102
МЫ И АВТОМОБИЛЬ5 00 СТАНДАРТОВ И... ОДНА ДОРОГА""""""АРШИНОМ ОБЩИМ НЕ ИЗМЕРИТЬ Сегодня мы не в состоянии выполнить требования собственных стандартов еще и потому, что в дорожном хозяйстве нет... нормальной лабораторной базы. Действительно, зачем была нужна лаборатория по контроКАК ИЗМЕРИТЬ ШИРИНУ ПОЛОТНА? лю качества и заказчику, и подрядчиТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО обязательного страхования. А когда ку, если они получали зарплату в оданьше строить хорошие дороги у начнутся массовые судебные разбираном окошке? А сейчас она позарез ненас не могли по определению: зательства по ДТП? Представьте: одна обходима. В стране работает уже неказчик и подрядчик входили в сторона ссылается на данные экспертимало современных асфальтобетонных структуру одного министерства. В1993 зы ГИБДД а другая утверждает: она заводов, новейшая импортная и отечегоду эти функции разделили, и за фебыла проведена по неправильной метоственная дорожная техника, но лабодеральными объектами теперь «надзидике. И таких несоответствий в нормаратория (если где-то еще действует), рают» работники Минтранса, а за метивных документах пруд пруди. Систеувы, в 95% случаев не будет отвечать стными - специальные службы при обматизировать и привести в порядок всю даже самым минимальным требоваластных администрациях или мунициэту нормативную базу должен был Госниям. А как при этом требовать у напалитетах. С тех пор, по отзывам спестандарт, но по причине «хронического чальника ДРСУ, чтобы он повысил кациалистов (и, главное, по мнению пореформирования» его сотрудники (по чество работы, если последнее ни он, требителей!), новые дороги стали лучих же собственному признанию!) не усни заказчик проверить не в состояше. Но... певают даже прочитать входящие к ним нии? Скажем, настаивать на выполнении ГОСТа по световозвращающим - Сегодня требования ГОСТов к качебумаги. ству мы в среднем выполняем на 80%, - В конце прошлого года, выступая на характеристикам дорожной разметки считает заведующий кафедрой дорож- совещании дорожников, премьер-мии знаков, если приборов для этого отено-строительных материалов МАДИ нистр Касьянов распорядился срочно чественная промышленность не выпуНиколай Быстрое. - К сожалению, больобновить нормативную базу - ведь скает? Норматив в ГОСТе заложен, но ше - не можем. большая часть документов принята еще снять показатели можно только с по15-20 лет назад, - рассказывает Никомощью специального швейцарского лай Быстрое. - И ныне Минтранс акили японского прибора стоимостью ГОССТРОЙ ПРОТИВ ГОССТАНДАРТА Сейчас в дорожном хозяйстве России тивно финансирует все эти работы. Мы, 25 тыс. долл. В Москве таких всего два, действует около 500 стандартов, более например, на кафедре занимаемся дода еще два - на всю остальную Рос2 тысяч нормативных документов (и в работкой ГОСТа на дорожную разметсию. каждом из них заложены какие-то паку. Но, оказывается, одних денег мало раметры качества!). Их разработкой занужны и специалисты. А где их взять? ДАЕШЬ КАЧЕСТВЕННУЮ ДОРОГУ... нимаются такие мощные организации, Несколько лет средств на науку не выБЕСПЛАТНО! как Минтранс, Госстрой, Госстандарт. деляли, и многие сотрудники ушли. Да Словом, остается только удивляться, Хорошо, что только три (раньше это деи сами исследования требуют времени как это у нас требования ГОСТов худолало куда больше ведомств), хотя и их - нельзя заниматься разработкой норбедно но выполняются. Тем более, ни мативной базы от случая к случаю, для кого не секрет, что с прошлого гохватает для опасной неразберихи. Нормативные акты прямо противоожидая личного указания премьер-мида большинство дорожных организаречат друг другу даже в том, что касаетнистра. Даже если собрать девять женций работают... бесплатно. По решеся безопасности дорожного движения и щин, нельзя их заставить родить ребеннию свыше бюджет отрасли сокращен вдвое. Что прикажете делать в этой сиэксплуатационного состояния дорог! ка через месяц, сказал мудрец... Один только пример. ГОСТ 1993 года Другой пример неразберихи в нортуации? Рабочих - на улицу, заводы «Требования к эксплуатационному сомативной базе привел один из руковозакрыть? А вдруг через год (как это у стоянию дорог» (утвержденный Госдителей Росавтодора: сегодня невознас часто бывает!) фонды опять увелистандартом) определяет, что измерять можно доказать злой умысел строитечат? Вот и уговаривает губернатор коэффициент сцепления (это важнейлей МКАД, даже если будет точно уста(глава республики, мэр) дорожную орший параметр, от которого зависит новлено, что ширина полотна дороги ганизацию продолжить строительство длина тормозного пути!) можно двумя меньше запланированной - одни стандороги (тоннеля, моста) при отсутстметодами. Стандарт же Госстроя от дарты противоречат другим, все они вии финансирования - мол, как толь1997 года разрешает только один. Втобольшей частью устарели, поэтому в хоко деньги появятся, сразу заплачу. И рой же, которым в России пользуются де любого серьезного судебного разбидорожники вынуждены работать в повсеместно (в дорожных службах и рательства их можно объявить недейстдолг. Естественно, пытаются эконоорганах ГИБДД эксплуатируются более вующими. Более того, любой грамотмить на всем ив первую очередь на ка1000 комплектов соответствующего ный специалист-дорожник в этом случестве материалов и работ. Тут не до оборудования), оказывается «вне закочае «поиграет» ценами, объемами и современных лабораторий... Только на». Вроде бы, ерунда, но лишь до тех сроками, причем различаться они мовот такая «экономия» может обойтись очень дорого. 1»1 пор, пока в стране не введена система гут в разы.Р