236
238
240
ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ VITO 109 CDIВиторианский стильВ очередную командировку Николай Мордовцев отправился за рулем самого маленького «Мерседеса»-грузовичка – «Вито». Фото Георгия Садкова.ПРИВИЛЕГИИ – НЕ ВОДИТЕЛЮ Эту командировку в Питер можно было отложить, но, узнав, что ехать предлагают на «Вито», согласился без колебаний: полторы тысячи километров за рулем – отличная возможность как следует познакомиться с машиной. Нынешний «Вито», собираемый на заводе концерна в испанской Витории, не  только симпатичнее прежнего, но и длиннее: база – 3200 мм, а есть еще и  увеличенная  – 3430  мм. Задний свес тоже с вариациями: обычный и удлиненный различаются на 245 мм. Причем удлиняют фургон не  примитивной вставкой лишней оконной секции, а задними боковыми панелями (в  трех вариантах), ввариваемыми за  сдвижной 236 За рулем 10/2009дверью. Высота крыши тоже на  выбор: от  пола до  потолка 1350 или 1760  мм. Соответственно и  объем «микрофуры»  – от  4,65 до  6,49  куба при  грузоподъемности от  930 до  1150  кг. Только у длиннобазной модификации нет варианта с высокой крышей. Полукапотная компоновка малотоннажных «мерседесов» не  только удобна для водителя, но  и работает на  пассивную безопасность при фронтальном столкновении. А  еще стойки ветрового стекла толстые, в  сечении – под 100 мм! С такими «стропилами» надо очень постараться, чтобы сложить крышу домиком. Расплачиваться за жесткость кузова приходится некоторым ухудшением обзора.Удобно устроиться за  рулем помогла регулировка колонки по  углу наклона и  высоте (на  старом «Вито» ее в  базе не было), а также регулируемое в двух направлениях сиденье. Стенка, отделяющая грузовой отсек от кабины, отштампована с  выемками глубиной 200  мм под наклон спинки. Сиденье пассажиров можно назвать двухместным лишь с  большой натяжкой  – среднему седоку заметно мешает панель приборов. Кстати, она хотя и сделана из жесткой пластмассы, но отлично подогнана, не трясется и совершенно не скрипит в движении. Не  очень удобной показалась педаль сцепления – нога в голеностопе согнута больше, чем в легковом автомобиле. Впрочем, к  этому довольно быстро ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ VITO 109 CDIпривык, да  и на соседствующей с педалью площадке нога отдыхает.ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА У «Вито» две модели дизелей: рядная «четверка» и  V6 с  необычным (72  градуса) углом развала блока  – в  угоду компактности. Эти  же моторы стоят и на Е-классе, и на более крупных фургонах «Мерседес-Бенц Спринтер». Двигатель ОМ 642 – V6, объемом 2,98 л, самый мощный дизель для «Вито»: развивает 204  л.с. при  3800  об/мин и  крутящий момент 440  Н·м. Мощнее только бензиновый мотор объемом 3,49  л: 258 л.с. и 340 Н·м. У «четверок» ОМ 646 несколько вариантов настройки мощности, для «Вито» выбраны 95, 116 и  150  л.с. По  западным меркам вполне заурядные для дизеля характеристики, но ведь рабочий объем – всего-то 2,15 л! Однако даже с  самым слабым, 95-сильным дизелем машина далеко не  «тупая». По  трассе легко идет под  140  км/ч, и  чувствуется, что в  таком режиме двигатель способен работать часами. Для  напористого разгона достаточно держать 1400–3000  об/мин, то есть не пускать фургон внатяг. То,  что пустая машина легко трогается на  второй передаче даже в  небольшой подъем,  – заслуга не  только тяговитого дизеля, но  и  подбора чисел в  трансмиссии. В  базовой комплек-тации все 4-цилиндровые дизели работают с  6-ступенчатой механической коробкой передач, а V-образные – с 5-ступенчатыми  АКП. В  механике пятая передача  – прямая, а  шестая  – повышающая, но в движении порой хочется найти и седьмую… Таких коробок для «Вито», конечно, нет, но есть несколько вариантов главной передачи: от  3,73 для самого слабого мотора до 2,92 для мощного V-образного дизеля. В  Россию «Вито» идут в  исполнении Евро III, а для Европы, где «свирепствует» Евро  IV, вместо электромагнитных установлены быстродействующие пьезофорсунки и сажевые фильтры. Насыщенность электроникой сказалась и  на  сервисном обслуживании: масло в  моторе меняют в  зависимости от  интенсивности эксплуатации – рекомендации выводятся на дисплей, но в среднем выходит раз в 30 тысяч км. Несмотря на  высокую скорость, средний расход топлива в нашей поездке составил 9,0–9,1 л на сотню, что