220
221
СВОИМИ СИЛАМИ / О БОРУДОВАНИЕВ ТРУДАХПРАВЕДНЫХМЕХАНИЧЕСКИЕ ПОМОЩНИКИ ОТЗЫВЧИВЫ НА ЗАБОТУТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНСКИЙ»Недавно мы скромно отметили юбилей - пятилетие нашего тушинского техцентра. Коекто из редакторов уже не помнит, как в трескучий мороз влетал в отдел эксплуатации с паническим криком: «Генератор не пашет!» или «Карбюратор чудит!» или «Что-то стучит!» И коллеги, поеживаясь от предстоящего удовольствия, с ключами наперевес выбегали на улицу - помочь страдальцу. Теперь, что бы ни случилось, мы знаем: тушинцы выручат. Но не одними только руками делается работа. Для нее, как правило, требуется специальная оснастка, без которой хорошо и быстро дело не сделаешь. Открывая техцентр, издательство закупило необходимое оборудование и инструменты, верой и правдой прослужившие в течение пяти лет. Вот о них-то и расскажем - глядишь, опыт пригодится начинающим ремонтникам. Всему голова, как в прямом, так ив переносном смысле (в том числе по цене), подъемник (фото 1). Он у нас двухстоечный, одномоторный с жесткой связью угловых редукторов через карданный привод (Ravagioli KPN306). При довольно интенсивной работе до сих пор ни разу не подводил. Грузоподъемность - три тонны - вполне достаточна для подъема легковых автомобилей. Регулировки лап не хватает только для короткой «Нивы» - приходится подводить задние лапы под лонжероны через брускипроставки. Правда, довольно сложна смазочная система, за которой необходимо следить. Масло к узлу винт-гайка подается насосами плунжерного типа по гибким шлангам, способным соскакивать со своих мест. Отсутствие смазки подъемник переносит плохо, но, к счастью, сразу жалуется на это визгом. От аварийного износа ходовой гайки есть защита. Если он достигнет критической величины (судить об этом позволяет специальная риска на гайке), то сработает стопор и подъем станет невозможен. На нашемподъемнике риска примерно на полпути к «финишу». В общем, подъемник нас устраивает во всех отношениях. Поэтому, когда понадобился еще один, купили такой же. Порадовало то, что его система смазки уже проще и, кажется, надежнее: насосов нет, а гайка упрятана в толстом слое войлока, пропитанного маслом. Следующий подъемный механизм в техническом центре - домкратная гидравлическая стойка Ravagioli (фото 2). Когда ее покупали, то и представить не могли, насколько кстати она окажется. Что-то подпереть, что-то приподнять-опустить (скажем, ко-робку передач) - стойка всегда под рукой. Претензий к ее работе нет. Правда, «рог» обломился, так в этом мы сами виноваты всему есть свой предел. Недавно внутрь маслица подлили - вот и все обслуживание. Еще один подъемных дел мастер в тушинском хозяйстве - гидравлический кран SF-5 с метким народным названием «гусь»(фото 3). Правда, востребуется нечасто, но при извлечении мотора почти незаменим. Ни разу не ломался. Единственный недостаток, на наш взгляд, - маленькие, но очень гремучие колесики. Прижился «гусь» в подсобном помещении, чтобы не занимать лишнего места. Зато пока его докатишь до места, оглохнешь от грохота. Подкатной гидравлический домкрат в автосервисном хозяйстве - штука полезная (фото 4). Особенно на авральных работах при занятом подъемнике. Удобен, помогает быстро поднять машину на достаточную высоту. Правда, немного тяжеловат да не очень надежен: из двух китайских, попавших в техцентр уже неновыми, выжил один. С первых дней работы техцентра трудится компрессор Dary Comet 20-405М (фото 5). Очень довольны - несмотря на ежедневную эксплуатацию, функционирует безотказно, разве что в последнее время дважды трескались от вибраций алюминиевые трубки в местах соединений. Неисправность устранили сами, чуть укоротив и развальцевав трубку. Практика показала, что для работы лнев-9вЖП вится все больше. Диагностическое оборудование для них - и сложнее, и несравнимо дороже, о нем поговорим как-нибудь отдельно. Из вспомогательного оборудования выделим... пылесос. Как и дома, в автосервисе без него трудно обойтись. Сколько машину ни мой, грязь на колесах она все равно привезет. А зимой с нее иногда натекает до двух ведер талой воды. Поэтому пылесос у нас не простой, а способный запросто втягивать воду - Karcher NT351ECO (фото 10).моинструментом этот компрессор не предназначен: 50-литрового ресивера тут явно не хватает. Давление запасенного воздуха быстро падает, компрессор то и дело автоматически включается, а отсюда - его перегрев. Нужен ресивер гораздо большего объема. Правда, если его приспособить, то компрессор фактически превратится в стационарный. Сварочный полуавтомат Telwin Mig 152Turbo (фото 6) используется (к счастью) не каждый день и все же несколько сотен метров сварочной проволоки через себя пропустил. Проволоку мы предпочитаем флюсованную, хотя можно подсоединить баллон с инертным газом и варить обыкновенной проволокой.Конечно, массивные детали такому аппарату не по силам, но почти все в автомобиле ему подвластно. Как известно, качество шва во многом определяется квалификацией сварщика. Но не при работе сварочным полуавтоматом. Здесь - «все для блага человека». Очень дружелюбен в обращении, многое прощает, только бы наконечник не слишком приближался к зоне сварки. Иначе проволока приваривается именно к нему. Зарядное устройство ProflO-1 (фото 7) и пускозарядный аппарат Dinamic 3000, в обиходе именуемый «катюша» (фото 8), в автосервисном хозяйстве тоже необходимы. К пускозарядному устройству прилагается «джентльменский набор»: ареометры и щетки для зачистки аккумуляторных клемм.Люди в издательстве, как правило, аккуратные и грамотные, за состоянием аккумулятора или работой генератора следят, ну а чуть что - сразу к нам. Так что пользуемся этими устройствами нечасто. Хотя были случаи, когда неисправная проводка или сигнализация высасывали из аккумулятора все соки. Тут уж без «катюши» не обойтись. Ведь с плохим аккумулятором, как сказал один киногерой, - «это не жизнь». А теперь - о мотор-тестере (фото 9). Как опытный механик по звуку может многое рассказать о работе двигателя, так и вдумчивый оператор мотор-тестера, анализируя череду цифр и осциллограмм, снимаемых с системы зажигания, готов огорошить вас десятком «болезней», казалось бы, исправного мотора. Вплоть до неправильного состава рабочей смеси. И если к нам приезжают, жалуясь: «что-то не так», мы в первую очередь проверяем двигатель мотор-тестером. Правда, это не относится к машинам с современными системами впрыска, которых станоЗаметим, что собранный с московских улиц снег, растаяв, превращается в довольно агрессивную жидкость. Однако пылесос работает исправно. Небольшие механические повреждения шланга просто заматываем изолентой. Без чего трудно себе представить мастерскую - так это без обогревателя. Обычно помещения вроде автосервиса не слишком хорошо обогреваются центральным отоплением. К сожалению, и наше - не исключение: зимой открываемые въездные ворота тепла не добавляют. В качестве дополнительных обогревателей очень хорошо зарекомендовали себя тепловые пушки Frico Tiger 5 kw (фото 11). Достаточно легкие, почти бесшумные, они автоматически поддерживают в помещении комфортную температуру. i»l