130
131
132
134
135
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/ЭКОЛОГИЯЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВВАРВАРЫ НА КОЛЕСАХ ВЕДУТ МИРК ГИБЕЛИсмрадной полумгле, утопая в кучах пластиковых бутылок, ржавых консервных банок, многометровым слоем покрывающих отравленную землю, тенями бродят странные существа, непохожие на людей. Это наши правнуки на прогулке лет этак через тридцатъ-сорок... Такая вот антиутопическая картинка рисуется в воображении, когда видишь те места, где ступает колесо нашего автомобиля. Без преувеличений: еще лет десять-двадцать, и слово «природа» в толковых словарях снабдят пометкой «устаревшее». Пока (пока!) еще Россия не дотягивает до мировых стандартов - 400 автомобилей на тысячу населения. Но уже сейчас мы далеко опережаем многие страны мира по количеству ядовитых выхлопов. Годовой выброс американской машины - 338 килограммов, а среднестатистический автомобиль россиянина «выдает» в атмосферу около 1200 кг всякой дряни! Не забудем: токсичность отечественных автомобилей в 6-7 раз выше, чем европейских, и в 8-10 - чем японских и американских. Каждая третья машина в России не соответствует требованиям ГОСТа, выбрасывая из выхлопной трубы токсичные вещества 280 наименований. Отечественный автопарк ежедневно обрушивает на многострадальную землю 50 тысяч тонн загрязняющих веществ, из которых 40 тысяч - угарный газ и более восьми тысяч тонн - углеводороды. Величина ежегодного экологического ущерба от транспорта в России составляет 3,4 миллиарда долларов, и основная его доля (63%) связана с автомобилями. Вместе с газами в легкие попадают соединения тяжелых металлов. В выбросах содержатся полициклические углеводы, которые провоцируют раковые заболевания и изменения на генном уровне. А сажа способствует глубокому проникновению этих веществ в организм. Тяжелые металлы, особенно свинец,Вплотным слоем осаждаются вдоль наших магистралей, на порядок превышая предельно допустимые нормы. Ширина такой «мертвой зоны» - 120 метров по обе стороны дороги, а когда интенсивность движения превышает 10 тысяч автомобилей в сутки - 400 метров. В ясную погоду выбросы разлетаются на 1-2 километра с подветренной стороны. И больше всего от них страдают дети: самая высокая концентрация этой гадости - на высоте 50-150 см от поверхности. Нормы Евро, готовность заводов выпускать неэтилированный бензин и автомобили с нейтрализаторами - сейчас не об этом. Иначе в какой уже раз уйдем в дебри разговоров о государстве, экономике, политике... Лучше о другом: почему многие из нас считают для себя возможным ездить на чадящих автомобилях, не удосуживаясь привести их в порядок? Подсыпать яду встакансоседа - и подумать нельзя, а травить окружающих выхлопными газами - норма? Аргументы, что нет денег на ремонт пустая отговорка. Нет денег - не надо ездить. Или надо учиться обслуживать машину самостоятельно. Нет, дело вовсе не в нищете. Интересно было бы понаблюдать, как смотрят иностранцы наш культовый фильм «Особенности национальной охоты»? Вспомните первые кадры: из окна автомобиля летит «бычок», финн останавливает машину, чтобы его подобрать, и видит бесконечную обочину, густо покрытую окурками. У иностранного зрителя, как иу персонажа-финна, округлятся глаза. Но еще больше они округлятся, когда он услышит безмятежный хохот зрителя российского. У нас в порядке вещей: зарулить на пикничок в живописном месте и оставить после себя полный разгром. «Прохватить» на вседорожнике по целине так, что колеи из космоса будет видно, или объехать пробку по газону. Бросить прямо во дворе у дома старый аккумулятор или слить отработанное масло. У «них» - проект запрета для вседорожников съезжать с дорог: следы от машины непоправимо нарушают при- МЫ И АВТОМОБИЛЬПо данным Москомприроды, автотранспорт выбрасывает на каждого москвича 120 кг загрязняющих веществ, а общий вес только столичных выбросов составляет 2 миллиарда тонн!выкинул, чтобы в салоне не пахло, да и все остальное - исключительно ради поддержания порядка. Чистоту любит! Он и машину моет аккуратно. Рядом с домом на улице или на даче у речки. Кто не знает, что вода с растворенными загрязнителями - фильтрат, проходя через необработанные отходы, образует ядовитую смесь, в которой присутствуют железо, свинец, ртуть и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек. Все это зелье, густо приправленное красителями, родный баланс почвы (Великобритамоющими средствами, моторным масния). Или - «бутылочные билли» (в нелом и другими химикатами, попадает которых штатах США), стимулируюпрямо в водоносные горизонты. А пощие возврат от одноразовой тары к оботом - в наши колодцы, водопроводные ротной. «Они» думают о будущем, а краны ив организм. Знаем, но - оправдываемся: мойки не мы... В окно машины летит смятая сигаретвезде есть, да и цены там кусаются. Дейная пачка, пластиковая (а то и стеклянствительно, за мытье машины прихоная!) бутылка, полиэтиленовый пакет... дится платить неоправданно много, а Заграничный гость решит, что за рулем распространенных в Европе дешевых - неимоверный хам, который и дома моек самообслуживания в России почесплевывает на пол