СПОРТКОМПАНИЯ NGKСвеча поджигает гонкуБолее 230 побед в Гран-при и доминирование на трассах Больших призов в течение последних 20 лет, триумф в мировом ралли и множество достижений в соревнованиях рангом пониже. Весь этот урожай собрала одна компания. О ней рассказ Максима Гомянина.ВРАГ ХОРОШЕГО К каждой детали и узлу машин, участвующих в автогонках, требования повышенные, но наиболее жесткие – к двигателю, а значит, ко всем его составляющим. Свечи зажигания, которые японская компания «Эн-Джи-Кей» (NGK) выпускает для «боевых» (а также для «гражданских») моторов, сумела заслужить авторитет ведущих команд мировых гоночных серий, эти свечи «зажигают» двигатели и картов, и болидов формулы 1. Конструирование гоночной свечи начинается еще на стадии рождения силового агрегата. У «Эн-Джи-Кей» для этого есть два технических центра – в Германии и Японии. Но разработку и испытание изделий для команд формулы 1 проводят только на родине. Формульные свечи легко распознать по отсутствию бокового электрода на привычном месте. Он утоплен в корпус, служащий своеобразным защитным экраном: топливовоздушная смесь поступает в камеру сгорания под таким давлением, что может легко затушить искру. Подобная конструкция легче переносит вибрации в сочетании с высо270 За рулем 10/2009кими температурами – обычная свеча в таких условиях может просто разрушиться. Двигатели первой формулы оснащают клапанами большого диаметра и весьма эффективной системой охлаждения, поэтому свечи делают компактными – иначе для них просто не останется места. Еще одно требование – малый вес, ведь в болиде на счету каждый грамм. Важны и хорошие теплоотводящие свойства, потому калильное число у них самое высокое – 12 (по международной классификации). Чтобы удовлетворить пожелания мотористов, при изготовлении центрального электрода и корпуса применяют особые сплавы с высокой эрозионной устойчивостью. Их состав секретный. А вот уплотнительное кольцо делают из обычной меди. Сердечные ритмы двигателя F1 сравнимы с пульсом гоночного мотоцикла. Однако свечи схожи разве что размером. При работе мотоциклетного мотора они не нагреваются до таких высоких температур, поэтому столь интенсивно отводить тепло «мотосвечам» про-сто не нужно. И калильное число у них ниже – 8, как правило. Материалом для электродов часто служит иридий, а технологии больше похожи на те, что используют в производстве свечей для раллийных автомобилей, где распространены свечи с боковым электродом. Вероятность «выдувания» искры там очень мала, потому что нагрузки значительно ниже, чем в оборотистых формульных двигателях. Многоэлектродные свечи не используют – в гонках важно качество воспламенения, а не ресурс.ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИКА В «Формулу-1» «Эн-Джи-Кей» пришла вместе с «Хондой» в 1964 году. А уже в следующем сезоне Ричи Гинтер на Гран-при Мексики привел японский автомобиль к финишу первым, открыв счет победам обеих компаний. В дальнейшем двигатели «Хонда» устанавливали на болиды команд «Уильямс» и «Лотос». А в 1988 году, когда специалисты «Эн-Джи-Кей» разработали свечи для турбомотора «Хонда-RA168E», ставшего одним из самых успешных двигателей в Ф1, в число клиентов Партнерство с командой Ф1 «БМВ-Заубер» началось в 2006 году. Тогда же «Эн-Джи-Кей» стала сотрудничать с заводской командой БМВ в кузовной серии WTCC. На ралли в распоряжении механиков несколько типов свечей. Их подбирают с учетом погодных условий на этапе, ведь гонки проводятся ив жару, и в холод. Техцентр в Ратингене (Германия). В его штат включены координаторы, которые консультируют механиков до, во время и после соревнований.У «формульных» свечей электрод утоплен в корпус.фирмы вошел и «Мак-Ларен». В последний год турбоэры ФИА изменила требования к моторам с наддувом, посчитав, что машины слишком быстрые. Потеря мощности была огромна: двигатель «Хонда» образца 1988 года выдавал 680 л.с. вместо 890 л.с. Но надежность всех его узлов стала просто железобетонной. Результат – 15 побед в 16 гонках. В 1996 году производитель свечей стал официальным поставщиком еще одной легендарной команды – «Феррари». Находившаяся с начала 90-х не в лучшей форме, она остро нуждалась в свежей крови. Скудерия получила ее в лице «Эн-Джи-Кей», компании «Шелл», пилота Михаэля Шумахера, конструктора Роди Бирна и технического директора Росса Брауна. Постепенно гоночный коллектив набрался сил, и в 2000 году Шумахер выиграл чемпионат. В 2004-м инженеры «Эн-Джи-Кей» разработали свечи к 910-сильному без-наддувному мотору модели 053, который предназначался для нового оружия «красных» – F2004. Машина позволила команде буквально поставить соперников на колени, завоевав 262 очка в Кубке конструкторов (15 побед в 18 этапах). Ради победы ресурс многих деталей принесли в жертву. Японские свечи ходили на этом двигателе около 730 км, то есть чуть больше гоночного уик-энда. В нынешнем сезоне «Эн-ДжиКей» работает с командами «Феррари», «Мак-Ларен-Мерседес» и «БМВ-Заубер». «Браун-Мерседес» и «Форс-Индия» также пользуются японскими свечами зажигания. В гонках кузовного чемпионата WTCC компания оказывает техническую поддержку заводской «конюшне» БМВ. Такую же помощь в рамках технического партнерства предоставляют раллистам «Ситроена» и «Форда», а также мотогонщикам «Хонды», «Ямахи», «Сузуки» и «Дукати».На правах рекламы