214
215
216
217
СВОИМИ СИЛАМИ /РЕМОНТПОСАДИМЗВЕЗДЫНА ЦЕПЬЗМЗ-406. РАБОТА НАД ОШИБКАМИгой удобный инструмент для вывинчивания шпилек), съемник шкива коленчатого вала и динамометрический ключ. Назовем необходимые детали на замену: звездочки натяжные - 2 шт., гидронатяжители цепей - 2 шт., цепи (верхняя, нижняя), комплект успокоителей (3 шт., разные), сальник коленвала передний, болты масляРАЗБОРКАНачнем ее с того, что снимем минусовую клемму аккумулятора.jyg^vг~д31В|ШкПШ>.' *1Ж W ^м^ ^ 7 - ^Я;-;-£"Т"ИДалее снимаем шланг вакуумного усилителя... ...а также провода с датчиков давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Сливаем масло.ТЕКСТ / ДМИТРИИ ЕРЫГИНДемонтируем клапанную крышку, для чего головкой «на 12» откручиваем восемь крепящих ее болтав. Сливаем «Тосол» в поддон из двух краников (один - на радиаторе системы охлаждения, другой - на блоке цилиндров, за помпой). Чтобы слить «Тосол» из блока, можно воспользоваться шлангом от вакуумного усилителя.Одно из слабых мест двигателей «406-го» семейства - пластиковые башмаки натяжителя цепи. Изнашиваются быстро, к тому же по мере износа пластиковая стружка забивает гидронатяжители цепей и гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Радикальный способ избавиться от неприятностей - замена штатных башмаков на натяжные звездочки фирмы СЕТ (розничная цена - около 300 рублей). При этом желательно одновременно заменить стандартные гидронатяжители на «ГОНовские» - их выпускает Ярославский завод топливной аппаратуры. Замена позволит увеличить срок службы узла по меньшей мере вдвое. Перебирая старый мотор, обычно меняют и цепи. Мы приобрели латвийские разъемные, что делают в Даугавпилсе. Отметим: вся эта работа трудоемкая и при обращении на сервисную станцию обойдется в круглую сумму. Для выполнения необходимых операций понадобились: шлицевая отвертка с шириной шлица 4-8 мм; рожковые ключи «на 10», «27» и «30»; накидные ключи «на 10», «12», «13», «14» и «38»; головки «на 10», «12», «13» с удлинителями, воротком и трещоткой. Кроме того, потребовались ключ-шестигранник «на 6», киянка, молоток, нож или стамеска, а еще сварочный зажим (или дру-ного картера (2 шт.), прокладка клапанной крышки, прокладка передней крышки головки блока цилиндров, прокладки передней крышки блока (правая, левая) и прокладка насоса системы охлаждения. Начинать желательно с диагностики двигателя: проверки компрессии, давления в топливной и масляной магистралях. Для этого понадобятся компрессометр и соответственно два манометра. Не забудьте отсоединить от катушек провода низковольтОткручиваем хомуты и снимаем воздушные патрубки в сборе с датчиком массового расхода воздуха.HaV^*BVW- L Sчтуной цепи (если не сделаете этого, можете повредить электронный блок управления двигателем). Для замера компрессии потребуется также снять электрический разъем с реле бензонасоса.^i*\ШКлючом «на 6» с внутренним шестигранником откручиваем два болта и удаляем успокоитель.\ -Щ -3 Откручиваем и снимаем крышки всех шеек, кроме передней, третьей и седьмой. Затем удаляем переднюю крышку, после чего третью и седьмую. Аккуратно! Под передней установлены пластиковые стопорные кольца - не уроните их в двигатель. Снимаем патрубки системы охлаждения: верхний - с корпуса термостата.. ...нижний - с водяного насоса, после чего снимаем шланг расширительного бачка с корпуса термостата и резиновый хомут крепления расширительного бачка.кручиваем шкив помпы, после чего ключом-шестигранником «на 6» - оставшиеся четыре болта крепления помпы и...-вынимаем ее. С помощью ключа «на 12» снимаем натяжной ролик ремня.Откручиваем три болта ключом «на 10» и извлекаем радиатор вместе с расширительным бачком. Пока не снят ремень, ключом «на 12» ослабляем три болта на шкиве помпы. Снимаем ремень генератора, для чего ключом «на 13» ослабляем центральный болт натяжительного ролика...Вынимаем распредвалы (валы в сборе с шестеренками разные: на выпускном есть флажок датчика положения распредвала).Головкой «на 10» откручиваем болт крепления датчика положения коленчатого вала и снимаем его.Накидным ключом «на 38» с помощью молотка отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала. ...а ключом «на 10» - ремень. Откручиваем переднюю крышку головки блока цилиндров (четыре болта под головку «на 12»).Снимаем шкив коленвала с помощью съемника... Головкой или ключом «на 12» ослабляем и откручиваем крышку гидронатяжители верхней цепи. Вынимаем натяжитель.Ключом «на 14» отвинчиваем два болта крепления кронштейна генератора к головке блока. Отвинчиваем два болта нижнего кронштейна генератора (внутренним шестигранником на шесть), снимаем его и отодвигаем назад в пределах длины проводов. Откручиваем корпус термостата (два болта под внутренний шестигранник «на 6») и хомут патрубка. Снимаем корпус термостата. Рожковым ключом «на 27» отвертываем штуцер патрубка «печки», а накидным ключом «на 12» - задний болт крепления помпы. Внимание! Болт спереди не виден. От...