294
295
296
298
300
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГАЗ-М415Достижение народного хозяйстваПолные социалистического пафоса фильмы о пастухах и свинарках, ученых и военных, достижениях в промышленности и сельском хозяйстве... Вжиться во времена, когда пикап на базе знаменитой «эмки» был новым, пытался Сергей Канунников. В фокусе объектива фотокамеры машину держал Александр Кульнев.СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ Забор, у  которого стареющий и  дряхлеющий пикап простоял много лет, разделил жизнь машины на «до» и «после». Но  произошло чудо: ей, превратившейся, по  сути, в  металлолом, дали новую жизнь. Как все долго пожившие, пикапчик лучше всего помнит годы молодые. «Мы перегнали главные капиталистические страны в  смысле темпов производства и  темпов развития промышленности...» Слова из  доклада «отца народов» на  съезде ВКП(б) в  мар294 За рулем 10/2009те 1939  года столь  же бессмысленны, сколь и  лицемерны: «темпы» не  принесли победы над тотальным дефицитом на  товары и  продукты. А  тогда изречение процитировали даже в  знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище» – первом подобном издании «страны победившего социализма». Но  изобилие на  столах, о  котором так проникновенно вещали авторы, надо сначала где-то вырастить. О «где» и «как» в  книге не  распространялись, фотографий деревень, в  отличие от  гигантских пищевых комбинатов, не приводи-ли, об оснащенности села техникой помалкивали. Но на устах у всех понятия «индустрия» и  «механизация» (для  демонстрации успехов первой в  1939-м открыли экспозицию на  Фрунзенской набережной Москвы, второй теме посвящен павильон на  грандиозной сельскохозяйственной выставке). В  первую очередь для колхозов и совхозов в 1939м запустили в  производство пикап на базе ГАЗ-М1 – единственного в стране массового легкового автомобиля. Пикап ГАЗ-М415 сделан явно по  американскому образцу. Фермеров ТРУЖЕНИК ПОЛЕЙПикап ГАЗ-М415  – грузовой вариант ГАЗ-М1. Выпускали с 1939 по 1941 год. Мотор развивал 50  л.с. при  2800 об/мин, коробка передач  – трехступенчатая, грузоподъемность  – 400  кг. На  базе модернизированного седана ГАЗ-11-73 1940  года с  6-цилиндровым двигателем построили прототипы: ГАЗ-11-415 и полноприводный ГАЗ-61-415. В  1941-м выпустили небольшую партию полноприводных пикапов ГАЗ-61-417 с упрощенным кузовом.Впрочем, по меркам 1939-го да с учетом развития советского автопрома пикап ГАЗ-М415 очень даже неплох: комфортнее полуторки, динамичен почти как «эмка». Громкие лозунги и  бравурные песни, веселые фильмы о счастливой жизни. Правда, в  них очень редко показывали деревню. Вспоминаются разве что «Свинарка и пастух» и «Трактористы». Впрочем, последний  – скорее «механизировано-оборонный», нежелидеревенский. В  иных картинах деревня представала дачей, как в  «Сердцах четырех», или сюжет закручивался вокруг исхода люда из деревни в большой промышленный город. Так, девушка Таня стала даже депутатом Верховного Совета, а  в  светлое будущее она полетела (буквально!) на  открытом ГАЗ11-40  – дальнем родственнике нашего пикапа. Последний, конечно, много скромнее фаэтона, поэтому отправимся туда, где наш герой провел молодость.(читай: кулаков) в СССР, правда, к концу 1930-х извели. Зато набирала силу рабоче-крестьянская армия, которой, как и  колхозникам, всякий автомобиль был впору, тем более грузовой. В  кузове можно везти 400  кг (кто их считает?) или шестерых нетолстых работяг. Да ис чего им толстеть-то!.. Поразительно, как эту большую машину умудрились сделать такой тесной! Мало того, что диван (громко сказано!) притиснут к  рулю, так еще угол между его подушкой и спинкой чуть ли не  острый! Чтобы не  расслаблялись?За рулем 10/2009 295 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГАЗ-М415СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ Местные дороги под Москвой не  сильно отличаются от тех, по которым тряслись 70  лет назад. А  местами напоминают скорее о  1941-м. Большие колеса грузовой «эмки» с  высокими шинами, прочные рессоры позволяют отрываться от машин поновее. Сломать чтото в  древнем пикапе трудно, дорожный просвет – 210 мм. Ау, современные «вседорожники»! Но  порой перед ямами все  же приходится тормозить. Получается не  очень! То,  что тормоза механические,  – полбеды, на  нашем пикапе они совсем слабенькие. Посему стараюсь объезжать ямы, упражняясь в рулении. Немного похоже на  баркас: несколько оборотов влево – пикап неторопливо поплыл к противоположной обочине. Штурвал в  обратную сторону  – дрейфуем на  свою полосу. Хорошо, чтона второй передаче можно ехать совсем «шепотом», а  при определенном навыке – и трогаться на ней без особого труда. Нижнеклапанник мощностью всегото 50 л.с. (при объеме 3 литра с четвертью!), порыкивая, тащит машину не быстро, но  настойчиво. Кстати, передачи переключаются необычно легко. Синхронизаторов в  современном понимании в коробке нет, но краям зубьев шестерен придали особую форму для облегчения перехода с  одной передачи на  другую. Впрочем, двойной выжим сцепления при переключении вверх и  задержка с  прогазовкой при понижении нисколько не помешают. Гидравлические амортизаторы одностороннего действия лучше... чем их отсутствие. Но  как только канавки становятся частыми, «эмочка» входит в резонанс – я подпрыгиваю до по-толка, ноги соскальзывают с  педалей. Говорят, сзади машина в  такие моменты выглядит очень забавно. А  если  бы в  кузове сидели, скажем, доярки с  бидонами? Вот  бы тоже «повеселились»! Зато на  небольшой скорости никаких проселков (по крайней мере, сухих) машина не боится. В отличие от автомобилей, деревни, даже подмосковные, с  конца 1930-х изменились несильно. Дом, где был сельсовет, может, и подкрашивали, а вот коровники совсем забросили за  ненадобностью. Примерно в  таком пейзаже «газик» и  провел молодость: чихал от  пыли в  полях, форсировал сезонную грязь, пробивался через сугробы. Возил овощи или молоко, а  может, мясо, которое отправляли, скажем, в Москву – на комбинат имени Микояна. Или в Баку – на тот, что имени Берии.Справа от спидометра – циферблат, в котором собраны указатели уровня топлива и температуры, амперметр. История совершила виток: вновь в моде такие, скомпонованные воедино приборы. Поездивший в «эмке» к определению «тесноват», если речь о любом современном автомобиле, отнесется с иронией. Под местом водителя – аккумулятор.296 За рулем 10/2009 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГАЗ-М415ТРУД И КРАСНАЯ ЗВЕЗДА Вождь провозгласил: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». По  сравнению с 1913-м годом производство всего и вся (особенно того, что не  производили вовсе) выросло во много раз. Разоблачили, кажется, всех врагов народа. А 18 сентября 1939-го в совместном коммюнике советских и  германских войск сформулировали задачу: «...восстановить в Польше порядок и спокойствие, нарушенные распадом Польского государства...». Ну а уж финнов-то победим быстро! На  Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, впоследствии ВДНХ) в павильоне «Механизация» красуется «эмка», которая «на  солнце кре-мовая, а  с  наступлением темноты светится изумрудным». В  СССР началось регулярное телевещание (пробное – еще в  1937-м). Пока в  стране, правда, всего около 100  приемников, в  основном в  клубах и  «очень некоторых» квартирах. А  пикап вкалывает где-то в  колхозе, и, как сказал поэт, его «труд вливается в труд моей республики». Редкий автомобиль, пойдя-таки «в  яростный поход», дожил до  конца Великой Отечественной: подбитые, порой просто оставшиеся без бензина машины бросали в  придорожных канавах. Этому ГАЗ-М415 посчастливилось: помогал восстанавливать страну, потом попал к  частнику, а  в  кон-це концов оказался под забором. Там и скончался бы тихо, не попади вовремя в золотые руки реставраторов... Стоит остановиться в людном месте – вокруг «эмки» собирается публика и  принимается строить самые невероятные предположения о  происхождении машины. Для  молодых даже такой, не старый в масштабах истории аппарат  – динозавр. Вот