208
209
210
211
РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ RENAULT SYMBOL (2002–2009)Чисто символическиРАЗГЛЯДИТЕ ВЕЩЬ! Прежде чем покупать подержанную машину, а  уж тем более обмывать ключи в  шампанском, полезно узнать о  ее характерных неисправностях. Речь пойдет о весьма популярных «символах» первого и второго поколений. Седаны из Турции (там их собирают) различаются примерно так  же, как «лады» моделей 21099 и 2115 – только внешне. Наши наблюдения справедливы и для более редких хэтчбеков «Клио  II» французской, а  также словенской сборки  – платформы у моделей, как и часть агрегатов, тоже одинаковы. Цены «Символа» на  вторичном рынке весьма привлекательны. Дешевле чем за  156  тыс. рублей (с  этой суммы начинается торг) другую иномарку 2003  года вряд  ли купишь. Не  последнюю роль в этом сыграл дизайн: кургузым задком машина напоминает «Запорожец», и это, похоже, отпугивает часть потенциальных покупателей. Под неказистой местами внешностью скрывается вещь  – крепкий и  добротный кузов. Ржавчина ему нипочем. Только у  очень старых машин с  огромным пробегом она проявляется на  передней кромке капота. Колесные арки, хотя и не защищены подкрылками, держатся стойко. Передние крылья и вовсе 208 За рулем 10/2009Известная фраза дает представление о затратах на содержание «Рено-Символ»: они сравнительно невелики, прикинул Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.пластиковые, но,  тем не  менее, спокойно переносят морозы и  не  трескаются, в  отличие от  подобного оперения у  некоторых других авто. Отсюда вывод: если на кузове ржавчина – это, скорее всего, наследие аварийного прошлого. Неисправности в  электрике вызваны в  основном ослаблением или окислением контактов в разъемах. Если, скажем, двигатель плохо пускается, глохнет без видимых причин и  при этом горит лампа Check Engine, то  очищаем и  поджимаем контакты датчика положения коленчатого вала. Не  помогло  – проверяем датчик температуры. У  него один вывод общий, второй идет на  щиток приборов, а  третий  – на  блок управления двигателем. Последний контакт чаще всего и  барахлит. Из-за повышенного переходного сопротивления сигнал о  температуре получается искаженным. В  последнее время на  заводе ставят более надежные разъемы, с ними проблем пока не было. Не  жмите долго на  тормозную педаль, например стоя в пробке. Выключатель стоп-сигнала не  рассчитан на  долговременную работу: в  нем перегорают контакты. На  машинах с  механикой пользуйтесь ручником, автомат переводите в режим Р, тогда с такой неисправностью не столкнетесь. Через три-четыре года на  16-клапанных моторах K4J порой отказывают катушки зажигания. Обязательно возите запасную! Виновную вычислить просто – по мокрой свечке. На 8-клапанных двигателях серии K7 установлен четырехвыводной модуль зажигания, он тоже не  без грешка  – трескается. Верный признак, говорящий о  безотлагательности замены, – потек масла.МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ Из всего разнообразия (см. Историю модели) на российский рынок официально поставляли только варианты с  двигателями 1,4 л. В отличие от однотипных моторов «логанов», в «символах» движки маслом не  потеют. Впрочем, многое зависит от условий эксплуатации. Если зимой крутить холодный мотор до ограничителя, какой угодно сальник даст течь. Привод ГРМ  – ременный, требует замены каждые 60 тыс. км и наделен неприятной особенностью: в  соединении шкива с  коленвалом нет шпонки! Отвернув центральный болт, можно долго гадать, как выставить привод по меткам. Не  имея оправок и  навыков, лучше доверить эту работу специалистам. Проследите, чтобы поменяли не  только ремень, но обязательно и ролики, а также проверили помпу и  шкив генерато- Модель 2008 года мало чем отличается от предшествующей. Управление отопителем стало менее удобным.Так выглядит салон первого поколения: простенько, но вполне эргономично.