да сморкается в занаму-то нет. Зато криков о незаконной девески. Оказывается, вполне приличный, ятельности «экологов» - мощный хор. даже интеллигентный человек: окурок Никто не оправдывает поборы под видом борьбы за природу. Мы просто об уровне интереса (вернее, его отсутствии) к проблеме. Популярный литературный герой сказал, что разруха - не в клозетах, а в головах. Можно принимать какие угодно строгие и правильные законы, но если не будет осознанногостремленияих исполнять, действовать они не начнут. И спустя время рассуждать о взаимосвязи технического прогресса и экологического регресса будут уже мутанты. IwlПо самым скромным подсчетам, каждый год на свалки России выкидывают около 12 миллионов шин и миллиона автомобильных аккумуляторных батарей. Если растечется одна только «пальчиковая» батарейка, непригодными к переработке окажутся шесть кубометров мусора.В среднем легковом автомобиле весом около 1200 кг - 540 кг листовой стали и 130 кг чугуна (разлагаются довольно быстро). Остальное 80 кг легких сплавов, 120 кг пластиков, 90 кг резины, 50 кг стекла, 35 кг краски и др.Учитывая, что средний срок службы машины составляет 13-15 лет, ежегодно в России необходимо утилизировать более полутора миллионов автомобилей.СПРОСИМЧИТАТЕЛЕЙ\»УУ.v\ „vr .-- ; \ : : ;11 % да, пусть валяется 8/2001 I19 % д а , пусть убирают нет132 На нравахрекламыБОЛЬШЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ, МЕНЬШЕ ТРАТИТЬТ КТ / РОМАН ТУРКОВ ЕС Все мы, даже те, у кого нет автомобиля, не можем не замечать огромных перемен, произошедших за последние годы в системе автосервиса. Исчезают неопрятные гаражи и мастерские, расположенные в промзонах и на неработающих предприятиях, вместо них открываются современные автосалоны и мастерские авторемонта. Приобрести и отремонтировать машину, купить любые запчасти и дополнительное оборудование не составляет проблемы - только обратись, и тебе везде будут рады. У теперешнего автовладельца - и возможность выбирать автосервис, и сравнивать цены, и требовать к себе уважительного отношения. На стороне потребителя находится законодательство, его интересы готовы защищать страховые компании. Заработал механизм предоставления и выполнения гарантии на услуги и запчасти, при возникновении спорных вопросов клиент перестал быть заведомо проигравшей стороной. Одновременно с появлением красивых и современных иностранных автомобилей возросла сложность и повысилось качество работ. Казалось бы - нет больше никаких проблем. Однако жизнь руководителя современного автосервиса - в отличие от владельцев автомобилей - отнюдь не становится проще. Чем шире предоставляемый набор услуг, чем выше требования клиентов, тем сложнее для руководителя обеспечить прибыльное и стабильное функционирование предприятия. В последнее время особенно часто приходится вспоминать восьмидесятые годы, то время, когда вся система автотехобслуживания разительно отличалась от современной. Страна строила коммунизм, и автосервис, как составная часть сферы услуг, существовал с единственной целью - удовлетворить нужды трудящихся по ремонту их автомобилей. Централизованное финансирование и система фиксированной оплаты труда сотрудников авторемонтных предприятий отделяли вопросы экономики и прибыльности не только от рабочего персонала, но и от руководителей. Задача мастера, начальника цеха, наконец, директора станции была ясна ремонтировать автомобили. В условияхтотальной плановой экономики руководителям не нужно было всерьез беспокоиться о том, какую прибыль приносит автосервис, на какие средства придется закупать материалы, оборудование и запчасти, с чего в этом месяце платить зарплату. Экономическими вопросами если и занимались, то поверхностно: они были прерогативой министерств и ведомств. Вспомним начало перестройки. Одними из первых, кто перешел тогда на частные рельсы, были предприятия автосервиса. В то время в мире авторемонтного бизнеса существовала довольно странная картина: частная собственность на средства производства уже появилась, но сознания того, что времена централизованного планирования прошли и экономические законы заработали в полную силу - еще не было. Нет нужды вспоминать, сколько автосервисов разорилось, не просуществовав и двухтрех лет. Названия автосалонов менялись чуть ли не ежемесячно. Компании, которые начали работу 8-10 лет назад и существуют до сих пор, можно пересчитать по пальцам. В основном, это фирменные автосервисы больших и уважаемых автомобильных марок, которые с самого начала своей работы сделали ставку не на быстрое получение дохода, а на долговременную перспективу. Нет нужды называть эти фирмы: достаточно проехать по улицам Москвы и полюбоваться на самые красивые и современные дилерские автосалоны. Владельцы и руководители этих предприятий заслуживают огромного уважения, в свое время они совершили мужественный и очень дальновидный поступок: начали сразу работать цивилизованно, по-европейски среди экономического хаоса первых лет перестройки. Злые языки предупреждали: у вас очень дорого, нам не нужно так хорошо, Россия не готова так жить, останетесь без клиентов, разоритесь, погибнете! Не разорились, не погибли. Процветают, работают так, что всем остальным стоило бы поучиться, служат примером для остальных.