14
15
16
17
АКТУАЛЬНОТОП-МОДЕЛЬ С ДВОЙНЫМ«ШЕВИ-НИВА», НА СТАРТ!УНИКАЛЬНЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ НАЧИНАЕТ ЖИТЬчтете: инженеры «Опеля» и АвтоВАЗа намерены тщательно доработать модель. Впрочем, ее будут совершенствовать в течение всего срока производства - об этом заключено специальное соглашение. С 2003 года СП начнет выходить на проектную мощность - 75 тысяч автомобилей в год (40 000 - на экспорт, 35 000 - на внутренний рынок). А пока идет строительство предприятия - цехов окраски кузовов, сборки и испытания автомобилей и склада готовой продукции. Определен генеральный заказчик - американская фирма «Ханскомб». На конкурсной основе будут выбраны генеральные подрядчики на поставку и монтаж оборудования. Крупнейшим поставщиком совместного предприятия станет ВАЗ: здесь буРичард ВАГ0НЕР, президент и главный управляющий «Дженерал моторе»: «Как самый большой и опытный российский производитель, АвтоВАЗ привнесет в предприятие интеллектуальную собственность, площади, здания, а также богатейшие знания и опыт. В свою очередь, «Дженерал моторе» предоставит все лучшее из своих ресурсов: знания производственных технологий, управления, эффективное производство, закупки и налаженную мировую дистрибьюторскую сеть». дут делать автокомплект, состоящий из кузова под окраску, силового агрегата и узлов шасси, деталей интерьера, ряда электро- и металлоизделий. Поставщиками компонентов останутся выбранные АвтоВАЗом предприятия. Сумеют ли отечественные заводы достичь уровня качества, требуемого «Джи-Эм»? В течение года после начала производства они обязаны будут получить сертификат ISO 9000. Не прошедших сертификацию исключат из числа смежников СП. Между тем специалисты «Дженерал моторе», обследовав большое количество российских заводов - потенциальных партнеров СП, пришли к неутешительному выводу: СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА ЗАО «ДЖИ-ЭМ-АВТОВАЗ»: Кап. затраты + орг. расходы Рабочий капитал Интеллектуальная собственность на ВАЗ-2123 Имущественный вклад АвтоВАЗ Имущественный вклад GM Итого: $ 147 млн . $ 76 млн. $ 65 млн. $ 36 млн. $ 2 млн. $ 326 млн.Доля «Джи-Эм» и АО «АвтоВАЗ» в уставном капитале -41,5%, доля ЕБРР-17% (ЕБРР предоставляет также кредит в размере $ 92 млн. По окончании выплаты кредита ЕБРР выйдет из состава учредителей и капитал будет распределен поровну между АвтоВАЗом и «Джи-Эм»). Численность работающих-1460 человек. большинству предприятий необходима реконструкция. Исполнительный вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Чарльз Франк заявил о готовности кредитовать ключевых производителей компонентов для СП. Общая сумма кредита может составить 200 млн. долл., а каждый из заводов, участников программы, может рассчитывать на кредит в объеме 15-20 млн. долл. Намерен инвестировать в производство комплектующих и АвтоВАЗ. Чарльз ФРАНК, исполнительный вице-президент ЕБРР: «Это не первый проект в автомобилестроительной отрасли России, где принимает участие наш банк, у нас достаточный опыт работы в вашей стране. И мы надеемся, что совместное предприятие АвтоВАЗа и «Дженерал моторе» будет успешным. По нашим расчетам, СП при благоприятных условиях окупится уже через семь лет». И американцы, и россияне рассматривают проект совместной сборки «Нивы» лишь как первый тяг сотрудничества. Предполагается, что в будущем построят завод для выпуска автомобиля, который разработают «Джи-Эм» и АвтоВАЗ. Что ж, совместное предприятие в Тольятти стартовало. Надеемся, впереди у него - ровная, широкая дорога. 