ра. Как правило, к 120 тыс. км подшипники в помпе изнашиваются (появляется люфт, ощущается перекат шариков), а демпфер шкива разрушается – резина отслаивается от металла. Тогда оба узла придется менять. Каждые 60 тыс. км заменяем и  ремень привода навесных агрегатов. Здесь тоже есть нюансы: в некоторых комплектациях ремень натягивают на шкивы неподвижных агрегатов с  помощью оправок, а  есть версии, где количество ручьев на  ремне не  совпадает с  дорожками на  шкивах (издержСТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРАЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/ заднего Блок-фара/фонарь Капот Фильтры: масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания (комплект) Индивидуальная катушка зажигания Рулевая тяга в сборе с наконечником Трубка напорной магистрали ГУРа Подшипник задней ступицы Тормозные диски передние Стоимость, руб.* 4610/31 800 8530/10 330 5480/3460 10 300 300/760/610/1110 1100 3280 3500 11 360 2290 5230ки унификации). Поручите спецам и эту замену. Требует внимания регулятор холостого хода  – он встречается на  некоторых машинах с моторами К7М, где привод дросселя механический. Первое, что указывает на  необходимость покупки «очистителя карбюратора»,  – неустойчивые холостые обороты. Промоете регулятор  – обороты придут в  норму. На  более современных моторах К4J и  K4М то  же проделайте с  узлом электронной дроссельной заслонки.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика электронных систем Диагностика ходовой части/тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена привода ГРМ Замена шкива генератора Замена подшипника передней ступицы Замена заднего тормозного цилиндра Замена модуля зажигания Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб.* 480 640/640 800 7790 2700 1910 1110 320 950/2380 2920 1590*В столичной компании «Автомир на Мичуринском» действуют скидки на работу и запчасти: 5% по дисконтным и 10% по VIP-картам.На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ RENAULT SYMBOL (2002–2009) РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ (1,4 л, МКП)Затраты* Стоимость, руб. Средняя цена трехлетнего автомобиля 251 000 с пробегом 75 тыс. км Стоимость ТО у дилеров за пробег 75–150 тыс. км включительно 66 200 (с расходниками, а также заменой помпы на 120 тыс. км) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Катушка зажигания (мотор K4J) 3440 Шкив генератора 10 810 Промывка регулятора ХХ 1600 или дроссельного узла Подшипники передних ступиц 9950 Рулевые тяги 8590 Тормозные диски и колодки передние 7630 Тормозные колодки передние 3450 Тормозные колодки и цилиндры задние 12 060 ИТОГО 374 730 Средняя цена шестилетнего экземпляра 194 000 с пробегом 150 тыс. км Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто за вычетом суммы 180 730 от продажи)** Средний расход топлива в городе 9,9 (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А92, 21 руб./л) 155 920 Стоимость 1 км пробега*** 4,0 Возможные дополнительные затраты на пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Напорная трубка ГУРа 14 700 Подшипники задних ступиц 6490 Ремонт разъемов проводки от 1590*Цены на август 2009 года. ***С учетом расходов на топливо. **Без учета шин, инфляции и ДТП.Мотор для российского рынка – только бензиновый (на фото – K4J). Производитель сэкономил на копеечных шпонках, из-за этого верно установить шкив непросто. Редкое решение: левый внутренний ШРУС типа «Трипод» с пыльником, закрепленным на картере коробки. Следите, чтобы чехол всегда был в порядке – от его целостности зависит жизнь агрегата.Передняя подвеска не претерпела существенных изменений со времен первых «клио». Условно слабые детали – рулевые тяги (стрелка) и подшипники ступиц. Всем известно состояние наших дорог – производитель комплектует машину защитой моторного отсека и трубок гидравлики. Весьма кстати и заводской антикор.Задняя подвеска не потребует ремонта до 200 тыс. км. Выпускная система выполнена единой деталью, но в продаже есть и ее фрагменты для замены прогоревшего участка.К повышенному содержанию смол в  топливе двигатели относятся поразному: 8-клапанные безразличны, 16-клапанные чувствительнее  – бывало, клапаны прихватывало в  направляющих. И хотя таких случаев зафиксировано ничтожно мало, дилеры советуют не испытывать судьбу и регулярно промывать форсунки без снятия с двигателя. При  этом очищаются и  стебли клапанов. Следите за напорной трубкой ГУРа, которая хотя и редко, но дает течь. Стоит прозевать  и…. Мало того, что недешевый насос усилителя прикажет долго жить, так еще и руль не провернешь. Кстати, трубка тоже, видимо, из  драгметалла – почти 14,7 тыс. рублей с заменой.210 За рулем 10/2009Удивительно, но печально знаменитая автоматическая коробка DP0 здесь работает без нареканий. А  ведь с  таким  же автоматом на  «меганах» хлопот хватает. Очевидно, меньшая масса «Символа» в  сочетании с  более слабым мотором – во благо. А чтобы быть вполне уверенным в  здоровье агрегата, рекомендуем через 90 тыс. км менять масло – это не так дорого. На  механическую коробку жаловаться не  приходится. Следите только за  левым чехлом привода, который от старости трескается и перестает держать масло. Без него, понятно, коробка обречена на гибель. Сцепление при умелом обращении служит довольно долго – 160–180 тыс. км.