103
104
105
Е ЩЕ РАЗ О "ЖИГУЛЕВСКОМ" ^ РЕДУКТОРЕПОВРЕЖДЕН САЛЬНИК ХВОСТОВИКАСальник ведущей шестерни ра ­ ботает в достаточно тяжелых условиях. Судите сами: 15-минутный за ­ езд со скоростью 80-90 км/ч доводит температуру редуктора до 90°С. Так как масло и воздух внутри узла меняют температуру в широких пределах, для выравнивания давления внутри и снаружи служит сапун. Ведомая шестерня, особенно при высоких скоростях движения, в ращаетсяс числом оборотов@оймиш оимишламиВ предыдущем номере речь шла о том, как подтянуть гайку хвостовика ведущей шестерни в "жигулевском" редукторе. Но вот вам понадобилось заменить сальник хвостовика или же правильно затянуть подшипники дифференциала. С некоторыми важными тонкостями этих работ вас знакомит инженер Росс ТВЕГ.больше 1000 в минуту, забрасывая масло (через верхний канал) в пространство между подшипниками ик самим подшипникам . Последние тоже обладают насосным действием: задний выбрасывает масло в картер, передний же - к сальнику. В свою очередь, сальник защи ­ щен маслоотражателем, а про ­ никшее к нему масло отводится с помощью бокового канала. Отсюда вам должно быть ясно: если забит грязью сапун или отсутствует маслоотражатель, сальнику приходится туго - масло он не удержит. Очистить са ­ пун - дело нехитрое, поверните колпачок на два-три оборота. К повышенным потерям масла через сальник может привести его избыточный уро ­ вень в картере редуктора: некоторые автовладельцы ухитряются этого добиться, заправляя маслом редуктор с помощью мощного шприца, сжатого воз ­ духа, - если масло холодное, вязкое, а пробку уровня завернуть быстро, излишек не успевает стечь. В каких же случаях требуется замена сальника? Как по ­ Рис. 2. Лапка приспособления для казывают наблюдения, сальник выпрессовки сальника. необходимо, как минимум, про- верить, если при пробеге автопохожи. Отличаются у них направмобиля меньше 30 тысяч кило ­ ление винтовых насечек и направметров уровень масла падает на ­ ление вращения вала, изображенстолько, что нормальная работа ное стрелками . З апомните : при редуктора невозможна. движении вперед карданный вал "Жигулей" вращается по часовой Для этого вывешиваете зад ­ стрелке, если смотреть спереди. А ние колеса автомобиля (с под ­ ведущая шестерня переднего моста ставками под кузовом), пускаете "Нивы", если смотреть на нее со двигатель и, включив 4-ю перестороны фланца, вращается против дачу, прогреваете редуктор до часовой стрелки. Однажды, устано80-90°С. Если при скорости 100 вив по ошибке сальник 2121км/ч (по спидометру) утечка мас2402052 в задний мост, вскоре об ­ ла превышает пять капель за 15 наружили в переднем подшипнике минут, сальник неисправен. На редуктора капли воды. Значит, пупрактике никто так не делает тать сальники нельзя. Покупая об утечке масла судят по лужице сальник, проверяйте его кромку под машиной после стоянки, з а ­ йоимийлами 2/96 9масленному днищу кузова над фланцем ведущей шестерни. Как заменить сальник с минимальными затратами труда, не снимая колес, тормозных барабанов, не выводя полуосей из коробки дифференциала? Об этом - разговор впереди, пока же нужно купить новый сальник - и тут важно избежать ошибок. Т ак , внешне сальники2101 2402052-01 и 2121-2402052 оченьРис. 1. Выпрессовка сальника хвостовика редуктора: 1 - лапка (2 шт.); 2 резьбовая втулка; 3 - винт; 4 сальник. вываете сальник, но учтите следующее. Этот винт упирается в ведущую шестерню, а та - в коробку дифференциала. Если шестерня "попадет" в окно коробки, хода винта вам не хватит. В этом случае необходимо повернуть ведомую шестерню при ­ мерно на 90°. Приступая к запрессовке нового сальника, его кромки и посадочную поверхность в горловине картера необходимо смазать трансмиссионным маслом или "Литолом-24". У ч ­ тите, сам процесс запрессовки не столь прост, как обычно кажется ударь и сальник на месте! Сальник садится в гнездо горловины с большим натягом и поэтому постоянно перекашивается, особенно если по -неудобная. Упростить эту работу позволяет оправка, показанная на рис. 5, 6, при этом используются штатные шайба игайка . Молоток при запрессовке почти не требуется: необходимо следить за равно ­ мерностью (без перекосов) посадки сальника ив случае необходимости помогать ему легкими ударами.ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАТЯГ ПОДШИПНИКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛАПосле ремонта и сборки диф ­ ференциала и установки его вкар ­ тер редуктора наступает весьма от ­ ветственная операция - предварительный натяг подшипников и регулировка бокового зазора взацеп ­ лении шестерен главной передачи. Распространенная ошибка - затягивание регулировочныхгаекбез учета бокового зазора между шес ­ тернями. Чтобы этого избежать, н е ­ обходимо постоянно контролиро ­ вать зазор, покачивая ведомую ше ­ стерню за зубчатый венец. При ремонте редуктора в домашних условиях рекомендуется изготовить несложное, но достаточно точ ­ ное приспособление (рис. 7), а также специальные ключи. Ключ на рис. 11 легко сделать из пластины изношенной тормозной колодки переднего тормоза "Жигулей". С тойкиприспособления (рис. 10) в вертываемвотверстия под болты крепления стопорных пла ­ стин. Зазора А между стержнями 4 приспособления не должно быть, и сами стержни (рис. 8 и 9) при этом не должнысусилиемупираться друг в друга. Периодически покачивая ведо ­ мую шестерню и проверяя боковой зазор, ключом (рис. 11) начинаем не спеша закручивать регулировочные гайки. Число выступов на внутренней поверхности гайки равно 12, п о ­ ворот на один выступ соответствует осевомуперемещениюгайки на 0,125 мм. Сделав несколько "шагов", убедимся, что крышки подшипников расходятся и одновременно возни ­ кает зазор между стержнями при ­ способления. Теперь важно точно выставить его. При использовании новых подшипников зазор А должен быть около 0,45 мм. Если подшипники "притерты", то есть пробежали уже около 30 километров , з азор следует уменьшить до 0,35 мм. Выставив зазор, вывертываем левую часть приспособления, а в правой закрепляем индикатор, н ож ­ ка которогодолжнаупиратьсявРис. 3. Резьбовая втулка. она должна быть гладкой, ровно обрезанной. Итак, вы должны разъединить фланцы карданного шарнира и ведущей шестерни, отвернув четыре болта, как мы об этом говорили в январском номере журнала за 1996 год. Затем нужно отвести в сторону карданный вал и отвернуть гайку хвостовика ключом "на 24". Сняв фланец ведущей шестерни, п ро ­ верьте состояние поверхности ва ­ ла, контактирующей с сальником, случается, что она требует поли ­ ровки. Если на поверхности выработалась глубокая, не устранимая полированием канавка , сальник запрессовывают так, чтобы он был смещен относительно номинального положения на 1-1,5 мм.Рис 5 Запрессовка нового сальника: 1 - корпус; 2 - сальник; 3 - оправка; 4 - шайба; 5 гайка. садить его вы пытаетесь примитивными средствами, например ударами молотка. К тому же обычно ра ­ ботать приходится, находясь под автомобилем (руки вверху), позаРис. 4. Винт. Как извлечь старый сальник? Если он совершенно ни на что не годен, а работа "разовая", можно воспользоваться любым подходящим прочным крючком. Конечно, не без риска потерять лишнее время, ободрать руки и т. д. Во всех иных случаях луч ­ ше приспособление, п оказан ­ ное на рис. 1-4. Лапки приспос облениявводятсяв пазы шлицев хвостовика. Дальнейшее должно быть ясно из ри ­ с унка . Вращая винт приспо ­ собления, вы легко выпрессо10 Соимийлами 2/96Рис. 6. Оправка для запрессовки сальника. A=0A = 0,35...0,45>i i<Рис. 8. Стержень с местом для закрепления индикатора.1x45» Ю2. к s: ' <75^2CD-< <28 30> > >Рис. 9. Стержень простой.Ю 012(S1SЛМб1*45°,.1 to— £f<*,/г755t<12>Рис. 10. Стойка приспособления (две). раз. Это поможет вам продлить срок службы редуктора. Устанавливая стопорные пла ­ стины, постараемся попасть их лапками точно в выемки регулировочных гаек. Не следует изгибать лапки в стороны: надломившись внутри, маленький кусочек металла может оторваться при работе редуктора и заклинить шестерни. При ремонте коробки диффе ­ ренциала переднего моста автомобиля ВАЗ-2121 используется ключ, показанный на рис. 12.Рис. 7. Приспособление для контроля предварительного натяга подшипников дифференциала: 1 регулировочная гайка; 2 подшипник; 3 - стойка приспособления; 4 стержни. край зуба ведомой шестерни (см. рис. 7). С помощью индикатора проверяем (покачивая шестерню) в е ­ личину бокового зазора. Она должна быть в пределах 0,08-0,13 мм. Для увеличениязазора следует слегка завернуть левую регулировочную гайку и на тот же угол отвернуть правую; для уменьшения завертываем правую гайку и на тот же угол отворачиваем левую. Не следует добиваться минимального зазора. Оптимальный вариант - при величине зазора в пределах от 0,08 до 0,13 мм ведомая шестерня должна проворачиваться в обе стороны усилием руки.Выставляя зазорвращением регулировочных гаек подшипников, не будем забывать о том, что достигнутое расстояние А может при этом измениться. Не поленитесь повторить операцию предварительного натяга два - т ри или большеРис. 11. Ключ для вращения регулировочных гаек (сделан из старой тормозной колодки переднего тормоза).Рис. 12. Ключ для вращения регулировочной гайки правого подшипника коробки дифференциала переднего моста автомобиля ВАЗ-2121. GcIIGASMH 2/96 11