70
71
72
73
ТЕХНИКА/НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«ТРЕХКИЛОМЕТРОВЫЙ» ФУРГОН ИЗ ЛЮЦЕРНАЗАПАС ХОДА «МУЛЬТИРАЙДЕРА» ВСЕГО... ТРИ КИЛОМЕТРА«Вампфлер» не первый в данной области. С 1998 года в Вакареваревском геотермальном парке в Роторуа (Новая Зеландия) туристов развозят пять автопоездов, работающих на том же принципе. Тут стоит задуматься вот над чем. Городской автобус ходит по маршруту с частыми остановками: можно организовать бесконтактную подзарядку, например, через однудве станции. Пока пассажиры будут сменять друг друга в салоне, конденсаторы восстановят запас энергии снова в путь. Вариант «Вампфлер» может оказаться выгоднее троллейбусов, привязанных к контактной сети на всем маршруте. Во всяком случае, в швейцарском Альтштаттене уже год от вокзала к центру города (расстояние 1,6 км) каждые 15 минут отправляется 16-местный «Мультирайдер» с суперконденсаторами и системой бесконтактной подзарядки. Небольшие электробусы на суперконденсаторах с симпатичным названием «Лужок» проходили испытания иу нас на ВВЦ (ЗР, 2000, № 5). Запас хода у них был даже больше - до восьми километров. Правда, для подзарядки приходилось подключать провода и ждать около четверти часа. Но то ли идеи экологии еще не вполне овладели головами отечественных руководителей, то ли денег не хватило, но эксперимент потихоньку заглох. А жаль...КДля такого режима работы коному он нужен, этот электро-«Дукато», скажете вы и... ошибеденсаторы подходят куда лучше притесь. Специалисты по логистике вычных аккумуляторов. Они способиз швейцарского Люцерна прочат ны очень быстро принимать заряд и ему, по крайней мере, отдельную нине проявляют усталости даже через полмиллиона циклов. Конденсаторы шу на рынке. Представьте такую картину: некоей безболезненно отдают (и принимафирме приходится постоянно возить ют) очень большие токи. Одна ячейтовар со склада до торговой точки ка, к примеру, разряжается током (или фабрики) на расстояние несколь400 А за 11,25 с, но столь же быстро ких городских кварталов. Фургончик, может быть опять заряжена. не отравляя воздух, не урча двигатеШвейцарский проект для фирмы лем, подъезжает к разгрузочной рампе и замирает точно над нарисованным на асфальте прямоугольником. Пока рабочие выкатывают груз, батареи суперконденсаторов заряжаются для следующей поездки. Им достаточно всего трех минут, а благодаря устройствам немецкой фирмы «Вампфлер» не нужно даже никуда ничего подключать. Важно лишь остановиться с точностью до 10 см - и между индуктором и приемником установится электромагнитная связь. Фактически это трансформатор, только благодаря повышенной рабочей частоте (1530 кГц вместо обычных 50 Гц) ему не страшен воздушный зазор между первичной и вторичной катушками. На правах рекламысв>А ВМЕСТО СЕРДЦА ЛАЗЕРНЫЙ МОТОРБОЛЬШЕ ПРОТОТИПАМ НЕ НУЖНОогда Волька попросил старика Хоттабыча организовать телефон, тот вмиг создал точный дубликат из мрамора. Он был очень похож на настоящий, но, увы, не работал. Создатели автомобилей вовсе не стали бы смеяться вместе с нами над непонятливым стариком, а тут же предложили бы ему баснословный оклад! Ведь прежде чем изготовить, скажем, новый двигатель, модельщики делали из дерева точную его копию, чтобы компоновщики разместили агрегаты в моторном отсеке. Такие модели изготавливались вплоть до начала 90-х годов, и занимал сей процесс около восьми месяцев при стоимости изделия ... 