АВТОМОБИЛИМОДЕРНИЗАЦИЯ «ЛАДА 4×4»С неизменным выражением лица«Лада 4×4», более известная как «Нива», подверглась второй за свою жизнь существенной модернизации. Преимущества обновленной машины оценил Сергей Мишин.ЧТО ЗДЕСЬ ЛУЧШЕ? В первый раз «Ниву» ВАЗ-2121 модернизировали на пятнадцатом году жизни. Тогда, в 1993-м, ее сменила карбюраторная модель 21213, вскоре превратившаяся во впрысковую 21214. В августе 2009-го началось производство «Нивы» третьего поколения (торговая марка – «Лада 4×4»). Теперь перед нами «Лада 4×4 21214-046». Внешне она та же, что и предшественница, а вот технических отличий масса. Удалось улучшить ходовые качества, выше комфорт, надежность, унифицированы некоторые узлы и детали с «ШевролеНива». О предварительных планах модернизации мы рассказали еще год назад, в ЗР, 2008, № 9, – теперь посмотрим, что из задуманного воплотилось в железе. Напомним, что двигатель, ныне соответствующий нормам Евро III или Евро IV (в зависимости от комплектации), остался без серьезных изменений – применили надежные прокладки с силиконовыми валиками и водяной насос с улучшенным сальником. Топливный фильтр перенесен под кузов – cтало меньше трубок, снизилась вероятность пожара в моторном отсеке. Маховик,как и планировалось, – увеличенного до 215 мм диаметра. И, конечно же, сцепление Valeo вместе с рабочим цилиндром и автоматом регулировки свободного хода. В результате усилие на педали снижено на 40%, больше не нужна регулировка свободного хода по мере износа. Особое внимание уделили согласованию характеристик передней и задней подвесок. Увеличены энергоемкость и ресурс передней подвески. Нижние шаровые опоры – 2123, верхние – 21214, у них кованый корпус и больший угол качания пальца. Следствием изменений стала расширенная до 1440 мм колея. Чтобы «расширить» динамические ходы подвески, на 10 мм укоротили буферы сжатия и отбоя. Модернизация ходовой части позволила улучшить управляемость, плавность хода и устойчивость – по сути, весь комплекс ездовых качеств «Нивы». На следующем этапе (через полгода-год) появятся новые обивки дверей и боковин кузова, заднее сиденье измененной конструкции с системой крепления детских сидений ISOFIX, ШРУСы в карданных валах и улучшенная шумоизоляция салона.В ДВИЖЕНИИ Обращаешь внимание: здесь «легковая» педаль сцепления. Рывки и вибрации остались в прошлом. Тормоза стали легкими, цепкими и более эффективными. Машина легче катится, быстрее набирает скорость, расход топлива в городском режиме стал примерно на литр меньше. Разительно улучшилась плавность хода: у машины появились прямо-таки кошачьи повадки, теперь она ступает мягко, пряча в подвеске все мелкие неровности, а средние обозначает лишь хлопком колеса. А главное – исчез заброс задней оси. Из-за него прежняя машина в поворотах частенько уходила с траектории. Практически исчезла вибрация от карданных валов и трансмиссии. Напомню, что ранее досаждал резонансный пик вибраций при 90 км/ч – сейчас его нет. Единственное замечание по шуму: при оборотах около 4000 начинает бубнить глушитель. На пятой передаче это соответствует не характерной для наших дорог скорости 140 км/ч. Если держать чуть ниже, можно беседовать не напрягая голоса.54За рулем 10/2009 Механическая комбинация приборов заменена электронной от «Самары», с дополнительными функциями: появились часы, указатель наружной температуры и вольтметр. Исключен ненадежный трос привода спидометра. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель увеличенной размерности позволили на 30% снизить усилие на педали, на 15% укоротить ее рабочий ход. Синий шланг – вентиляция раздаточной коробки, выведенная практически под капот. Саму раздатку будут собирать на силиконовом герметике.Задние амортизаторы теперь расположены ближе к вертикали, как на «ШевролеНива». Достоинство более крупного подфарника – герметичность.Продольные штанги моста сведены на 11 градусов – для повышения курсовой устойчивости на неровной и скользкой дороге ив поворотах. Этому же способствуют амортизаторы 21214, по характеристикам они приближены к «шеви-нивовским». Карданные валы – с улучшенными характеристиками, ужесточены требования к точности изготовления и дисбалансу. Топливный фильтр перенесен из моторного отсека под днище автомобиля. В передней подвеске новые нижние рычаги с осями диаметром 18 мм и большими сайлент-блоками. Рулевые тяги 2123 – для оптимизации кинематики трапеции и унификации. Поворотные кулаки и ступицы унифицированы с деталями «ШевролеНива», кастер увеличен до 3 градусов. Пружины 21214 на 7 мм длиннее прежних 2121, соответственно приподнялся передок машины. Амортизаторы 21214 (Скопин) – более жесткие на сжатие. Рулевое управление – с гидроусилителем.Грунтовка – родная стихия машины! Даже по неровной дороге удается ехать довольно быстро и комфортно. Если для 214-й рабочей была третья передача, то здесь гораздо чаще включаешь четвертую, а то и пятую. На крупных неровностях при переборе скорости машина все же подпрыгивает,но, приземляясь, не переходит, как прежде, в галоп с активной раскачкой передка, а держится за дорогу. По асфальту идет ровно, в поворотах не рыскает, на гребенке не срывает задок в занос. Момент включения сцепления хорошо чувствуешь, что здорово облегчает троганье в вязких и сыпучих грунтах,передняя и задняя подвески обеспечивают надежный контакт колес с грунтом. Всегда считал, что «Нива» провезет тебя всюду, где хватит смелости проехать. Теперь добавлю: скорость на грунтовках ограничивается не возможностями автомобиля, а, скорее, благоразумием водителя.За рулем 10/200955