184
185
186
187
ТЕХНИКАЭЛЕКТРОМОБИЛИ NISSANЗарядное устройство«Ниссан» построил первый серийный электромобиль. Максим Сачков расходовал его энергию бережно. Фото автора и «Ниссан».ОТ ИСТОКОВ ДО ИТОГОВ Электрические разряды исходили от  президента компании «Ниссан» Карлоcа Гона, когда он держал речь перед многочисленной аудиторией журналистов. Вспыхивая, словно молния, боевито парировал едкие выпады, если затрагивались перспективы моделей с нулевым выбросом вредных газов (Zero еmission) и,  в  частности, его нового детища – электромобиля LEAF. Заверил, что уже в  следующем году начнется серийное производство таких машин, а  самое главное  – будет сформирована инфраструктура для обслуживания техники. Не только на родине электромобиля, но ив других странах... История электромобилей «Ниссан» началась после Второй мировой войны. В  1947  году оставшиеся без работы военные авиационные инженеры под кры-лом Tokyo Electric Cars Company, позже поглощенной «Ниссаном», разработали модель «Тама» (Tama). Источником питания небольшого пикапчика служили свинцовые аккумуляторные батареи, заряда которых хватало на  65  км пути, а  максимальная скорость машины составляла 35 км/ч. Вновь подогрели интерес к  автомобилям с  нулевым выхлопом новые элементы питания  – в  середине 90-х «Ниссан» выпустил электромобиль на  литий-ионных батареях, разработанных совместно с  фирмой «Сони». Благодаря ноу-хау модель «Альтра» (Altra) с 62-киловаттным (эквивалент – 83 л.с.) мотором без подзарядки покрывала до 130 км, а максималка доходила до  130  км/ч. Под  полом разместили 12 модулей батарей, подзаряжавшихся при торможении. Правда, в сво-бодную продажу такие машины не поступали  – подопытные служили в  нескольких крупных компаниях в  Южной Калифорнии, департаменте полиции Санта-Моники ив аэропорту ЛосАнджелеса. На  модели «Гипермини» (Hypermini) установили литий-ионные батареи уже собственного производства. Синхронный электромотор с  неодимовыми магнитами разгонял малютку до 100 км/ч. Заряда батарей хватало на 115 км, и всего 4 часа требовалось автомобильчику, чтобы полностью восстановить силы. Причем никаких проводов  – процесс зарядки основан на  электромагнитной индукции в  контуре, расположенном на  днище электромобиля. «Гипермини» достаточно просто встать на площадку электрозаправки.184 За рулем 10/2009 Как сзади отличить LEAF от обычных машин? Очень просто: у электромобиля нет выхлопной трубы.БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ «Переведите селектор в  положение «драйв», щелкните кнопкой стояночного тормоза – и поехали», – инструктаж оказался очень коротким. Да  и  к  чему лишние слова? Ведь управление электромобилем мало чем отличается от  вождения других машин. Он  плавно и  довольно бодро разгоняется, послушно реагирует на  акселератор. Немного непривычно без шума двигате-ля – только шелест шин по шершавому асфальту полигона. И к тормозам надо привыкнуть  – ощущение, что процесс проходит в  два этапа. Будто машина сначала довольно интенсивно тормозит двигателем и лишь потом вступают в  дело механизмы на  колесах. Возможно, так оно и  есть, ведь при нажатии на педаль механическая энергия преобразуется в  электрическую и  возвращается в батарею.Солнечные батареи, интегрированные в крышу, будут в списке опций. В ясный день они экономят энергию основных элементов питания, снабжая электричеством бортовые системы. В салоне все привычно. Даже начинаешь верить, что через год-другой сможешь прокатиться на электромобиле LEAF по дорогам общего пользования.На правах рекламы ТЕХНИКА | ЭЛЕКТРОМОБИЛИ NISSAN ЭКОЛОГИЯ ДИКТУЕТЭффективным оружием в  войне с вредными выбросами со следующего года станет система Dual Injector. Бензин во  впускные патрубки (речь, как вы понимаете, идет о  многоклапанных моторах) цилиндра впрыскивает не  одна, а  пара форсунок  – на каждый впускной клапан по  индивидуальному инжектору. Это позволило использовать форсунки с  меньшим диаметром распылителей и  широким углом распыла. Более мелкие капельки топлива (30  мкм против прежних 70 мкм) лучше смешиваются с воздухом – сгорание происходит эффективнее, снижается выброс углеводородов. Следовательно, для их обезвреживания требуется меньше драгоценных металлов, напыляемых на решетки каталитических нейтрализаторов. В борьбу за чистый воздух вступают и  разработчики трансмиссий. Одно из  последних ноу-хау фирмы «Ниссан»  – вариатор XTRONIC  CVT с  планетарной передачей на  выходном вале. Она  позволила уменьшить диаметр ведущего и  ведомого шкивов и,  следовательно, сделать новый агрегат более компактным и легким (минус 13%  массы) по  сравнению с  предшественником. Еще одно достоинство новинки  – передаточное отношение выросло до 7,3:1. Как следствие, стало проще дозировать тягу на  небольших скоростях, а  при движении по трассе автомобиль экономнее расходует топливо и  выбрасывает в  атмосферу меньше токсичных газов.