380 000 евро! Сегодня резчики по дереву вынуждены искать себе другое место работы: штихель уступил место лазерному лучу. Натурная модель двигателя из полиамида и эпоксидной смолы стоит «лишь» 60 000 евро и появляется в цеху уже через семь недель. Новые технологические процессы называются rapid prototyping и rapid tooling. В первом случае речь идет о быстром (по сравнению с недавними временами) моделировании узлов и агрегатов автомобиля, во втором - о создании макетов будущей технологической оснастки для их производства. А принцип, в сущности, один: цифровые CAD-данные из компьютера «сами собой» превращаются в изделие из эпоксидной или иной плоти. Деталь вырастает слой за слоем (каждый толщиной около 0,1 мм) из наполнителя (песок, опилки, керамический порошок и т. п.), пропитанного эпоксидной смолой. Причем затвердевают они лишь в том месте, где подверглись облучению ультрафиолетовым лазером. Им-то и управляет компьютерный «Хоттабыч». Иногда обходятся без эпоксидки. В этом случае лазерный луч просто спекает частицы пластика или даже металла.Лишнее просто... стряхивают! Назвав срок изготовления модели в семь недель, мы взяли самый сложный пример. А чтобы сделать ручку двери будущего автомобиля, лазеру достаточно двух с половиной часов. Кстати, металлические макеты получаются столь прочными, что могут быть использованы, как работающая деталь. Так делаются картеры двигателей или кабельные каналы. Более того, с помощью смоделированных шаблонов можно даже отштамповать небольшую партию опытных «жестяных» деталей.^ЦИТРОНОсобенности национального выбораВыбирая запчасти для автомобиля, нужно быть предельно внимательным. Нередко за известной торговой маркой скрывается фальшивка. Из всех поломок, случающихся с автомобилем за время эксплуатации, треть приходится на электрооборудование. Наибольшие неприятности доставляет система зажигания. Дело в том, что со временем на поверхности крышек распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтных проводов появляются микротрещины, попадание в них пыли, грязи, влаги приводит к срыву передачи импульса. Это, во-первых, снижает высокое напряжение, двигатель начинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен и полный отказ системы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскакивание» искр по поверхности крышек и проводов может привести к их пробою и полному выводу из строя. Продукция ставропольского завода автодеталей «Цитрон» (крышки и бегунки распределителей зажигания, свечные наконечники, комплекты высоковольтных проводов) достаточно хорошо известна автовладельцам. Она надежна в эксплуатации, имеет привлекательный внешний вид. Эта популярность, к сожалению, вызвала у многочисленных недобросовестных предпринимателей желание поставлять на рынок свою продукцию весьма сомнительного качества под именем пользующейся доверием у потребителя и широко известной торговой марки «Цитрон». Как же уберечь себя от заведомой подделки? Корпус крышки распределителя зажигания должен быть выполнен из высокопрочного материала (полибутилентерефиката — ПБТ), выдерживающего высокие эксплуатационные показатели: температура — до 220°С, пробивное напряжение — до 30 кВ/мм (подделка характеризуется более дешевыми заменителями, не выдерживающими даже температуру подкапотного пространства). Заводские бегунки также выполнены из конструкционного материала ПБТ с медными клеммами, для подавления радиопомех они оснащены резисторами. Эта же деталь обязательно присутствует ив свечных наконечниках. При покупке комплектов высоковольтных проводов зажигания также нужно быть предельно внимательными. Цитроновские провода имеют надежные наконечники из нержавеющей стали с дополнительной пружиной. Наконечник может быть ив латунном исполнении с обязательным защитным покрытием, предохраняющим его при работе от окисления. Сухие цифры тестов ( журнал «За рулем» №5 2000 г.) специалистам говорят о высоких параметрах цитроновских проводов: до