1»1Пресс-конференция в Тольятти. очему уникальный? Да потому, что обычно на подобных предприятиях собирают адаптированную к местным условиям иностранную модель. В лучшем случае, не очень устаревшую, но уже выпускаемую именитой фирмой. А вот СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ», появившееся на свет после подписания генерального соглашения 27 июня нынешнего года, будет выпускать автомобиль, созданный отечественными конструкторами. Крупнейший мировой автомобилестроитель пришел к нам, чтобыП| Владимир КАДАННИКОВ, председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ»: «Наш совместный проект - начало интегрирования отечественного автомобилестроения в мировое. Соглашение между «Дженерал моторе» и АвтоВАЗом открывает дорогу новым технологиям, стандартам качества, повышает инвестиционную привлекательность отечественной автомобильной промышленности». выпускать здесь российский продукт! Причем большую часть машин продавать в Европе и Латинской Америке через собственную дилерскую сеть. Пройдет немногим больше года, и первые «шеви-нивы» сойдут с конвейера в Тольятти. Они будут отличаться от той «Нивы», про которую вы здесь про14 ГРАЖДАНСТВОМ/В СЕРИЮДОЧКИ-МАТЕРИРЕДАКЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВАЗ-2123 НАЧАЛИСЬТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВВнашей стране небывалой популярности новой «Нивы» может позавидовать даже «Феррари». Автомобиль постоянно привлекает внимание, все время на виду. И, что скрывать, каждая поездка на «двадцать третьей» тешит самолюбие водителя. Машине смотрят вслед, внимательно6). Формально - стопроцентный эксклюзив, но о штучном качестве, разумеразглядывают на перекрестках, а стоит ется, нет и речи. Перед нами своего рода остановиться - долгой беседы с любожертва политических игр - чудом пропытными не избежать. Очень быстро сочившийся в продажу концепт-кар, созаучил типовые ответы и выдаю их бранный по обходным технологиям в скороговоркой, словно заправский эксопытно-промышленном производстве ВАЗа. Или иначе - хлопок-сырец, дорокурсовод. В столичных автосалонах за новинку гой камень без огранки, хорошая идея, просят 14 тысяч долларов. Предвижу кое-как воплощенная в металле. Нужвозмущение - форменный грабеж, ни ное подчеркнуть. Поэтому каждый водитель новой одна отечественная машина такой цены не заслужила, ее не будут покупать. «Нивы» вскоре убедится на собственОшибаетесь! Говорят, от желающих отном опыте - труд испытателя нелегок. боя нет - значит, высокую цену диктуОт ВАЗ-2123 ждать свойств серийного ет спрос. Как бы там ни было, а с этим, автомобиля не приходится, к нему нужзагадочным пока аппаратом стоит позно подходить с другими мерками. Да простят меня создатели «двадцать накомиться поближе. третьей» - отыскать все доброе, светлое, хорошее, что в ней заложено, смогут ЭКСКЛЮЗИВ ПО-РУССКИ На дорогом штучном товаре у западтолько «бывалые» и неисправимые патных производителей принято ставить риоты отечественной техники. У остальпрестижное клеймо «Limited Edition» - ных, непосвященных или неподготовограниченная серия. Владельцы новой ленных, кузовные зазоры в палец, деше«Нивы» могут быть уверены - нынешвый пластик салона, собранная из «десяние объемы выпуска делают ее достойточных» кусков система выпуска и проной такого клейма. Альянс ВАЗа с чие обходные технологии вызовут шок. «Дженерал моторе» подразумевает, что Заметьте, о содержимом ряда агрегатов тираж «двадцать третьей» в сегодняшречь пока не идет. нем виде не превысит двух тысяч экземИ все-таки, сделав необходимую в пляров (подробности в ЗР, 2001, № 1, 4, данном случае скидку на обстоятель- ЗЩЩ*ЯЭЙЯЕ iliL__^S? -<*Щ*?1ЩЩ£с$-У-•^ш>/'il V rifrrr ITH uiiii iYvtmства появления, констатируем: это неплохо задуманный, в чем-то и хорошо исполненный, приятного дизайна опытный образец, вполне способный ездить по дорогам и участвовать в испытаниях. Экземпляр, доставшийся редакции, уже в работе - без особых проблем прошел обкатку, в ходе которой померился силами с «Нивой» старого образца. МОЛОДУШКА И СТАРУШКА Тем, кто захочет сравнить характеристики ВАЗ-2123 и ВАЗ-21213, советую внимательно изучить таблицу. В ней данные завода-изготовителя. Фирменные «зарулевские» цифры по новой «Ниве» (результаты дорожных испытаний и обмеры салона) рассчитываем опубликовать в октябрьском номере журнала. Но уже сейчас можем подтвердить - аппетит у «двадцать третьей» умеренный. При движении по шоссе - в среднем 103 л/100 км, что не противоречит данным ВАЗа. Этот параметр выгодно отличает обтекаемую «двадцать третью» (С х = 0,45) с электронной системой