вполне соответствует заявленным цифрам. В  дороге как-то пришлось тормозить «в пол» – с поперечного направления неосмотрительно выползал грузовик. Оказалось, тормоза очень внятные, с  минимально возможным свободным ходом и небольшим усилием на педали. Подвеска и  шины «Вито» не  только легко проглатывают мелкие неров-Mercedes-Benz Vito 109 CDIОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4993 ширина 1901 высота 1902 база 3200 Грузовое отделение: длина/высота 2667/1350 объем, м³ 5,19 Полная масса, кг 2770 Полезная нагрузка, кг 980 Снаряженная масса, кг 2535 Максимальная скорость, км/ч 157 Топливо/запас топлива, л ДТ/75 Расход топлива, л/100 км: загородный цикл 7,3 городской цикл 11,7 смешанный цикл 8,9 ДВИГАТЕЛЬ: ТД, Р4, 16 клапанов, 2,15 л, 70 кВт/95 л.с. при 3800 об/мин, 250 Н·м при 1400–2600 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М6. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – типа «Мак-Ферсон»/независимая пружинная, тормоза – дисковые, спереди вентилируемые. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯности, но еще и совершенно нечувствительны к  колейности! Был момент, когда водитель фуры неожиданным маневром вынудил меня на скорости за сотню влететь в  колею глубиной около 30  мм. Фургон ее даже не почувствовал и стрелой прошел по опасному месту. Уже потом на  спокойных, но  не  менее продавО существовании пассажирской модификации («Виано») напоминает ступенька за сдвижной дверью.238 За рулем 10/2009 ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ VITO 109 CDIКабина хотя и трехместная, но среднему пассажиру будет тесновато – ногам мешает приборная панель.ленных участках дороги сознательно заходил в  колею  – оснований для беспокойства не  возникало. Отчасти объясняют такое похвальное поведение независимые подвески спереди и  сзади. Причем в  бюджетной версии фургона вся подвеска пружинная, а  для микроавтобуса можно заказать заднюю на пневмоподушках. Интересно, что передняя и  задняя подвески, двигатель и редуктор ведущего моста смонтированы на  отдельных подрамниках, а  те через резиновые подушки крепятся к  кузову. Потому шум и вибрации едва пробиваются в кабину, но чувство руля остается четким. При  базе 3200  мм радиус поворота по наружному габариту – всего 5,9 м! Как у  «Жигулей», только у  тех база  – 2424 мм. Кстати, одной из причин отка240 За рулем 10/2009за от  переднего привода для семейства грузовиков из Витории немцы называли вибрации, передаваемые на руль. Конечно, на руле современного «Вито» вибраций нет ив помине, но все-таки фирмачи, скорее всего, немного лукавят: передним приводом пожертвовали ради унификации с Е-классом, тем самым снизив себестоимость грузовика. А  возможные погрешности в  управляемости на  мокрой или заснеженной дороге доверили устранять электронным системам: ABS, ESP и прочим. Здесь они мастера!СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ «Вито» порадовал довольно низкой погрузочной высотой в 560 мм, по этому показателю он сопоставим с  переднеприводными одноклассниками. В  этом тоже заслуга независимой подвески – с нераз-резной балкой получить такую сложнее. В длиннобазную модификацию вмещается три европоддона  – отличный результат для однотонного грузовичка. Поверх стальных панелей пола настелена фанера, и уже на нее наклеено пластиковое покрытие. На полу не только петли-антапки для строп крепления груза, но еще и алюминиевые рейки для крепления сидений. На всякий, видимо, случай оставили и отверстия в  крыше для релингов багажника, только закрыли их заглушками. Наименее подготовлены к перевозкам грузов стенки фургона  – они укрыты панелями из  оргалита только по  несуществующий пояс остекления. Если новый автомобиль сразу отправить в  работу, очень скоро груз набьет шишек на боковинах кузова. Ржавчина на  поврежденных поверхностях появится много позже  – кузов полностью оцинкован. В Европе «Вито» используют на перевозках мелких партий грузов, есть даже рефрижераторы. Довольно часто фургоны переоборудуют под передвижные мастерские для связистов, строителей и сантехников. У  нас пока мало кому по  карману возить лестницу-стремянку или мешки с  цементом на  «Мерседесе» за  25  тысяч евро, но можно сделать на основе фургона пассажирскую машину с VIP-салоном, максимально используя тот потенциал, который заложили в  «Вито» немецкие инженеры.