с учетом массы водителя - 770 кг ("Форд-ЭскортВэн"). Практически подобные фургоны, несмотря на свое "легковое" происхождение, - настоящие грузовики, так как предназначены только для перевозки груза, пусть и небольшого. Вполне закономерно, что такие машины приобретают собственные названия: вместо "Рено5-Вэн" - "Рено-Экспресс", вместо "ФордФиеста-Вэн" - "Форд-Курьер" и т. д. Если нужно возить и людей, боковые стенки фургона оснащают окошками, а грузовой отсек - откидными сиденьями ("Форд-Курьер-Комби"). У некоторых моделей есть варианты с открытыми кузовами типа "пикап" ("ФИАТ-Фиорино-пикап" или же наш ИЖ-27151). Полные массы европейских моделей этого класса - в пределах 1,3-1,9 т, а мощность дизельных и бензиновых двигателей довольно умеренна - 55-75 л. с. К третьей группе легких грузовиков можно отнести грузопассажирские пикапы на рамном шасси, предназначенные для любых дорог. У "американцев" полная масса достигает 4,5 ти более, а грузоподъемность - 2,5 т. В Европе столь тяжелых машин практически нет - здесь в ходу более легкие пикапы полной массой от 2,0 до 2,8 т, причем все они, за редким исключением, японского происхождения. Например, "Фольксваген-Таро" - это слегка измененная "Тойота-Хайлюкс", а "Опель-Кампо" - "Исудзу" типа "TF". Остальные модели импортируют из Японии и даже США ("Шевроле-S-IO"). Универсальность обеспечивают кабины вместимостью два-шесть человек и два типа шасси: полнопри-ЛПОУШНОТНовинка 1995 года - легковой грузопассажирским фургон "CEAT-Инка" на базе "СЕАТ-Ивиса". Полная масса 1660-1760 кг, грузоподъемность - 550-625 кг, включая водителя. Габарит (длина, ширина, высота)-4207x1696x1815 мм. Полезный объем грузового отсека - 2,9 м3 . Мощность бензиновых и дизельных двигателей - 60-75 л. с/44-55 кВт. "Джи Эм Си-Сьерра-К-3500" - полноприводный длиннобазный 6-местный пикап для американского рынка. Полная масса - 4170-4535 кг. Мощность дизельных и бензиновых двигателей -152-233 л. с/112-172 кВт.ЗА РУЛЕМ 2/9633 Семейство легковых фургонов "Форд" для европейского рынка. "Форд-Фиеста-Вэн" - красный, "Форд-Курьер" - белый и "Форд-ЭскортВэн" - синий. Полные массы - от 1230 до 1900 кг, грузоподъемность - от 380 до 770 кг, включая водителя. Полезный объем грузовых отсеков - от 0,94 до 2,8 м3 . Мощность бензиновых и дизельных двигателей - 50-75 л. с/37-55 кВт.водное - для тяжелых условий работы ис задними ведущими колесами - для обычных дорог. Если при этом воспользоваться огромным выбором дополнительного оборудования, то вместо обычного пикапа можно получить, например, почти легковую машину с небольшим кузовом (типа "Форд-Ф150-Лайтнинг") или солидный полноприводный грузовик с комфортабельностью легкового автомобиля наподобие "Джи Эм Си-Сьерра-К-3500". В Европе нет такого широкого предложения пикапов, как в США, да и спрос на них невелик. Тем не менее и здесь эти машины сочетают в себе качества грузового и легкового автомобилей для любых дорог. К сожалению, подобных пикапов в России пока не делают. Выпускаемые в ограниченном количестве ИЖ-27151 и АЗЛК-23352 на шасси обычного легкового автомобиля пригодны для езды только по хорошим дорогам, а "бизоны" (на агрегатах ВАЗ-2121) со странной ступенчатой рамой пока не в счет - их совсем мало. Так что если не считать машин марки "УАЗ", перевезти 400-800 кг груза в российской глубинке просто не на чем. Последняя, четвертая группа включает грузовые, грузопассажирские фургоны, микроавтобусы и автомобили сбортовой платформой полной массой от 2,0 до 3,5 т. Основное назначение этих, называемых еще развозными, машин городские и пригородные перевозки, груз 800-1800 кг, а также транспортировка пассажиров. В эту группу развозных грузовиков входят, правда, и более тяжелые автомобили коммерческого назначения полной массой от 3,5 до 6,0 т, но мы ограничились величиной 3,5 т. Ежегодные европейские продажи таких грузовиков за последние десять лет составляют от 460 до 750 тысяч шт. в год - свидетельство их большой популярности. Основной тип кузова это, конечно, цельнометаллический фургон без боковых окон с одной боковой сдвижной и двухстворчатой задней дверцами. Причем есть как обычные фургоны, так и повышенной вместимости, вплоть до 17,0 м3 , когда можно полностью использовать грузоподъемность даже при легковесных грузах плотностью около 0,1 т/м 3 . Есть спрос в Европе и на грузопассажирские комбинированные фургоны ("комби"), оснащаемые боковыми окнами и дополнительными сиденьями в грузовом отсеке. Довольно популярны микро- и малые автобусы. В зависимости от планировки и полной массы развозные грузовики для пассажирских перевозок рассчитаны на 5-19 