86
88
90
92
АВТОМОБИЛИИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIСила токаГибриды наступают, отвоевывают и расширяют свою нишу в мировом автопроме. В прогнозах скорой и безоговорочной победы «зеленых» автомобилей над обычными усомнился Андрей Сидоров, поездив на «Тойоте-Приус II».ПЕСНЬ ЯПОНСКОГО ГОСТЯ Хороший аппетит радует разве что родителей подрастающего малыша: больше ест  – быстрее растет. Владельцу машины ее прожорливость  – как соль на  рану! Со  времени появления первого автомобиля его топливная экономичность улучшилась в  несколько раз, однако пытливым умам все нет покоя: а  нельзя  ли убавить еще немного? Эталон минимального расхода  – вечный двигатель, жаль, создать его никому не удалось. Однако вспомним Ньютона. Многоуважаемый англичанин еще 300  лет на86За рулем 10/2009зад выяснил, что автомобиль способен сколь угодно долго двигаться равномерно и прямолинейно, не расходуя ни капли бензина, если ему ничто не  мешает. Только так не бывает. Дорога не космос: здесь и  сопротивление воздуха, и  трение шин о дорогу, и потери в трансмиссии. А борется с «силами зла» двигатель. И хорошо бы сделать эту борьбу максимально эффективной. Ведь даже «квадратным» «Жигулям» с  их «це-иксом» 0,45 нужно всего-то восемь «лошадок», чтобы ехать со скоростью 60 км/ч. Или,  как нетрудно подсчитать, 3  л бензина на сотню! Но мы-то знаем, что в го-роде и  в  10  л уложиться непросто. Разница  – дань несовершенству конструкции, организации движения и  беспрестанным разгонам-замедлениям... А  если энергию торможений не  рассеивать попусту, а  накапливать для последующих разгонов? Примерно так работает силовая установка «Тойоты -Приус» (см.  ЗР, 2009, № 8). И пусть в России перспективы официальных продаж «Приуса» туманны, купить его все же можно – серые дилеры привезут под заказ. Только надо знать точно, будет ли покупка оправданной. Сколько экономишь при эксплуатации гибрида?ЛОШАДИНЫЕ ВАТТЫ Новенький «Приус  II» прослужил в  редакции два месяца и  пробежал около 6 тыс. км. Не хватит, чтобы подготовить исчерпывающий отчет о машине, но достаточно, чтобы понять преимущества гибридов. Уточним: «Приус» ездит на  бензине. В  нем никакого другого источни- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIВсе в лучших традициях «Тойоты» – сдержанная красота и удобство до мелочей. Если козырек опустить до конца, плафон гаснет.Алгоритм управления трансмиссией поначалу казался нелогичным: D – вниз, R – вверх, однако очень скоро оценил удобство – и D, и В (режим торможения двигателем) включаются естественным движением «падающей» руки. Экологичность – во всем! Поскольку курить вредно, штатная пепельница в салоне не предусмотрена.ка энергии, кроме двигателя внутреннего сгорания, нет. Зато есть аккумулятор высокой емкости, который подзаряжается от двигателя, рекуперирует энергию торможений и потом возвращает ее через электромотор на  ведущие колеса. (Ведь никто всерьез не  утверждает, что у велосипеда педальный двигатель.) На  кнопку «старт» отзываются лишь экран дисплея и комбинация приборов. Перевожу джойстик управления трансмиссией в D, отпускаю тормоз – и авто88За рулем 10/2009мобиль совершенно бесшумно растворяется в  потоке. Если не  торопишься и  не  жмешь газ в  пол, машина примерно до  20  км/ч разгоняется на  электротяге и  лишь потом подключается бензиновый мотор. Уши обычно полны городским шумом, и  этот момент легко не  услышать. Режимы работы силового агрегата видны на  дисплее. Поначалу забавляет: видишь, откуда и  куда идет поток мощности и  соответственно деньги, залитые в  бак в  виде бензи-на. Однако это кино быстро надоедает – сюжетов всего четыре: от двигателя к колесам, от колес в аккумулятор и вариации с  электромотором. Приборный щиток тоже не  перегружен информацией  – скорость, остаток бензина в  баке и  одометр. Остальное скажут светящиеся символы, если тот или иной параметр выйдет из нормы. Пожалуй, так правильно: что за  дело пользователю до  оборотов или температуры двигателя, давления масла! Современный авто- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIToyota Prius IIОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4450 ширина 1725 высота 1490 база 2700 дорожный просвет 145 колея спереди/сзади 1510/1480 Радиус поворота, м 5,1 Объем багажника, л 408 Снаряженная масса, кг 1325 Полная масса, кг 1725 Максимальная скорость, км/ч 170 Разгон 0–100 км/ч, с 10,9 Топливо А92–А95 Запас топлива, л 45 Расход топлива, л/100 км: городской цикл 4,2 загородный цикл 3,5 смешанный цикл 3,6 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4,16 клапанов, 1496 см³, 57 кВт/78 л.