испытаний сопротивление — от 433,4 до 831 Ом, после испытаний влагой — от 434 до 831 Ом, после «климатики» — от 433 до 830 Ом. Усилие отрыва наконечника от хвостовика провода достигает 160 Н. Завод «Цитрон» выпускает комплекты силиконовых проводов, которые способны длительное время работать в диапазоне температур от -50'С до +260-С без потери электроизоляционных свойств и полностью исключают радиопомехи. В качестве сердечника в этом проводе используется токопроводящая жила из неметаллического материала с высоким электрическим сопротивлением. В подделках обычно используется многожильный провод с низким сопротивлением. не способный к подавлению радиопомех. Фирменные изделия безопасны, за счет высокой электроизоляции к ним можно смело прикасаться при работающем двигателе. Отличить продукцию от подделки можно и по внешнему виду. На корпусах изделий обязательно присутствует товарный знак в виде стилизованной звездочки (см. фото). Изделия можно приобрести как в фирменной упаковке, так и без нее, они имеют сопроводительные этикетки (наклейки) с нанесенным логотипом завода. Подытоживая сказанное, делаем вывод: скупой платит дважды. Сэкономив при покупке недоброкачественного изделия, вы не только выбросите деньги на ветер, ноК356200, Ставропольский кр., г. Михайлов», ул.Почтовая, 79А тел./факс (86553) 5-19-30, 5-18-18, 5-21-40 HTTP://WWW.TSITRON.RU E-mail:market(a>tsitron.ru Московское представительство: 127644, г. Москва, ул. Лобненская, 14А, тел./факс (095) 486-67-38 ТЕХНИКА /НОВИНКИ«ФОРД» ОБМАХИВАЮТ ПЕРЬЯМИДА НЕ ЧЬИМИ-НИБУДЬ, А СТРАУСОВЫМИстраусов сам?) Тут же наносится слой праймера, который затем высушивается при 165°С. Поскольку этот реактив содержит органические растворители, воздух из камеры удаляется не иначе, как через фильтры из активированного угля - экология! Осталось нанести два слоя лака: цветной базовый и прозрачный финишный. Снаружи это делают роботы, внутри (под капотом, в багажнике, салоне) - пока что операторы, по-нашему маляры. Наконец, кузов придирчиво осмотрит ОТК, и затем его покроют 800 граммами защитной мастики - чтобы не поцарапать свежую краску. Теперь путь на сборку открыт. Вы, наверное, заметили, какое внимание уделено температурному режиму. Тому есть неожиданная причина. Раньше, чтобы нагреть реактивы и воздух, отапливать заводские цеха, ежегодно сжигалось 76 тыс. тонн угля и 10 тыс. тонн нефти. А сегодня эти запасы могут дремать в недрах земли: вместо них окрасочному производству, например, достаточно... 19 тыс. тонн бытового мусора. Во всяком случае, из общего количества теплоты в 350 000 МВт-ч, потребляемой заводом, почти 60% производят именно таким способом.сли с небольшой «Фиесты» соскоблить лакокрасочное покрытие, наберется... девять килограммов. Распределяются они так: два кило грунта, полтора - праймера (состав, улучшающий адгезию лака к грунту), три с половиной - цветного базового состава и еще два - прозрачного лака. Зная это, разведка конкурентов может, пересчитав фуры с краской, вычислить годовую мощность завода под Кёльном. Впрочем, сейчас не война, скрывать особо нечего: за год расходуют 2691 тонну лакокрасочных материалов. Самый ходовой цвет - серебристый металлик. Окраска занимает - ни много ни мало - шесть часов; при этом кузов проезжает около четырех километров. Шаг первый - обезжиривание и фосфатирование. В результате химического процесса на металле образуется микрокристаллическая структура, увеличивающая площадь поверхности в шесть раз! Это обеспечит впоследствии хорошую адгезию слоев грунта и послужит заслоном ржавчине. Жир удаляют в ванне, вмещающей 273 м3 растворителя, нагретого до 60°С, а бассейн для фосфатирования еще больше - аж 331 кубометр. Теперь кузов ныряет на три минуты в катафорезную ванну, появляясь оттуда уже загрунтованным. Далее его нагреют до 175°С, чтобы грунт образовал плотную прочную пленку.ЕТолько после этого наступает черед антикора и противошумной мастики. Их наносят на стыки и швы роботы, а где они не достанут - операторы. Днище дополнительно защитит от мелких камешков слой поливинилхлорида. Автомобиль будет безупречно сиять металликом, если под лаком не осядет ни единой пылинки. Поэтому кузов поступает под мощные струи сжатого отфильтрованного воздуха, а потом его нежно гладят вращающиеся щетки с... настоящими страусовыми перьями. (Интересно, разводит ли «Форд» На правахрекламысш>С ВЕТЕРКОМ НА «ДСКАРИ»ПОЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ ГОНЩИКОМ!Рецепт прост: берем купе «Ауди-ТТ», убираем все лишнее, включая... сиденье пассажира и ветровое стекло, форсируем двигатель, а в оборудование салона включаем.. . шлем в цвет кузова. Дождь? Не беда. Раз нет стекла, не нужны и «дворники», голова «под колпаком», а тело прикроет брезентовый «плед», как в коляске мотоцикла. Не ищите в кокпите магнитолу - до музыки ли будет, когда заведете четырехцилиндровый турбодвигатель в 240 кВт/326 л. с! Если сумеете быстро перебрать все шесть передач, то уже через 4,6 с разгонитесь до первой «сотни», а чуть позже радар инспектора, мимо которого вы промелькнете, засечет 264 км/ч. Широкие 18-дюймовые колеса и по-спортивному настроенное шасси позволят уверенно проходить крутые повороты с максимальными боковыми ускорениями, а мощные дисковые тормоза вмиг осадят ваш болид у ног прекрасной незнакомки. Вот только куда ее посадить? Наряду с одноместной версией «Монопосто» выпускается и двухместная - «Бипосто». Второй шлем в комплектацию не входит: прозрачный щиток из макралона, заменяющий ветровое стекло, отклоняет поток встречного воздуха вверх, так что очки и шлем пассажирке не так уж необходимы. Автомобиль чем-то напоминает гоночные болиды прошлого - недаром назван по имени знаменитого гонщика 50-х. На самом деле тут самая современная техника от «Ауди», включая полный привод «Кваттро». Приобрести родстер можно за 67 тысяч долларов (в Германии). Правда, объем выпуска невелик: всего 40 автомобилей, но... Кто знает, вдруг найдется гораздо больше желающих объехать Москву по МКАД за 27 минут?Подарки получат обладатели купонов со следующими номерами 31338 33494 33695 34195 34767 36431 36823 37427 37774 37851 39236 39414 39768 40461 40683 42469 42700 43200 43288 43708 46951 47219 47492 47917 48272 49729 49818 50173 50713 50855 52323 52546 53091 53138 53190 54304 54575 54831 54986 56024 56916 57067 57279 57367 58033 59761 59848 60394 60576 60677 34922 35204 38011 38761 40967 41328 43905 45531 48988 49095 51094 51327 53272 53543 56099 56263 58348 58453 35990 39066 41553 45925 49318 51605 53638 56648 58857 36041 36383 39130 39210 41795 42414 46011 46040 49680 49705 51802 52026 53927 54237 56816 56853 59269 59501Получение подарков будет производиться в офисе нашего официального дистрибьютора 000 «Автоснабсбыт-3» по адресу Москва, ул. Адм. Макарова, 2 с 1.08.2001 по 28.09.2001 по рабочим дням с 10.00 до 17.00. Остальные купоны дают право предъявителю купить Н0РДИКС по льготной цене в следующих магазинах: 000 000 000 000 000 000 000 000 "Моримекс", Москва, Бутырский вал, 32; "Корбин", Москва, ул. Акад. Скрябина, 9; "Бет Нуар", Москва,ул. Маршала Новикова, 2; "Вандербильд-М", Москва, ул. Шаболовка, 52; "Александр-Ф", Москва, Новорязанская ул., 26; "Пиктус", Москва, Первомайская ул., 5; "Газавтодеталь", Москва, ул. Строителей, 7; "Велис", Москва, Бирюлевсая ул., 37 (24 часа).Посетите нас в интернете: www.nordix.ru