и  быль, которую машина рассказывает, комуто, вероятно, тоже покажется мифом древнего мира. Редакция благодарит мастерскую Евгения ШАМАНСКОГО за предоставленный автомобиль.298 За рулем 10/2009 № 1 02009 · С АПРЕЛЯ1928 ГОД А940 - йГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Петр Меньших EDITOR-IN-CHIEF Peter S. Menshikh ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Вячеслав Субботин, Антон Чуйкин ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ Максим Юрченко ШЕФ ПО ТЕКСТУ Владимир Аркуша СОВЕТНИКИ Марк Тилевич, Норберт Хоббхан ИСПЫТАНИЯ, НОВИНКИ ТЕХНИКИ Сергей Канунников (зав. отд.), Денис Арутюнян, Сергей Воскресенский, Михаил Гзовский, Сергей Клочков, Сергей Мишин, Максим Сачков (зав. отд.), Дмитрий Федоров ЭКСПЕРТИЗА, СПЕЦПРОЕКТЫ Михаил Колодочкин (зав. отд.), Алексей Воробьев-Обухов АВТОРЫНОК Евгений Борисенков (зав. отд.), Максим Гомянин, Павел Леонов, Максим Приходько, Игорь Теременко ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Андрей Сидоров (зав. отд.), Геннадий Емелькин, Игорь Козлов, Эдуард Коноп БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРАВО Игорь Моржаретто (зав. отд.), Сергей Смирнов (юрист), тел. (495) 608-30-27 СПОРТ И ТЮНИНГ Вадим Крючков (зав. отд.), Сергей Зиновьев, Вадим Никишев МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ Владимир Соловьев (зав. отд.), Сергей Баландюк ОФОРМЛЕНИЕ Владислав Крупчинский (главный художник), Олег Воеводов, Олег Юрков, Ольга Кладовикова, Ольга Джишкариани; Александр Батыру, Александр Кульнев, Георгий Садков, Константин Якубов, Евгений Ветохин РЕКЛАМНОЕ БЮРО «ЗА РУЛЕМ» Степан Кузьменко (директор), Александр Мухин, тел. (495) 363-47-27 ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ Семен Шадрин (495) 737-89-93 РЕАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛА Евгений Теременко, Геннадий Алидин тел. (499) 267-30-65, 261-71-81 Формат 207×270 мм Отпечатано в типографии ILTE (Италия) Выходит один раз в месяц ТИРАЖ 460 000 экз. Сертифицирован Национальной тиражной службой УЧРЕДИТЕЛЬ ОАО «За рулем» ИЗДАТЕЛЬ ООО «Издательство «За рулем» ДИРЕКТОР Алексей Васин Адрес: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, тел. 607-27-33, факс 737-43-07 E-mail: [email protected], веб-сервер: http://www.zr.ru 107045 Russia, Moscow, Seliverstov lane 10 Editorial office Western Europe Norbert Hobbhahn Tel. 089/859 8782 Fax 089/859 8784 Hofmarkstr. 30, 82152 Planegg, Germany Журнал зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Рег. № 0110728 Материалы, опубликованные в журнале, собственность ООО «Издательство «За рулем». Их перепечатка допускается только с разрешения ООО «Издательство «За рулем». Материалы под рубрикой «Рекламная публикация» печатаются на правах рекламы. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах. Подписка на журнал в отделениях связи СНГ. Цена экземпляра по каталогам Роспечати «Газеты, журналы» – 42 рубля, МАП «Почта России» – от 38 до 62 руб., розничная цена – свободная. Подписной индекс издания у Роспечати на полгода 70321, на год 72390, МАП на полгода 99122. © «За рулем», 2009В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ:Альтернатива для высшего классаДовольно неожиданно представительский класс стал лидером по части использования альтернативных силовых установок. В большом тесте ЗР «семерка» БМВ с бензиновым мотором противостоит двум гибридам – «Мерседес-Бенцу» S-класса и «Лексусу-LS 600h».Плюс-минус стабилизаторРоссийскому бестселлеру «Рено-Логан» модернизировали ходовую часть. Как это повлияло на управляемость, выяснили испытатели ЗР.Товар – лицом. А лица разныеЧтобы подогреть интерес к своим автомобилям, одни компании, подобно «Ситроену», пытаются поразить покупателей броским дизайном машин, другие сулят рекордную экономичность и «нулевой выхлоп». Различные подходы воплощены в новинках Франкфуртского салона.На хитрый радар...непременно отыщется детектор. Эксперты ЗР проверили два десятка приборов, предупреждающих водителей о контроле за скоростью их машин.300 За рулем 10/2009