ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯУзнает по «походке»Система автоматического контроля давления воздуха в шинах (TPMS – Tire Pressure Monitoring System) с 2012 года станет обязательной на всех европейских автомобилях. Вещь, безусловно, по-Новая система работает в «сотрудничестве» с ABS, узнавая каждое колесо по «походке» – изменению скорости вращения.лезная, но есть одно неудобство: если вы приобрели колесо с установленным датчиком, то необходимо его «прописать» – каким-то образом сообщить системе, где именно колесо установлено. Процедура непростая, пониманию рядового владельца авто недоступная (по крайней мере, так считают европейцы). Разработка компании Johnson Controls, показанная во Франкфурте, делает замену шин с датчиком TPMS столь же простой, как и обычных. Запатентованная фирмой программа с началом движения авто зафиксирует замену того или иного колеса на основе анализа сигналов от ABS или ESP (антиблокировочной системой оснащают теперь практически все автомобили) и автоматически зарегистрирует новый датчик. Фиксирование новичка произойдет уже после двух-трех минут поездки. Надо заметить, в устройстве лишь одна приемная антенна. Она интегрирована в электронный блок, так что дополнительной проводки к колесным нишам не требуется. Кроме того, программа сохраняет метки четырех колес в памяти, что делает излишним «обучающий» выезд после очередной замены, например, летнего комплекта зимним. Новая система чувствительна к изменению давления величиной от 0,07 бар. Батарейки в датчиках служат целых девять лет.В лучезарное будущееЧасы (нет, пожалуй, все-таки годы) галогеновых и даже ксеноновых ламп в фарах сочтены, в один голос утверждают специалисты. Совсем скоро их место займут матрицы из сверхъярких светодиодов (LED), способные обеспечить достаточное освещение. А уж о сроке службы и говорить нечего – он на порядки больше! Даже самый мощный светодиод, если он один, слабоват для головной фары, вот и приходится устанавливать набор из восьми LED. Однако недостаток обернулся достоинством: общий световой поток в этом случае можно разбить на восемь лучей и каждым управлять отдельно. Эту задачу решает новый контроллер, придуманный специалистами концерна «Континенталь». Для перехода с ближнего света на дальний, создания оптимального светораспределения, подходящего к каждому конкретному случаю (например, в городе на перекрестке, на шоссе в повороте и т. д.), уже не нужна сложная механика с подвижными лампами или шторками. Все делает специальный контроллер, связанный единой цифровой сетью с главным процессором. Обрабатывая данные о скорости, погоде, угле поворота руля, новый прибор задает нужную интенсивность каждому из восьми лучей, формируя оптимальную освещенность дороги. Блок управления размещен не в самой фаре, а под капотом, и это разумно, ведь фара – первый кандидат на замену в случае ДТП.194 За рулем 10/2009Пока контроллер справляется с восемью лучами, но будущее – за мультилучевыми матричными фарами.Новая система появится на автомобилях двух (пока не названных) европейских производителей уже в 2011 году. А в лучезарном будущем нас ожидает фара, «набранная» из множества индивидуально управляемых источников света, способная «нарисовать» на ночном асфальте, например, стрелку навигатора или по команде радара выхватить из тьмы пешехода. ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯСенсация надуваетсяПока другие изготовители шин погрязли в мелочах, пытаясь хоть в чем-то улучшить традиционные покрышки, корейская «Кумхо» изготовилась к революционному прорыву. В недавно представленном ею полноприводном концепт-каре «Фортис» на электрическом ходу много инноваций самого разного плана, но чуть ли не главная – шины. Старые тоже пригодились – из них сделаны бамперы, двери, капот, крылья… А вот новые, те, что на колесах, и по конструкции, и по внешнему виду радикально отличаются от всех ранее виденных! Извечное противоречие между требованиями к проходимости и шоссейным качествам разрешили весьма необычно. Покрышки превратили в этакий трансформер: когда надо преодолеть непреодолимое, из резинового протектора вырастают стальные пластины-грунтозацепы, на хорошей же летней дороге они прячутся – и по шоссе «Фортис» катится на мягкой резине. Превращение происходит бла-Дизайнеры придали концепту «Фортис» грозный вид.Конструкция универсальной шины настолько сложна, что возникают сомнения в ее жизненности.На правах рекламыгодаря скрытым в толще протектора полостям, в которые можно закачивать воздух. Раздуваясь, протектор приподнимается над грунтозацепами, которые остаются на месте, поскольку жестко укреплены на внутренней стальной оболочке. А по бездорожью машина едет практически на ободах (они, разумеется, особой конструкции) и грунтозацепах. Боковины же заполнены не воздухом, а пенополиуретаном, что и придает им эластичность. Столь же революционна концепция подвески. За каждое колесо отвечает персональный узел, включающий в себя ступицу, тормоз, блок рекуперации, рычаги, пружину, амортизатор и вал привода. Его можно заменить новым (или иначе настроенным), освободив один-единственный замок, которым подвеска крепится к кузову. А менять, вероятно, придется часто: с четырьмя электромоторами по 100 л.с. каждый да на столь жестких шинах «Фортис» вряд ли ее пощадит. Если, конечно, когданибудь появится на дорогах… ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯАудиосистема... в глушителеФирма «Эберспехер», до сих пор известная глушителями да автономными отопителями, неожиданно занялась усилителями и динамиками. Правда, устанавливать последние предлагается отнюдь не в салоне машины. Какой звук должен издавать крутой автомобиль? Если спросить владельца, в ответ услышите: конечно, грозный и громкий! Противоположного мнения придерживаются жители, которые хотят видеть сны, а не вскакивать с постели при каждом появлении амбициозного соседа. А вот пешеходы желают, чтобы машина не подкрадывалась неслышно (как гибриды и электромобили). Ублажить всех удалось с помощью новой системы Active Sound – она способна заставить дизель звучать, как бензиновый мотор, сделать выхлоп совсем тихим, умиротворяюще нежным или же по-спортивному агрессивным. Теоретически суть изобретения проста: в глушителе монтируют динамик и микрофон. Если необходимо приглушить звук, процессор обрабатывает сигнал и подает его на громкоговоритель в противофазе, так что результирующий уровень шума снижается на порядок (на 20 дБ). А можно заставить машину реветь раз в десять громче – синтезировать голос любимого «зверя», чем превратить, например, скромницу «Ладу» в мачо «Феррари». Сложность для разработчиков состояла в том, чтобы динамики и микрофоны выдерживали влажность, вибрацию и перепад температур от –30 до +700ºС. Справившись с этой задачей, они открыли изобретению путь в серию, о чем свидетельствуют снимки системы Active Sound, установленной в «Ауди». Новинка обрадует не только фанатов автозвука. Благодаря ей удалось на 40% уменьшить массу глушителей и на 150 мбар – создаваемое ими противодавление. А это уже серьезно!На правах рекламыНа этом автомобиле вместо основных глушителей установлены сферические камеры с динамиками, изменяющие или приглушающие звук выхлопа. Схематически устройство и работа системы Active Sound выглядят так.198 За рулем 10/2009