управления двигателем от угловатой «двести тринадцатой» (Сх = 0^8) с карбюратором. Второе, едва ли не самое яркое отличие - тишина в салоне (76-78 дБ у ВАЗ-2123 против 84 дБ у ВАЗ-21213). Сказалось не только хорошее глушение шумов - важнее, что конструкторы боролись с источниками звука, и небезуспешно. Мало того, обещают сделать машину еще тише, если, конечно, у зарубежных партнеров в ходе подготовки к производству «Нивы-Шевроле» не возникнут свои идеи по этому поводу. Известное «асфальтовое» наблюдение - ВАЗ-21213 на дорожных неровв/гво1 ностях подскакивает, как мячик. Тря16 ска, сопровождающая эти прыжки, быстро утомляет. Плавность хода новой «Нивы» на порядок лучше. Появилась эдакая американская вальяжность - легкие качки с носа на корму, которые быстро гасятся амортизаторами. Рабочее место водителя в «двадцать третьей» тоже поудобнее. И это несмотря на обходные технологии изготовления салона, руль от «десятки» (сама колонка, кстати, регулируемая), «неродные» сиденья да прочие прелести, по сути, опытного образца. Обзорность здесь хорошая, посадка в целом удобная, но главная прелесть - в четкости включения передач. Ей позавидуют даже владельцы «классики». Рычаг расположен близко к водителю, на него почти не приходят вибрации, ходы очень короткие - можно действовать одной лишь кистью. Даже для включения пятой передачи не нужно двигать плечом (вспомните старую «Ниву»!). Рулевое управление оставило двоякое впечатление. У «старушки» вроде бы поострее, но запоздалые реакции высокопрофильных вездеходных шин все же основательно портят картину. «Двадцать третья» позадумчивей, к тому же вибрации на баранке сильнее, а в целом сбалансирована лучше. Попривыкнув, понимаешь - так тоже неплохо. Еще бы обещанный электроусилитель - станет совсем хорошо. Пересаживаясь из одной машины в другую, всякий раз отмечаешь - «двести тринадцатая» резвее, даже шаловливее. Старый вседорожник подбивает к резкой езде под девизом «Эх, ухнем». Новая «Нива» кажется флегматичной, хотя цифры утверждают обратное. Противоречие объяснимо: карбюратор ВАЗ-21213 «нервознее» распределенного впрыска ВАЗ-2123, «заточенного» под экологические нормы Евро П, а потому очень ровного в работе. Еще один источник субъективных ощущений -высокий комфорт «двадцать третьей». В этой машине отдыхаешь и желания нестись сломя голову, кому-то что-то доказывать не возникает. Обобщить впечатления от поездок по шоссе можно так: в сравнении с предшественником ВАЗ-2123 доставляет больше удовольствия, меньше утомляет. Перегон из Тольятти в Москву это только подтвердил. SUV-ИХА НА ПРОСЕЛКЕ Если следовать зарубежной классификации, то ВАЗ-2123 - не вседорожник, a SUV (Sport Utility Vechicle) - автомобиль для активного отдыха. Значит, соперничать с настоящими «джипами» в умении лазить ... ну хорошо, по грунту ему не положено по рангу. К тому же меньшие колеса и дорожный просвет должны снизить геометрическую проходимость новой «Нивы» по сравнению со старой. Съезжаем с асфальта. Да, на специальной «вездеходной» трассе, изобилующей препятствиями, ВАЗ-21213 интереснее и живее. Вот настоящий рабочий конь для проселка. А что же наша королева шоссейных дорог? Хотите верьте, хотите нет - «двадцать третья» не отстает. Конечно, штурм препятствий дался ей не столь легко и беззаботно, но уверяю вас - ничтожный, скорее, теоретический проигрыш в проходимости рядовой потребитель не заметит. А вот за отсутствие грохота в салоне, пугающего лязга подвесок, зубодробильной тряски непременно похвалит. Автомобиль и здесь подтвердил высокий комфорт. Это здорово: излишняя агрессивность пропала, а легендарные «нивовсхие» внедорожные качества сохранились - иной чистокровный джип позавидует. Очень понравилась новинка - единственный рычаг управления раздаточ- ной коробкой. Он почти не вибрирует; межосевая блокировка, повышенный и пониженный ряд передач включаются четко и легко. По сравнению с ним двухрычажный вариант управления раздаткои ВАЗ-21213 безнадежно устарел. А вот дань моде - окрашенные в цвет кузова пластиковые бамперы не слишком практичны. Даже