НА ЧЕТЫРЕХ ТОЧКАХ Подшипники передних ступиц держатся 80–100 тыс. км, а ресурс задних очень зависит от  загрузки машины. Если набивать тяжестью полный багажник (его объем вызывает восторг у  дачников), подшипники могут сдаться досрочно, но  если возить в  меру, без фанатизма, то  до 150–180  тыс.  км они вряд  ли побеспокоят. В передней подвеске некоторых машин 2002  года появлялись трещины в  рычагах, поэтому их меняли в  обязательном порядке по  отзывной кампании. Опасаться, что кого-то забыли из-VIN выбит на поперечине под креслом пассажира, знак-дублер – в левом нижнем углу ветрового стекла, а наклейка – на правой центральной стойке. Для машины такого класса багажник просто гигантский – 510 л! От складной спинки (не во всех версиях) толку – чуть, поскольку окно в салон очень уж мало. ИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 2002 Рестайлинг «Рено-Клио Символ» образца 1999  года. Отбросив приставку «Клио», модель обрела статус первого поколения «Символа». На  ряде рынков машина именуется «Рено-Классик», «РеноТалия» или «Ниссан-Платина». Кузов: седан. Двигатели (все  – Р4): бензиновые 1,2  л, 55  кВт/75  л.с.; 1,4  л, 55  кВт/75  л.с. или 72  кВт/98  л.с. (8  или 16  клапанов соответственно); 1,6  л, 77  кВт/105  л.с.; дизельные с  впрыском «коммон рейл» и  турбонаддувом, 1,5  л, 47  кВт/65  л.с; 1,5 л, 62 кВт/85 л.с. Привод передний, М5 или А4 (для России – с 2005 года). Крэш-тест по  методике EuroNCAP: 11 баллов за фронтальный удар из 16 возможных. Итог: четыре звезды.вестить, нет оснований, однако для душевного спокойствия наведайтесь к ближайшему дилеру и по отметке в базе данных убедитесь, что замена произведена. Хотя бы один из  четырех рулевых шарниров, застучав через 60–80 тыс. км, даст сигнал: пора менять. Наружные наконечники продаются отдельно, а  если износились внутренние, придется покупать тягу в  сборе. Поменять детали несложно и самому, только не забудьте после отрегулировать схождение. Шаровые опоры и сайлент-блоки нередко доживают до 200 тыс. км, как и втулки стабилизатора. Стоек стабилизатора в привычном понимании здесь нет  – их заменяют болты с  резиновыми втулками, но они очень живучи. В  задней подвеске с  упругой балкой вроде  бы ломаться нечему, однако к 200 тыс. км могут износиться сайлентблоки рычагов. Они продаются отдельно, недороги, да и работа по замене стоит вполне приемлемо. Передние тормозные колодки служат 25–35 тыс. км (АКП/МКП), диски – вдвое, а  порой и  втрое дольше. Задних колодок хватает на  80–90  тыс.  км, а  барабаны и  вовсе «вечные»  – ни  одного случая замены из-за естественного износа дилеры не  припоминают. К  100  тыс.  км начинают течь или подклинивать задние тормозные цилиндры. Стоит взять за  правило менять их вместе с колодками. Хотя в техническом отношении модель не претендует на роль символа прогресса, в эксплуатации она показала себя отлично и оказалась одной из самых малозатратных в сопоставлении с авто, фигурировавшими в этой рубрике.• 2006 Рестайлинг, который уместнее назвать фейслифтингом. Изменились радиаторная решетка, передний и задний бамперы, крышка багажника, панель приборов, центральная консоль, материалы отделки и оформление внутренних боковин дверей. Появились климат-контроль, бортовой компьютер, задние электростеклоподъемники, защита радиатора кондиционера, шумоизоляция багажника и  щита передка. • 2008 Представлен «Символ» второго поколения. По  сути, модель отличается от  предшествующей только внешне  – иные панели передка, задка и боковин кузова, а также остекление, бамперы и ручки дверей. Мотор K7J снят с производства.Благодарим московскую компанию «Автомир на Мичуринском» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы