170
171
172
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙВРАГ НЕ ДРЕМЛЕТПОСВЯЩАЕТСЯ «АКВАПЛАНЕРИСТАМ»/ОПАСНО! IУ «оды»«ДИСТИЛЛИРОВАННОЕ» ТОПЛИВО ДЛЯ ДИЗЕЛЯШ ДОРОГА КОНЧИЛАСЬ НАДЕВАЙ ЦЕПИдва меньше. Тут будем осторожнее... Еще хуже сцепление шин со льдом, еосторожность противопоказагде умелое управление вообще нена всем нам, но особенно обидно мыслимо без специальных навыков. «улететь» бывалому водителю Аквапланирование принципиальэтакому «королю» дороги. Впрочем, но отличается тем, что шина, скользя это часто и подводит: опытный попо воде, как глиссер, непосредственрой не замечает собственных проманого контакта с покрытием дороги хов. вообще не имеет. Здесь коэффициТак и случилось с нашим читатеент сцепления - нуль. Вот и «поупралем Ш., сменившим за 30 лет с добвляй» тут... рый десяток автомобилей. Под майИсследования выявили, что по меским дождем ехал он на дачу, «дере роста скорости перед колесом повятка» слушалась безукоризненно, и является водяной валик, а снизу, певодитель, отлично знавший каждый ред зоной контакта, шину приподниповорот, проходил их играючи, почмает «водяной клин» (рис. 1). Тем ти не касаясь тормоза. Дорога плавсильнее, чем выше скорость. Нетно повернула влево, и Ш., попав в зарудно подсчитать: если плоскую тяжную лужу, даже не притормозил. пластинку подставить воздушной Но руль неожиданно «полегчал», и струе, то при скорости 36 км/ч «скомашина, словно не касаясь воды, ростной напор» (дополнительное дапросвистела над обочиной.... Призевление, возникающее при торможемление в мелколесье оказалось донии струи) будет невелик - около вольно жестким... 0,0006 кгс/см2. Вода же примерно в Все произошло в считанные мгно800 раз плотнее - ее скоростной навения, на что особенно сетовал попор составит уже примерно 0,5 2 страдавший. А еще на то, что ему, кгс/см . Не спешите делать физичемастеру зимней езды по гололеду, ский опыт, сидя в движущемся катере. На ладонь придется силушка кимашина отказалась подчиниться! Об аквапланировании шин (именлограммов... 70-80! И заметим: она но так называют это явление) мы даврастет «по квадрату» скорости. При ненько не говорили. Пострадавшим 72 км/ч станет вчетверо больше. можно только посочувствовать, особенно опытным, которым «проколоться» здесь действительно обидно: ведь коварное аквапланирование возникает не на пустом месте! В той или иной степени виноват сам шофер. И если он действительно опытен, то опасность должен предвидеть. Что же это за «зверь» - аквапланирование? Почему он может быть опаснее гололедицы и запросто подлавливает чересчур самоуверенного мастера зимней езды? Да что там зимней! Уж пилотам-«формульщикам» мастерства не занимать, а сколько их вылетало с трассы из-за дождя! Доподлинно известно: коэффициент сцепления автомобильной шины с чистым, сухим асфальтом - окоТак возникает аквапланирование: а - скорость ло 0,8. С мокрым - раза в полтора- меньше критической; 6 - колесо «всплыло».ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ПЛАТОВ ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВН КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ [Каждый кубический сантиметр воды - это ощутимый, добротный грамм массы, которую нужно разогнать в прорезях протектора и выбросить за его пределы. К тому же вода не только плотный материал, а еще и вязкий. Быстрому движению по узким, да еще извилистым прорезям дополнительно сопротивляется. Таким образом, чтобы выбросить каждый «кубик» воды, к нему нужно приложить тем большую силу, чем быстрее мы едем. В конце концов, в «клине» возникает давление, способное приподнять колесо. И оно полностью потеряет контакт с дорогой. Вот это и есть аквапланирование. Если лужа достаточно глубока, а скорость лишь немного выше критической, то само сопротивление валиков воды перед колесами довольно большое - скорость быстро падает, скольжение прекращается. Гораздо опаснее въехать в лужу на скорости, при которой колеса в воду почти не