на легковых автомобилях ВАЗа лак с них сползает слишком быстро. Что уж говорить о «Ниве», для которой контакт с травой, кустарником, острыми сучками дело обыденное. ВСЕ НА БЛАГО ЧЕЛОВЕКА? Наш автопром, мягко говоря, не силен в мелочах. В каждой машине свои «тараканы» - здесь недоделано, там не работает, где-то брякает, что-то не включается. Так вот, новая «Нива» способна удивить по части мелочей. На одной чаше весов - обходные технологии, которые не могут не раздражать, на другой - классные решения. Причем некоторых в нашей стране еще не было. Сейчас трудно угадать, что останется от «Нивы» вазовской, когда она превратится в «Ниву-Шевроле». Но считаю, читатель должен знать - на сей раз заводчане, создавшие автомобиль, подумали о человеке. И думали крепко, ибо есть мелочи, это подтверждающие. Большие наружные зеркала с хорошим обзором даны новой «Ниве» с рождения. Вроде бы, пустяк, но вспомните те жалкие кусочки стекла с амальгамой, что привинчены к дверям «двести тринадцатой» - ладошкой закрыть можно. Следующий штрих - ни в одном дверном проеме нет убогих концевых выключателей. Тех самых, что заведуют лампой освещения салона, а впоследствии и включением противоугонной сигнализации. «Концевики» ВАЗ-2123 встроены в дверные замки. Щелкнулязычок - на проводе появилась «масса», захлопнули дверь - цепь обесточена. Оригинальное решение, не правда ли? Набивший оскомину иммобилайзер АПС-04 должен уступить место транспондерному АПС-06. Пластиковые побрякушки, которыми надо то и дело тыкать в гнездо, теперь не нужны. Электронный приемо-передатчик АПС-06 встроен в замок зажигания, а ответная часть - в головку обычного ключа, что прилагают к машине. Вполне современно! Электростеклоподъемники работают по оригинальному алгоритму. Пока пассажир в машине - все, как обычно: включено зажигание - стекло можно поднимать или опускать, выключено электропривод заблокирован. А если вы уже вышли из автомобиля и обнаружили, что забыли поднять стекло? Не беда: при открытой двери привод работает независимо от положения выключателя зажигания. Да и сами электроцепи проложены по-современному: в торце двери - разъем с контактной группой. К нему через байонет крепится жгут проводов, пропущенный через отверстие в стойке. Очень удобно для монтажа дополнительного оборудования и ремонта. А еще есть запаска, подвешенная к пятой двери, складывающееся по частям заднее сиденье, ремни безопасности с регулировкой по высоте. Скажете, так и должно быть? Согласен! Однако многое, ставшее нормой для зарубежных машин на ВАЗ-2123 реализовано впервые в России. Нынешняя машина выпускается по технической документации 1998 года - выходит, сдвиги к лучшему наметили без давления со стороны «Дженерал моторе»? Что ж, будем выяснять. В дальнейшем редакционную «Ниву» ждет схватка с достойным конкурентом - корейским полноприводником «КИАСпортидж», который мы также взяли на длительные испытания. Нынче «Нива» и ее зарубежный соперник стоят почти одинаково. Вот и посмотрим, кто лучше. Не все же на старушку «двести тринадцатую» равняться. l»lТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРНОТИКИ (данные производителя ) ••ВАЗ-2123 ОБЩИЕ ДАННЫЕ Число мест Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Габариты, мм: длина ширина высота База, мм Колея спереди/сзади, мм Дорожный просвет, мм Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при скорости 90 км/ч, 120 км/ч в городском цикле Запас топлива, л Топливо 7,9 10,8 10,4 8,3 11,5 10,3ВАЗ-21213 14-51210 1610 3740 1680 1640 2200 1430/140051310 1760 3844 1770 1652 2450 1450/1440200 140 17213 137 1958неэтилированный АИ-92, АИ-9542АИ-92, АИ-95Расположение КонструкцияДВИГАТЕЛЬ спереди продольно рядный, четырехцилиндровыйЧисло клапанов на цилиндр Система питания/зажигания22распределенкарбюратор/ ный впрыск/ бесконтактэлектронное ная управление двигателем 1690 82x80 1690 82x80Рабочий объем, см* Диам. цил. х ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин9Д58,5/80 5000 127,5 4000 205/70R15 205/75R159,358/78,9 5200 127,0 3000 175/80Н1бП 6,95-16 |ШИН