«Ниссан-Тиида» служил не только агрегатоносителем на заводских испытаниях, но и демонстрационным электромобилем на тест-драйве.Увы, знакомство оказалось коротким,  – сделав лишь круг по  полигону, понять характер автомобиля трудно, равно как и  оценить интерьер или багажное отделение. Впрочем, заострять внимание на  деталях бессмысленно: перед нами пока агрегатоноситель  – «Ниссан-Тиида» с начинкой электромобиля. Впереди встреча с главным виновником мероприятия – моделью LEAF.ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – В МАССЫ Если  бы не  надписи Zero emission, и  не  заподозришь, что это электромобиль. Ничего сверхъестественного в  облике: да,  привлекательный, семейные черты «Ниссана» прослеживаются. И в салоне все, как у обычного современного автомобиля. Пожалуй, лишь центральная консоль LEAF больше напоминает панель управления какимнибудь сложным бытовым прибором или современной аудиосистемой. Интересно, будут на  ней оставаться жирные отпечатки пальцев?..Электромотор под капотом, а  где  же батареи? Пол под ногами передних седоков расположен низко, а  вот дальше  – довольно высокая ступенька. Передние сиденья будто установлены на  подиуме, но  и  довольно рослый водитель не  будет подпирать потолок головой. Аккумуляторы не  сильно стеснили и  задних пассажиров. Секрет – в продуманном расположении и  конструкции элементов питания. Это плоские литий-ионные батареи, похожие применяют в  мобильных телефонах. Они не  только компактнее и  легче круглых аккумуляторов, но  и рассчитаны на  большее количество циклов заряда-разряда. Всего под полом спрятано 48  модулей: вес каждого – около 4 кг, а общая отдача – 90 кВт. Этой энергии достаточно, чтобы питать 80-киловаттный (280  Н·м) электромотор и обслуживать другие бортовые системы. Полностью заряженных батарей хватает примерно на  160  км. Разработ-На носу расположены две розетки для зарядки батарей: под трехфазную проводку для быстрого получасового режима и под однофазную – для домашнего питания.Бесконтактная зарядка «Гипермини» основана на электромагнитной индукции – с нею удобно. Правда, приходится мириться с 15-процентными потерями электричества.186 За рулем 10/2009 213Основные узлы и агрегаты электромобиля LEAF: 1 – модули литий-ионных батарей; 2 – инвертор; 3 – синхронный электромотор.чики подсчитали, что более 80% пользователей редко проезжают в  день больше сотни. Остальных выручат экспресс-заправки, которые планируют устроить на  парковках близ магазинов, ресторанов, офисов. Получасовая пауза  – и  можете продолжать движение. Сегодня близ Йокогамы уже работают 23 электроколонки, а в следующем году их станет вчетверо больше. Кроме того, руководители «Ниссана» предварительно договорились о  строительстве таких заправок не только с правительством Японии, но ис властями других государств. Быстрая зарядка для электромобиля LEAF – как для человека фастфуд: удобно, но  не  очень полезно. Полноценное питание машина получает дома, пока хозяин спит,  – за  8  часов батареи полностью заполняются (напряжение 200 В, ток 15 А). LEAF сообщит о  готовности в  глобальный информационный центр, а  тот пришлет хозяину весточку на  мобильный телефон.Чтобы не  тратить драгоценный заряд батарей, задаете время выезда из гаража  – и  климатическая установка к  вашему приходу доводит температуру в салоне до комфортной. Бортовые системы электромобиля помогут ив движении: навигация точно проложит маршрут, рассчитает, хватит  ли заряда батарей, а  если запасы энергии истощатся, укажет путь до  ближайшей электроколонки. Преимущества электромобиля перед бензиновыми и дизельными машинами очевидны. Питающиеся от  розетки работают тише, не  выбрасывают вредных газов и  экономят средства на заправках. Пока это кажется сказкой, но  производитель упорно утверждает, что в течение года она станет былью. Правда, не  в  России. В  нашей стране борьба за  экологию еще не  стала столь осознанно необходимым направлением, как в  Японии, Америке, Европе. Будем ждать, что и эту японскую сказку скоро переведут на русский.Несколько литий-ионных батарей (слева) объединены в модули питания (справа). Их укладывают под пол электромобиля.На правах рекламы