108
109
110
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |/ЭКСПЕРТИЗАВ ГОСТЯХУ СКАЗКИ...КАК МЫ ПРОВЕРЯЛИ 23 ТОРМОЗНЫХ жидкостиТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВИзобилие подделок начинает устрашать. По разным данным, например, на рынке Москвы и области продается до 30% поддельныхили некачественных масел, до 40% таких же непригодных к использованию охлаждающих жидкостей и доТеперь о том, что и по каким параметрам мы проверяли. Образцов, как уже сказано, много - аж 23. Только шестеро из них соотечественники. Разброс цен - почти в шесть раз. Большинство иностранцев уложилось в диапазон от 200 до 300 рублей за литр. Наши скромнее - от 60 до 80 руб. Покупали в «нормальных» магазинах, как и должен, на наш взгляд, поступать аккуратный автомобилист. Чем торгуют на рынках, мы уже знаем (см. ЗР, 1998, № 4). При проверке начали с главного - температурного диапазона. Мало кому хочется, чтобы тормозная система зимой замерзла или, что еще хуже, закипела при интенсивном торможении. Способность держать холод определяется вязкостью. При минус 40°С она должна быть не выше 1500 MMVC (ПО ISO 4925 и FMVSS № 116 DOT-3) или 1800 мм2/с (по SAE J-1703 и FMVSS № 116 DOT-4). Второй норматив выполнили все. Более жестким условиям не удовлетворили трое. Не будем их осуждать, хотя бы потому, что «жесткое» требование предъявЕ.>-з.ЕМЕ T;J.A=;Цен № .Вязкость* 1717 мм!/с Кипение: сухая 288°С увлажненная 203°С Активность ионов водорода (рН)** 7,01 ед. Воздействие на резину*** 4,3% и 2,2%тг^^50% тормозных. Приступая к анализу качества «тормозухи», набирали побольше образцов, заранее предвкушая, какой удар нанесем по теневой экономике. И вот... Проверяли претендентов по семи показателям и трем стандартам! Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей FMVSS № 116 подсказал, что должны уметь жидкости D0T-3 и D0T-4. Европейские нормы ISO 4925 определяли, как тормозная жидкость может влиять на резину манжет (американцы почему-то об этом не думают). Наконец, стандарт SAE J-1703 (тоже американский) помог оправдать тех, кто немного не вписался в общий ряд - его требования по ряду позиций лояльнее. А что же наши нормативы? Увы, их не существует; по крайней мере нам они неизвестны. Отечественные производители должны ориентироваться лишь на требования автозаводов, остальное - по желанию.емM-WRB£Щ•^ЩтяЯтшяВШммШ*'•Вязкость* 1229 мм7с Кипение: сухая 265°С увлажненная 171°С Активность ионов водорода (рН) 7,87 ед. Воздействие на резину 6,0% и 3,9%'При температуре минус40°С. ' "Норма 7$-110; меньшесреда кислотная, больше - щелочная. '"Данные для резины марок 7-2462 при 70°С за 120 часов и 51-1524 при 120°С за 120 часов соответственно. ""В такой упаков жидкость официальными дилерами не завозится. "" 'Две одинаковые жидкости куплены в разных местах подделки не обнаружит. CASTROL DOT-4, ПАПА Dm/210 pВязкость* 1027 мм7с Кипение: сухая 260°C увлажненная 172°C Активность ионов водорода (рН) 8,04 ед. Воздействие на резину 4,7% и 2,1%ELF DOT-4 ЦГаТ^'Г'ЧБР DOT-4..:-•**ktВязкость* 1189 мм7с Кипение: сухая 271°С увлажненная 170°С Активность ионов водорода (рН) 7,91 ед. Воздействие на резину 3,0% и 1,9% Вязкость* 1187 мм7с Кипение: сухая 261"С увлажненная 170°С Активность ионов водорода (рН) 7,8 ед. Воздействие на резину 5,7% и 3,7%I«SAW* "вЩeifDк.