ВЫБИРАЕМ МОТОРНОЕ МАСЛОПриобрести моторное масло сегодня не проблема. Сложнее сделать выбор что заливать в двигатель? Ассортимент предлагаемых смазочных материалов настолько широк, что у бедного покупателя разбегаются глаза. В итоге один по-прежнему льет дешевую "всесезонку", другой проводит "эксперименты" и меняет масла как перчатки, а третий, порешив, что каши маслом не испортишь, выкладывает деньги на дорогую импортную "синтетику". Мы надеемся, что советы руководителя фирмы "Спектр-Авто" Михаила БРЫКИНА помогут автолюбителям сориентироваться в масляном море, продлить срок службы двигателя своего автомобиля и сэкономить деньги. Жизнь любого автомобильного двигателя можно условно разбить на три периода: обкатка - от 0 до 3-5 тыс. км пробега или 3-4% моторесурса; зрелость - от 5 до 100 и более тыс. км или около 80% моторесурса; старость - последние 16-20% моторесурса до полной его выработки. Деление на периоды по пробегу достаточно условное. Моторесурс конкретной модели двигателя регламентируется производителем, и, зная продолжительность каждого периода в процентах, несложно вычислить километраж. Первый период относительно недолгий, но именно от правильной обкатки во многом зависит продолжительность жизни двига54 ЗА РУЛЕМ 2/96теля, его безотказная работа. Период зрелости мотора наиболее продолжителен. И продлить его поможет грамотная эксплуатация. Но, увы, всему на свете, даже самому долговечному движку, рано или поздно приходит конец. Двигатель не тянет, возрастает расход масла. Мотор обречен? Не спешите опускать руки. Отодвинуть срок ремонта или замены агрегата - в ваших силах. Большую роль в обеспечении надежной и долговечной работы мотора играет моторное масло, его качество, регулярность замены, соответствие сорта данному двигателю и конкретным условиям его эксплуатации. Итак, вы купили новую машину. Для большинства людей этот трогательный период сравним с первым любовным романом в жизни. Для нее ничего не жалко, но и здесь нужны разумность и трезвый расчет. Повышенное трение в новом двигателе — вполне нормальное явление. В процессе обкатки прирабатываются пары трения, устанавливается окончательная геометрия трущихся деталей, микрорельеф их поверхностей. В этот период пары трения начинают жить своей фантастической жизнью, в которую человек пока вмешивается чисто эмпирически, так до конца и не познав этот сложный процесс. Поэтому моторное масло - это в какой-то степени магия и чародейство, у какой фирмы этого больше, у той и масло лучше. Внутренним чутьем настройтесь уловить флюиды, исходящие от продукта, и вы выберете то, что нужно. Это, конечно, шутка, но с долей истины. При трении происходят одновременно механические, химические, физические, вибрационные, тепловые и другие процессы, находящиеся в сложной взаимосвязи. Присутствие в трущейся поверхности хорошего масла способствует созданию стабильной поверхности трения, снижению износа и уменьшению механических потерь. Вот почему желательно пользоваться одним маслом, лишь иногдадобавляя присадки, корректирующие его свойства в зависимости от возраста поверхности трения, прямо связанного со сроком службы автомобиля. При обкатке важно, чтобы масло эффективно выносило продукты износа из зоны трения, для этого оно не должно быть густым. Масла 15W-40, 10W-40, 5W-50 и, тем более, 10W-60 не подходят для обкатки. Здесь более уместны SAE 20, SAE 30 (если летом), SAE 20W-30, 10W-30, 5W-30. Теперь о периодичности смены масла. Несмотря на заводские инструкции, первую смену масла сделайте, едва ваш автомобиль доедет до гаража. Велика вероятность, что он добирался до магазина своим ходом, да еще издалека. В первые часы работы мотора образование продуктов износа идет особенно интенсивно, и нечего им болтаться в масле до первой плановой замены. Внеплановая смена масла - хороший повод использовать одну из присадок, предназначенных для нового двигателя. Основная функция таких присадок - противозадирная; приработка идет мягко, без появления на трущихся поверхностях рисок или царапин. Несколько советов тем, кто решил применить "обкаточные" присадки: АВТО-1, "Ликви моли" или какие-либо другие, содержащие измельченный дисульфид молибдена (MoS 2 ). Их нельзя применять постоянно - только на период обкатки. Двигателю, в который залита присадка, абсолютно противопоказаны тепловые перегрузки. Полезные свойства присадочных компонентов могут поменяться на прямо противоположные, то есть вредные. Да и вообще, для любого мотора, проходящего обкатку, перегрев - зло. Особенно актуально это для владельцев "запорожцев". Так что лучше не суйтесь в жару на новом автомобиле в городские пробки. Итак, обкатка благополучно завершена. Двигатель вступает в пору зрелости. В это время для моторов ВАЗ и МеМЗ-245 подходят масла: SAE 20, SAE 30, SAE 20W-30, 10W-30, 5W-30. Не следует увлекаться чересчур вязкими маслами типа SAE 40, SAE 20W-40, 10W-50, 10W-60. Обычно они предназначены для высокофорсированных двигателей. В наших же моторах можно столкнуться с эффектом масляного голодания, особенно в холодное время года, когда густое масло из-за своей плохой прокачиваемости подается к трущимся поверхностям в недостаточном количестве. Понятно, что ничего хорошего в этом нет. Класс качества масла для "жигулевских" и "таврических" моторов по API не ниже SF. Более старым по конструкции двигателям ЗМЗ и УЗАМ слишком жидкие масла ни к чему, как и двигателю МеМЗ-968. В теплонапряженный мотор воздушного охлаждения нежелательно лить слишком жидкое масло. Все, что ниже уровня SAE 10W-40, 15W-40, для "Запорожца" может