270
271
СПОРТКОМПАНИЯ NGKСвеча поджигает гонкуБолее 230 побед в Гран-при и доминирование на трассах Больших призов в течение последних 20 лет, триумф в мировом ралли и множество достижений в соревнованиях рангом пониже. Весь этот урожай собрала одна компания. О ней рассказ Максима Гомянина.ВРАГ ХОРОШЕГО К каждой детали и узлу машин, участвующих в  автогонках, требования повышенные, но  наиболее жесткие  – к  двигателю, а значит, ко всем его составляющим. Свечи зажигания, которые японская компания «Эн-Джи-Кей» (NGK) выпускает для «боевых» (а также для «гражданских») моторов, сумела заслужить авторитет ведущих команд мировых гоночных серий, эти свечи «зажигают» двигатели и картов, и болидов формулы 1. Конструирование гоночной свечи начинается еще на  стадии рождения силового агрегата. У «Эн-Джи-Кей» для этого есть два технических центра – в  Германии и  Японии. Но  разработку и  испытание изделий для команд формулы 1 проводят только на родине. Формульные свечи легко распознать по отсутствию бокового электрода на привычном месте. Он утоплен в корпус, служащий своеобразным защитным экраном: топливовоздушная смесь поступает в камеру сгорания под таким давлением, что может легко затушить искру. Подобная конструкция легче переносит вибрации в  сочетании с  высо270 За рулем 10/2009кими температурами  – обычная свеча в  таких условиях может просто разрушиться. Двигатели первой формулы оснащают клапанами большого диаметра и весьма эффективной системой охлаждения, поэтому свечи делают компактными  – иначе для них просто не  останется места. Еще одно требование – малый вес, ведь в болиде на счету каждый грамм. Важны и  хорошие теплоотводящие свойства, потому калильное число у  них самое высокое  – 12  (по  международной классификации). Чтобы удовлетворить пожелания мотористов, при изготовлении центрального электрода и  корпуса применяют особые сплавы с высокой эрозионной устойчивостью. Их  состав секретный. А вот уплотнительное кольцо делают из обычной меди. Сердечные ритмы двигателя  F1 сравнимы с пульсом гоночного мотоцикла. Однако свечи схожи разве что размером. При  работе мотоциклетного мотора они не нагреваются до таких высоких температур, поэтому столь интенсивно отводить тепло «мотосвечам» про-сто не  нужно. И  калильное число у  них ниже  – 8, как правило. Материалом для электродов часто служит иридий, а  технологии больше похожи на  те, что используют в производстве свечей для раллийных автомобилей, где распространены свечи с боковым электродом. Вероятность «выдувания» искры там очень мала, потому что нагрузки значительно ниже, чем в оборотистых формульных двигателях. Многоэлектродные свечи не используют – в гонках важно качество воспламенения, а не ресурс.ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИКА В «Формулу-1» «Эн-Джи-Кей» пришла вместе с  «Хондой» в  1964  году. А уже в следующем сезоне Ричи Гинтер на Гран-при Мексики привел японский автомобиль к финишу первым, открыв счет победам обеих компаний. В дальнейшем двигатели «Хонда» устанавливали на  болиды команд «Уильямс» и «Лотос». А в 1988 году, когда специалисты «Эн-Джи-Кей» разработали свечи для турбомотора «Хонда-RA168E», ставшего одним из  самых успешных двигателей в  Ф1, в  число клиентов Партнерство с командой Ф1 «БМВ-Заубер» началось в 2006 году. Тогда же «Эн-Джи-Кей» стала сотрудничать с заводской командой БМВ в кузовной серии WTCC. На ралли в распоряжении механиков несколько типов свечей. Их подбирают с учетом погодных условий на этапе, ведь гонки проводятся ив жару, и в холод. Техцентр в Ратингене (Германия). В его штат включены координаторы, которые консультируют механиков до, во время и после соревнований.У «формульных» свечей электрод утоплен в корпус.фирмы вошел и  «Мак-Ларен». В последний год турбоэры ФИА изменила требования к  моторам с  наддувом, посчитав, что машины слишком быстрые. Потеря мощности была огромна: двигатель «Хонда» образца 1988 года выдавал 680  л.с. вместо 890  л.с. Но  надежность всех его узлов стала просто железобетонной. Результат  – 15 побед в 16 гонках. В  1996  году производитель свечей стал официальным поставщиком еще одной легендарной команды  – «Феррари». Находившаяся с  начала 90-х не в лучшей форме, она остро нуждалась в  свежей крови. Скудерия получила ее в лице «Эн-Джи-Кей», компании «Шелл», пилота Михаэля Шумахера, конструктора Роди Бирна и технического директора Росса Брауна. Постепенно гоночный коллектив набрался сил, и в 2000 году Шумахер выиграл чемпионат. В 2004-м инженеры «Эн-Джи-Кей» разработали свечи к 910-сильному без-наддувному мотору модели  053, который предназначался для нового оружия «красных»  – F2004. Машина позволила команде буквально поставить соперников на колени, завоевав 262 очка в  Кубке конструкторов (15  побед в  18  этапах). Ради победы ресурс многих деталей принесли в  жертву. Японские свечи ходили на  этом двигателе около 730  км, то  есть чуть больше гоночного уик-энда. В нынешнем сезоне «Эн-ДжиКей» работает с  командами «Феррари», «Мак-Ларен-Мерседес» и «БМВ-Заубер». «Браун-Мерседес» и  «Форс-Индия» также пользуются японскими свечами зажигания. В  гонках кузовного чемпионата WTCC компания оказывает техническую поддержку заводской «конюшне»  БМВ. Такую  же помощь в  рамках технического партнерства предоставляют раллистам «Ситроена» и  «Форда», а  также мотогонщикам «Хонды», «Ямахи», «Сузуки» и «Дукати».На правах рекламы