206
/ОБСЛУЖИВАНИЕДЕЛО БЫЛОНЕ В БОБИНЕ...РЕГУЛИРУЕМ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ «ЖИГУЛЕЙ»ТЕКСТ / А ЛЕКСАНДР ПОПОВ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТ ЗР «ТУШИНО»ЗАЖИГАНИЯстандартном бензине АИ-92. Ломаная линия 1 - «теоретическая» (расчетная) характеристика центробежного регулятора при «Распределитель зажигания? Проще чайустановочном угле опережения зажигания ника!» - говорят некоторые владельцы 7° до ВТМ. Кривая 3 - значения оптималь«Жигулей», кто пограмотней да поопыт- ных углов опережения. (Эти графики взяты ней. Большинство же придерживается нами из книги А. Дмитриевского, В. Тюфяпротивоположной точки зрения - это, мол, кова «Бензиновые двигатели», Москва, «черный ящик». А коли так - будут годами Машиностроение, 1993.) Как видите, с увеличением частоты враездить, мирясь с капризами машины. Низкая мощность, большой расход топлива, щения коленчатого вала угол опережения детонация даже на приличном бензине - и зажигания (УОЗ) должен изменяться так, чтобы не выйти за границу детонации на что с того? Едет машина - не мешай! Как правило, если дефект распределитенизких оборотах и приблизиться к оптиля скрыт достаточно глубоко - например, мальным на средних и высоких. Сразу же характеристика центробежного регулятора напомним, что степень сжатия конкретного далека от оптимальной, то сколько ни двигателя может несколько отличаться от «колдуй», полируя контакты или выставляя номинала, а компрессия, то есть реальное зазор, машина все-таки едет посредственсжатие в цилиндрах, как правило, со врено. А попытки тщательно подобрать наменем падает по мере износа деталей. В то чальный угол опережения зажигания (даже же время свойства залитого в бак бензина самым надежным из методов - «методом оказываются хуже его «официальных» потыка»!) хотя и меняют что-то в поведении казателей: вместо, скажем, АИ-92 там племотора, в конечном счете разочаровывают. щется нечто более близкое к АИ-80, а то и Взгляните на рис. 1. Кривая 2 обозначахуже... Приведенные характеристики показывает границу детонации двигателя ВАЗ-2103 с номинальной степенью сжатия 8,5 на ют, что при оборотах около 1500-2000 в минуту, если резко открыть дроссели, g 50 кратковременно может наблюдаться дето1 нация. Именно так опытные автолюбители X Зоеа детонации X проверяют, насколько удачно выбран устага новочный угол опережения. Но машина 1 40 '/ 4 £ начинает разгоняться - и с ростом числа Xi оборотов до 2500 об/мин и дальше детона1 ция прекратится. а. §30 Так должно быть. На деле же случается с; всякое. На графике линия 4 показывает реI / М «заводе кзя» альную характеристику центробежного рехарактеристика (1) 20/Л./1гулятора на исследованной нами машине. (О том, как ее получили, ниже.) Мотор в движении «стучал» (детонировал) в широком диапазоне оборотов, почти до 3000 об/мин. Борясь с этим, опытный владелец «загонял» начальный угол опережения зажигания чуть не в ноль - машина ехала, но удовольствия не доставляла... Что можно сделать в этом случае? Авторы разнообразных пособий по устройству и ремонту «Жигулей» настоятельно рекомендуют снимать характеристики центробежного регулятора опережения зажигания на специальных стендах. С ними не поспоришь: стенд - это хорошо... Только доступен далеко не всем. Между тем, имея стробоскоп, тахометр и пригласив помощника, задачу решить несложно. Циркуль и школьный транспортир помогут сделать шаблон шкалы для измерения угла. Вы ее видите на рис. 2. Сделали из картона. Такая шкала гораздо удобнее всем известных меток на крышке привода ГРМ, которые хорошо видны лишь на снятой крышке (фото 1). А определять по ним угол опережения зажигания с необходимой точностью едва ли возможно, да и диапазона углов не хватит. Шкалу мы закрепили под три штатных винта крепления поддона двигателя, непосредственно под шкивом коленчатого вала (фото 2), предварительно установив автомобиль на яму. Ключом «на 13» ослабляем затяжку (фото 3) гайки корпуса распределителя, чтобы его можно было поворачивать вокруг оси (например, легкими ударами отвертки по корпусу вакуумного регулятора). Пустив мотор, поворачиваем корпус распределителя, контролируя стробоскопом положение метки на шкиве в момент зажигания. Метка шкива должна «просматриваться» между двумя короткими метками на крышке (соответствующими углам 10 и 5° до ВМТ). Иначе говоря, начальный (установленный) угол опережения должен примерно соответствовать 7°. Выключаем зажигание, двигатель останавливается. Теперь, поворачивая коленвал (любым доступным способом), возвращаем метку10/1 "—~~1000граница детонации (2) оптимальный УОЗ (3) характеристика неисправного регулятора (4) характеристика установленного регулятора (5)101, R90Г"*-\Л"Г 11 7"~Г-»^ Линия от 6ау 74I0I2000 3000 4000 5000 60 30 Число оборотов коленчатого вала, об/м111i<Э74\\Ф3 отв. 07/\\ii}Рис. 2. Эскиз шкалы для измерения УОЗ.Рис 1. Характеристики углов опережения зажига ния (двигатель ВАЗ-2103).148