пляет устаревающий стандарт ЕЮТ-3. А вот с температурой закипания поблажек не будет. Здесь - чем больше, тем лучше. Минимальное требование (DOT-3, SAE, ISO) - 205°С для сухой жидкости (просим не удивляться - термин) и 140°С для увлажненной (с добавлением 3,5% воды). Нормой же для большинства современных автомобилей можно смело считать требования DOT-4: сухая жидкость должна выдать 230°С, увлажненная - 155°С. Зачем увлажнять? Если жидкость долго не менять, если тормозная система или тара под жидкость негерметичны, наконец, при возникновении других «если», в тормозную жидкость попадает влага. Даже в небольших количествах она опасна, потому и проверяют. Результаты... хотите верьте, хотите нет, но почти все уложились в жесткие требования DOT-4 MANNOL D0T-4,с запасом. Одна жидкость, маркированная DOT-3, с запасом уложилась в свою норму, и лишь единственный «штрейкбрехер» показал себя из ряда вон плохо. Вот она, подделка, одна из 23! Напомним, два года назад две из пяти купленных «где попало» «тормозух» не дотянули до обещанного DOT-4; одна оказалась хуже некуда. Сегодня, коль все так хороши, есть повод вспомнить о самом строгом стандарте - DOT-5 (если у кого из читателей в гараже стоит «Порше», это для них). Устрашающие требования выглядят так: сухая жидкость должна кипеть при 265°С, увлажненная - при 180°С. С большим запасом (!) в эти требования уложился один образец. Еще пятеро к заветным показателям приблизились. Хорошо показали себя и кондиционные соотечественники, надежно прикрывшие спины лидеров. M0TUL D0T-4. FRANCE ЦвиДЗГ рВязкость* 1022 мм7с Кипение: сухая 258°С увлажненная 169°С Активность ионов водорода (рН) 8,08 ед. Воздействие на резину 4,0% и 2,0%Что еще проверяли? Кислотно-щелочной баланс (по-научному показатель активности ионов водорода) и СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Ч.-. к •-: леи» вы »*енжет? тормо тутпо инструкции \не по инструкции 5% доверяю это автосервису Ш22 % не меняю]24%ц««пда-.Вязкость* 1032 мм7с Кипение: сухая 261"С увлажненная 165°С Активность ионов водорода (рН) 7,95 ед. Воздействие на резину 4,3% и 2,2%РОССА D0T-4, ЗАО ЛИМПРОЕКТЦена 1 *£. \- .Вязкость* 1426 мм7с Кипение: сухая 267°С увлажненная 175°С Активность ионов водорода (рН) 7,94 ед. Воздействие на резину 1,5% и 1,3%шИДЯBOSCH DOT-4. Hem/П.V;| Z DOT*В " и, « и в м» • Q ^i ilH4РОСД0Т-4. 000 .•ПОСОЛ-СИНТЕЗЦви/ЗЙ;.-.;за 05Вязкость* 1234 мм7с Кипение: сухая 261°С увлажненная 174°С Активность ионов водорода (рН) 7,78 ед Воздействие на резину 1,5% и 1,5%UQUIM0LY. D0T-4. GERMANYЦг~.' :."'.' :-•.•;• ia .".." •Ш^^\\ш^-^Вязкость* 1260 мм7с Кипение: сухая 261 "С увлажненная 165°С Активность ионов водорода (рН) 7,98 ед. Воздействие на резину 5,3% и 2,5%| Ш D0T4 •в_I P DOT4j•'«•JВязкость* 1058 мм7с Кипение' сухая 268°С увлажненная 167°С Активность ионов водорода (рН) 7,86 ед. Воздействие на резину 3,2% и 1,7%-fir*• , № йот-»' I КОМПАНИИ И РЫНКИ |AGIP DOT-4 Цена / so руб.