а затем натяжитель нижней цепи (два болта «на 12»). Накидным ключом «на 13» отворачиваем две передние гайки крепления картера. Выкручиваем две передние шпильки картера (сварочным зажимом или другим подходящим инструментом)...Головкой «на 12» ослабляем болты шеек распределительных валов (на более ранних версиях использовали болты с головкой «на 10»). _а головкой «на 12» - четыре передних болта масляного картера. Остальные - ослабляем на четыре-пять оборотов. Откручиваем оставшиеся пять болтов крепления передней крышки (болты с внутренним шестигранником «на 6»). Устанавливаем успокоитель нижней цепи (два болта с внутренним шестигранником «на 6»). Внимание! Это самые короткие болты, у них более широкая головка. Ключом на «38» устанавливаем ВМТ. Обезжириваем все приваленные поверхности растворителем (например, 646), особенно тщательно «в углах». Устанавливаем нижнюю цепь с блоком шестерен промежуточного вала. Верхнюю цепь ставим на место.. ...и укладываем на опоры распредвалы, совместив метки. На выпускном валу метка должна находиться чуть ниже плоскости крепления клапанной крышки, на впускном - чуть выше.Снимаем переднюю крышку блока цилиндров. Возможно, потребуется киянка. Удаляем успокоитель верхней цепи (болты с внутренним шестигранником «на 6»).Головкой «на 13» затягиваем два болта крепления блока шестерен (усилие 25 Нм). Откручиваем башмак верхней цепи (болты с внутренним шестигранником «на 6»).. Фиксируем болты, загибая контровочную пластину.Перед установкой крышек необходимо смазать их моторным маслом. Устанавливаем 3-ю и 7-ю опоры валов, наживляем болты и слегка их подтягиваем, пока валы не лягут на место. Шейки ориентируются так, чтобы совпадали масляные каналы - обычно номера на шейках стоят при этом от центра двигателя. Закручиваем до конца болты передней опоры._а затем и башмак нижней. Снимаем блок звездочек с промежуточного вала, для чего отгибаем контровочную пластину и...Перемещая цепь по звездочке коленчатого вала, совмещаем метки на блоке шестерен и блоке цилиндров.Устанавливаем остальные крышки валов на места. Все крышки затягиваем усилием 19-23 Н-м. Проверяем фазы.-откручиваем два болта головкой «на 13». Отвинчиваем успокоитель нижней цепи (болты с внутренним шестигранником «на 6»). Разборка окончена. Проверяем состояние снятых деталей. Очищаем стыкуемые поверхности и промываем их керосином.Устанавливаем натяжные звездочки на места и затягиваем болты (внутренним шестигранником «на Б»).Ключом «на 30» за лькки впускного распредвала проворачиваем вал до устранения провисания цепей. Устанавливаем натяжитель нижней цепи. Крепим его крышку. Отворачиваем пробку крышки и...Прикручиваем шкив помпы тремя болтами «на 12». Надеваем ремень и ключом «на 10» вращаем натяжной болт. По окончании процедуры затягиваем центральный болт ролика.Проверяем метки - они должны оказаться в плоскости разъема клапанной крышки.-нажимая отверткой через отверстие в крышке, «разряжаем» натяжитель. Закручиваем пробку на место.Проверяем натяжение ремня. Ставим верхний успокоитель (два болта с внутренним шестигранником).Устанавливаем гидронатяжитель верхней цепи и крышку на место. Затягиваем ееУстанавливаем генератор, закрутив два болта на передней крышке и два болта крепления кронштейна к головке блока. Крепим водяную помпу к передней крышке через прокладку четырьмя болтами спереди и одним сзади. Прикручиваем к помпе патрубок «печки» (ключ «на 27»).Устанавливаем переднюю крышку головки блока Крепим ее четырьмя болтами «на 12». Затем клапанную крышку - восемью болтами «на 12» (прокладка новая).Устанавливаем корпус термостата (два болта с внутренним шестигранником). «Разряжаем» гидронатяжитель, нажав на него отверткой. Переднюю крышку обезжириваем растворителем. Устанавливаем прокладки на блок. Головку снизу смазываем герметикой. Затягиваем хомут патрубка помпы. Устанавливаем радиатор на место и крепим его к кузову тремя болтами «на 10». Внимание! После затяжки провернуть помпу вручную для проверки легкости вращения. Сальник коленвала перед запрессовкой набиваем «Литолом-24».Прикручиваем патрубки системы охлаждения на место. Устанавливаем крышку на место, придерживая башмак нижней цепи пальцем левой руки. Убедимся, что она села на направляющие. Притягиваем крышку несколькими болтами. Дожидаемся полимеризации герметика. Наживляем болты масляного картера и затягиваем их. Штатные шпильки желательно заменить на подходящие по длине болты М8. Прикручиваем оставшиеся болты передней крышки и затягиваем. Запрессовываем с помощью молотка и оправки. Устанавливаем на коленвал шкив и напрессовываем его молотком через деревянную проставку. Закручиваем и затягиваем болт шкива с помощью накидного ключа «на 38» и молотка. Устанавливаем датчик положения коленвала и прикручиваем его ключом «на 10». Резиновой лентой крепим расширительный бачок к кронштейну на кузове. Ставим на место свечи зажигания и высоковольтные провода. Подключаем электропроводку. Возвращаем на место бензошланг, а затем и патрубки с датчиком расхода воздуха. Заливаем «Тосол». Подключаем клемму к аккумулятору. В заключение - обязательна замена масла, но только после предварительного промыва двигателя. I*I