Можно возразить, дескать, у них было неограниченное количество денег, у них была возможность сделать круп- • ные инвестиции, у них солидные запад- . ные партнеры. Где уж нам, маленьким и сирым с ними тягаться. Позвольте не согласиться! Промотать и растратить можно любое количество денег, зарыть в землю можно любые инвестиции, и ни один, даже самый преданный западный - св>партнер не захочет работать с бездарными и необразованными людьми. И другой пример: небольшие станции, начавшие работать в крошечных гаражах, с нуля, с голого места, развивались, становились на ноги, завоевывали уважение и доверие не только клиентов, но и инвесторов ив конце концов превратились в лидеров современного авторемонтного рынка. Все дело здесь в правильной постановке задачи. Как ни банально это звучит, но движение к неверно выбранной цели превращает весь пройденный маршрут в бесполезную трату времени и денег. Какова же все-таки цель любого авторемонтного предприятия? Ответ прост - зарабатывать деньги. Все остальное: ремонт автомобилей, продажа запчастей, повышение качества работ, предложение дополнительных услуг клиентам - лишь средства для того же самого зарабатывания денег, и не более того. Все сказанное в полной мере относится ик кузовному ремонту. Последний можно рассматривать как отдельное предприятие, как особый производственный цикл, который, впрочем, работает по тем же самым экономическим маляра и подготовишка было бригадное ученичество. Молодой человек устраивался на «жигулевскую», «москвичевскую» или «волговскую» станцию техобслуживания учеником маляра и приблизительно полгода-год осваивал секреты мастерства, работая в паре со своим наставником. Технологии ремонта и окраски в современном понимании этого слова не существовало. Лакокрасочных материалов, кроме тех, которые описывались в «вазовском» руководстве по окраске, не было. Таких слов, как «компьютерный подбор», «перламутры» или «плавный переход» никто не знал. Первыми, кто начинал процесс профессиональной подготовки маляров в начале девяностых, были лакокрасочные фирмы. Они пришли на российский рынок вместе с нахлынувшим потоком новых и подержаных западных автомобилей и быстро поняли простую истину: для того чтобы хорошо продавать свой продукт, нужно научить маляров правильно пользоваться современными лакокрасочными материалами. Но для кузовного автосервиса, к сожалению, этого недостаточно. Даже самое виртуозное владение окрасочным пистолетом, даже самые глубокие знания в области технологии окраски еще не гарантируют главного прибыльности производства. Обеспечение прибыльности и эффективности производства - вот задача, которую сегодня ставит перед собой корпорация DuPont. Для ее успешного решения служат самые передовые, совершенные лакокрасочные материалы, позволяющие извлечь максимум возможного из каждого часа рабочего времени, свести к минимуму суммарный расход материалов на единицу продукции. Благодаря уникальной системе приготовления красок, удается значительно уменьшить стоимость необходимых инвестиций в склад ЛКМ, а дальнейший переход на более современные виды красок производится практически без всяких дополнительных трат. Но лакокрасочные материалы - лишь один из элементов работы автосервиса - сложного и точного механизма, каждая деталь которого должна быть продумана, выверена и находиться на своем месте. Работая с клиентами, специалистызаконам, что и весь остальной мир. К сожалению, именно в области кузовного ремонта сильнее всего чувствуется печальное наследие прошлых времен. Ни в одной другой области авторемонтного бизнеса не существует столько предубеждений, такого абсурда, как в деле ремонтной окраски автомобилей. Частично подобное положение вещей объясняется тем, что в Советском Союзе никогда не существовало государственной системы профессиональной подготовки специалистов кузовного ремонта: маляров, подготовшиков и жестянщиков. Тогдашние ПТУ обучали лишь автослесарей, да и то в основном для ремонта грузовых машин. Единственным методом обучения профессииDuPont прежде всего стараются повысить рентабельность производства, оптимизировать управление, наладить контроль за качеством и использованием рабочего времени. По желанию клиента проводится исследование финансового здоровья компании, проверяется оправданность имеющихся тарифов, величина минимального процента прибыльности и необходимого оборота. Перечень всех услуг, предоставляемых фирмой DuPont своим клиентам, слишком велик, чтобы приводить его здесь полностью. К тому же, каждый автосервис уникален, для каждого нужна своя модель и структура технической поддержки. Любая кузовная мастерская живой организм, и его здоровье складывается из множества составляющих. Фирма DuPont видит свое предназначение в том, что его партнеры - российские авторемонтные предприятия начнут больше зарабатывать и меньше тратить. Здесь нет никакого противоречия - это единственно верный путь развития авторемонтной индустрии. DuPont приглашает вас в будущее! Стенд на Автосалоне № Н 055, 3 павильоншшDuPont Refinish