погружаются, «глиссируя» по самой поверхности. Сопротивление воды невелико... и такой «полет» грозит аварией. Как это и случилось у Ш. Итак, аквапланирование относится к тому же разряду гидродинамических явлений, что и скольжение глиссера или воднолыжника по поверхности водоема - сопротивление воды позволяет достичь высокой скорости. Плоский камень, брошенный вдоль «зеркала» пруда, замечательно по нему скользит, даже отскакивая в воздух... Известно, что артиллерийский снаряд, коснувшись поверхности воды под малым углом, способен отскакивать вверх - рикошетировать! Спасибо высокой скорости. Вернемся к шине. Внимательно приглядимся к ней. Основательно изношена? Миллиметра два протектора, а где-то и меньше... Многие, экономя, ездят и на таких. Только всегда ли получится сэкономить? По сухой дороге - пожалуйста! По чистому льду?.. Как ни парадоксально, высота (глубина) протектора здесь не столь важна - лишь бы не совсем лысый! А в грязи, снегу или воде требования совсем другие. Малая глубина канавок изношенного протектора мешает воде быстро освобождать зону контакта, способствуя появлению «клина». А если шина чересчур широкая, с меньшей нагрузкой на контактную зону ис меньшим, соответственно, давлением внутри? Увеличение площади контакта равносильно увеличению лыжи у спортсмена-водника - широкое колесо всплывает при меньшей скорости, нежели узкое. Даже новые шины ведут себя поразному в зависимости от конструктивных особенностей, типа каркаса, использованных материалов, рисунка протектора, его насыщенности, количества прорезей для эвакуации воды, их ширины, формы и т. д. Задача в том, чтобы вода (а то и жидкая грязь, мокрая снежная «каша» и т. п.) легко вытеснялась из зоны контакта. С этой целью протектор делают направленным, когда основные канавки напоминают елочку (наверху - вершиной вперед). Тогда первой в контакт с покрытием входит вершина этой елочки - и вода (грязь и т. п.) «не запирается» в канавкахТак работает шина с направленным протектором (вид из-под поверхности дороги).Шершавое покрытие затрудняет аквапланирование.протектора или их пересечениях, а мягко (но настойчиво!) вытесняется наружу. Впрочем, у всех направленных шин имеется естественный недостаток: переворачивать их нельзя. Иначе вода потечет вспять - от боковин к центру. Многие шины в середине протектора имеют широкую кольцевую канавку, по которой часть воды сбрасывается назад, тоже разрушая «клин». Понятие «аквапланирование» распространяется не только на родниковую воду, но и на грязную - пополам с глиной, песком и т. п. Плотность и вязкость такой смеси гораздо больше, в чем многие не раз убеждались - в грязи машина может перестать повиноваться еще раньше, чем в чистой луже! Крайне коварен снег, пропитанный водой. Ведь самоочистка протектора - даже самого выдающегося - происходит не мгновенно. Завершая тему, упомянем о покрытии дороги. Если под колесами гладкий асфальт, риск аквапланирования максимален. Тут пленка воды всего в несколько миллиметров для владельца лысых шин может обернуться бедой. А шершавый, крупнозернистый асфальтобетон исключает аквапланирование, пока вода не перекроет выступающие камешки хотя бы на несколько миллиметров. Подведем итог. По-настоящему опасно для нас аквапланирование с высокой скоростью ив многометровой луже: скользящая машина практически неуправляема и почти лишена тормозов (в большей степени, чем на льду). Автомобиль, не имеющий сцепления с дорогой, может развернуться боком даже от порыва ветра. И кто знает, чем это кончится? Что можно этому противопоставить? Собственный разум! Прежде всего не «экономить», ездя на лысых шинах. Но ис новыми зазря не испытывать судьбу. Кстати, в поездке по извилистой дороге с небольшими лужами легко установить свой «скоростной порог»: если в лужах колеса срываются в «букс», проскальзывают, машину водит в стороны, то въезжать с этой скоростью в большую лужу неразумно. Оставьте это отпетым «романтикам». Притормозите! 1»1