мест. (Заметим, формально машины с однообъемным кузовом вместимостью до девяти мест, включая водителя, автобусами не считаются. Однако и за рубежом, и у нас в обиходе их часто называют микроавтобусами.) Реже можно увидеть на зарубежных дорогах классический грузовик с платформой и откидными бортами, где кабина с одним или двумя рядами сидений. При желании кузов оснащают дугами и тентом. С 1994 года такую машину выпускают ив России - это ГАЗ-33021 "Газель". Кроме этого, для монтажа специального кузова (например, жилой домик на колесах, почтовый фургон и т. д.) делают особые шасси - платформы с кабиной или без нее. Для развозных грузовиков применяется как переднеприводная компоновка ("ФИАТ-Дукато", "Пежо-Боксер"), так"Ниссан-Датсун" - полноприводные 5-местные пикапы для японского рынка. Полная масса - 2550 кг, грузоподъемность - 765 кг, включая 5 чел. Мощность бензиновых и дизельных двигателей - 8 5 - 1 00 л. с./62,5-74 кВт.34ЗА РУЛЕМ 2/96 и классическая с задними ведущими колесами - односкатными и двухскатными ("Мерседес-Бенц-Спринтер", "ФордТранзит", "ИВЕКО-Турбо-Дейли"). Переднеприводная дает небольшую экономию на массе грузовика, а главное, позволяет максимально снизить погрузочную высоту грузового отсека до 500-540 мм (у фургонов). Шасси обычно рамные или рамнонесущие для классической компоновки и рамно-несущие для переднеприводных схем. Передние подвески, как пра-Вид на грузовой отсек фургона "ПежоБоксер" (внутренняя перегородка отсутствует)."Дайхатсу-Хай-Джет" - легкий фургон первой группы для европейского рынка полной массой до 1,55 т. Грузоподъемность - 620 кг, включая водителя и пассажира.Технические характеристики грузовых автомобилей легкого классаМодель "ДайхатсуХай-Джет" "ФордКурьер" "Ниссанпикап" "Джи Эм СиСьерра-К3500" "МерседесБенцСпринтер208D" Группа Тип кузова Колесная формула' Полная масса, кг Грузоподъемность, включая водителя, кг Тип двигателя" Рабочий объем, см 3 Номинальная мощность "нетто", л. с/кВт Число ступеней коробки передач Колесная база, мм Габарит, мм: длина ширина высота Длина и ширина грузового отсека, м Полезный объем, м э Погрузочная высота, мм Максим, скорость, км/ч Расход топлива при 90 км/ч и ГЦ, л/100 км " * 1,90x1,27 2,9 540 115 1,70x1,20 2,8 1,35x1,39 0,82 790 128 9,3;11,4 3295 1395 1870 4052 1650 1812 4690 1730 1715 6360 1950 1825 4835 1933 2550 2,51x1,735 10,4 650 130 8,7;11,8 5505 1998 2470 2,75x1,808 10,0 580 127 5 1810 5 2700 5x2 2950 5x2 4280 5 3000 5 3200 47,5/35 60/44 80/59 192/141 79/58 86/63 675 БЗ 993 555 Б4 1299 1020 Д4 2494 1570 58 5733 805 Д4 2299 1590 Д4 2446 4x2 1550 2x4 1540 4x4 2740 4x4 4170 4x2 2800 2x4 3500 1 фургон 2 фургон 3 пикап 3 пикап 4 комби 4 фургон "ПежоБоксер-350М"вило, независимые, на пружинах или торсионах, а задние - по большей части цельные балки мостов или осей на продольных малолистовых рессорах. На некоторых моделях встречаются и задние независимые подвески. Для плохих дорог (оказывается, и на Западе есть такие!) используют полноприводную компоновку в сочетании с упроченной ходовой частью, повышенным дорожным просветом и цельными балками ведущих мостов на продольных рессорах ("Рено-Мессенджер", "ИВЕКОТурбо-Дейли"). Основной тип двигателя - дизельный, в том числе ис непосредственным впрыском. Бензиновые моторы довольно редки. Диапазон мощнос ти - о т 60 до 143 л. с. Конечно, машины развозного типа есть ив США. Но там этот класс имеет свои особенности и включает грузовики даже средней грузоподъемности. Цельнометаллические грузопассажирские фургоны полной массой до 4,5 т типа "Форд-Эконолайн" применяют не только в качестве развозных машин, они распространены и как семейное средство транспорта, отличаясь поэтому довольно высоким уровнем комфорта, сопоставимым с легковыми универсалами повышенной вместимости (на них только автоматические коробки передач). Диапазон мощности двигателей американских однообъемных фургонов полной массой 2,0-4,5 т значительно выше - от 136 до 248 л. с. Производством легких грузовиков в мире занято свыше 30 автомобильных компаний. Кроме того, масса предложений по заказному и специализированному оснащению (вплоть до специальных кузовов). Монтируют его на серийные модели мелкие фирмы, которых множество. Это дает возможность покупателю приобрести практически любую машину по своему вкусу. Михаил ТЕПЛОВ ЗРЛМ 29 АУЕ /6 35_ 760 150139 5.8; 7,6___Си". Автомобили в комплектации для европейского рынка, кроме "Джи Эм * 4x2 - классическая компоновка с задними ведущими колесами; 4x4 со всеми ведущими колесами; 2x4 - переднеприводная компоновка. " Б - бензиновый; Д - дизельный; 3,4 и8 - число цилиндров. *" С частичной нагрузкой.