Вязкость* 1038 MMVCTEXACO DOT-4, BELGIUMЦена / 70 руб. за 0,25 лВязкость* 1490 Mtf/c Кипение: сухая 260°С увлажненная 167°С Активность ионов водорода (рН) 8,12 ед. Воздействие на резину 4,3% и 1,9%TEXACO Brake FluidЖ*Р0СД0Т-4, 0 00 «Т0С0Л-СИНТЕЗ»Цена / 30 руб. за 0,5 лВязкость* 1148мм /с Кипение: сухая 260°С увлажненная 168°С Активность ионов водорода (рН) 8,00 ед. Воздействие на резину 1,5% и 1,6%!Кипение: сухая 266°С увлажненная 168°С Активность ионов водорода (рН) 7,80 ед. Воздействие на резину 3,2% и 1,8%ЕLOCKHEEDЦена / 75 руб. за 0,5 лВязкость* 1436 MMVCC0NS0L, D0T-4Цена / 30 руб. за 0,5 лВязкость* 1196 мм7с Кипение: сухая 257°С увлажненная 167°С Активность ионов водорода (рН) 8,20 ед. Воздействие на резину 1,2% и 1,3%D0T-4, 0 00 «АВТ0БЫТХИМ»Цена / 25 руб. за 0,45 лВязкость* 1573 мм /с Кипение: сухая 244°С увлажненная 164°С Активность ионов водорода (рН) 7,21 ед. Воздействие на резину 4,6% и 2,1%2•Кипение: сухая 260°С увлажненная 168°С Активность ионов водорода (рН) 7,98 ед. Воздействие на резину 4,2% и 1,9%WJ\ЫEaiitIдет вовсе или оно окажется ничтожно мало, цилиндры вскоре потекут. Специалисты говорят, что лучше ориентироваться на диапазон от 2 до 16%. Если считать эту цифру желаемой, безоговорочно хорошими окажутся восемь образцов, среди которых один россиянин. Если ориентироваться все же на стандарт... хороши ВСЕ, кроме подделки, конечно. И хотя последняя показала 5%, вместо ожидаемого на-ЕЕвоздействие на резину двух марок. Баланс, если не считать «штрейкбрехера», у всех нормальный. Небольшие отклонения у двух образцов вряд ли стоит считать провалом. Требования стандарта ISO 4925 определяют набухание резины с очень широким допуском - от 1 до 16%. Больше - очень плохо, манжетным уплотнениям долго не жить. Меньше тоже нехорошо: если набухания не бу-бухания она дала локальное вспучивание. Подробнее о каждом из образцов на подписях к фото. Итак, статистика не подтвердилась, да ис ударом по теневой экономике пришлось повременить. А может, статистика все же не врет, просто покупать «тормозуху» (масла, запчасти) следует «где надо». Тогда сколько же подделок продается «где НЕ надо»?! 1*1BENDIX DOT-4, FRANCEЦена / 60 руб. за 0,5 лВязкость* 1476 MMVCLUCAS, U. К.<J new-lock ТЦена/190 руб. за 1лВязкость* 1672 MWVCявтQUAKER STATE, USAЦена / 85 руб. за 0,36 лВязкость* 1264 ммУс Кипение: сухая 244°С увлажненная 162°С Активность ионов водорода (рН) 9,00 ед. Воздействие на резину 3,5% и 1,6%Д20СИ/,Кипение: сухая 24ГС увлажненная 156°С Активность ионов водорода (рН) 8,69 ед. Воздействие на резину 3,5% и 1,6%Bendix1Кипение: сухая 256°С увлажненная 161 "С Активность ионов водорода (рН) 8,68 ед. Воздействие на резину 5,5% и 2,1%lis^я-'V3=<AKEFLUID1 rj|L• 18 SK D0T-3Цена /130 руб. за 0,5 лВязкость* 1283 м^/с Кипение: сухая 224°С увлажненная 143°С Активность ионов водорода (рН) 9,6 ед. Воздействие на резину 4,2% и 1,8%^сЕPIT STOP PRODUCTSЦена / 150 руб. за 0,36 л1250мм2/с Вязкость* Кипение: сухая 242°С увлажненная 163°С Активность ионов водорода(рН) 8,97 ед. Воздействие на резину 3,4% и 1,5%СПЕКТР0Л ТУБ0СТ0П(вероятно, подделка) Цена / 40 руб. за 0,5 лВязкость* 630 Mtf/C Кипение: сухая 170"С увлажненная 135°С Активность ионов водорода (рН) 2,74 ед. Воздействие на резину 2,5% и 5% (локальное вспучивание)