с. при 5000 об/мин, 115 Н·м при 4200 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, вариатор. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – типа «МакФерсон»/упругая балка; рулевое управление – реечное с электроусилителем, тормоза – дисковые вентилируемые; шины – 195/55R16. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Подвеска бесхитростна, проста в ремонте и весьма комфортабельна. Под блестящей крышкой – охлаждаемый инвертор: он преобразует 500 В генератора в 200 В аккумулятора и обратно. Зачем красивый легкосплавный диск укрыли дешевым пластиком, осталось неразгаданным.мобиль должен решать свои проблемы самостоятельно. Скорость в городе невелика, поэтому аэродинамика кузова  – не  главное. Зато тормозить приходится часто. И вот тогда-то проявляются преимущества гибридов! Само торможение, если оно не  экстренное,  – практически за бесплатно: энергия запасается в  аккумуляторе, а потом используется при разгоне. Особенно приятно видеть показатель мгновенного расхода бензина в пробках: 0,0 л/100 км. Снимешь ногу с педали газа  – двигатель сразу глохнет, а  запускается лишь после достижения некоторой скорости. Свет, радио, кондиционер90За рулем 10/2009и  прочие системы жизнеобеспечения питаются от  аккумулятора. Если запаса энергии уже маловато, компьютер запустит ДВС автоматически. В жарких летних пробках это здорово помогает! Холостая, то есть бесполезная, работа двигателя на «Приусе» исключена. Динамики, которую обеспечивает суммарная мощность электромотора и  бензинового двигателя, вполне хватает для интенсивных разгонов. Десять секунд до  сотни  – показатель, достойный машин с 2-литровыми моторами в полторы сотни лошадиных сил. Годовой налог владелец платит только за 80 бензиновых «лошадей», а реальный расход то-плива в  городе  – примерно 6  л/100  км. Близкий по  эксплуатационным параметрам бензиновый одноклассник с  автоматом или вариатором в этих же режимах едва укладывается в  десятку. Бонус для владельца – ресурс тормозных колодок увеличивается чуть ли не вчетверо, а  для общества  – недостижимо низкие для обычных машин показатели выбросов вредных веществ в пересчете на километр пробега. За  городом на  свободном шоссе экономия не столь впечатляющая. Здесь важна аэродинамика. Немногие конкуренты могут похвастаться Cх  =  0,25. Впрочем, и  экономичный, работаю- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIВодосточные желоба по краям ветрового стекла принесены в жертву аэродинамике. Под полом багажника – второе дно с ящиком, под ним докатка, а спереди высоковольтная батарея.щий по  циклу Миллера-Аткинсона мотор вносит свою лепту. Дело в  том, что подобные двигатели эффективны только в  довольно узком диапазоне оборотов, где минимальны насосные потери. (Впускной клапан закрывается значительно позже, часть смеси вытесняется назад, во впускной коллектор, тем самым уменьшая разрежение в нем, и расходуется в  другом цилиндре. Поэтому дроссель можно держать более открытым.) Но,  имея в  помощниках электромотор и  вариатор, посредственную динамику двигателю можно простить. Загородный расход при довольно быстрой (временами под 140 км/ч) езде крутится возле тех же 5 л. Если ехать максимально экономно, можно втиснуться в 3,5 л!92За рулем 10/2009Еще интересная деталь: на  полностью заряженной батарее удается проехать на электротяге около 2 км по шоссе. Если кончился бензин, можно попытаться дотянуть до заправки. Что  же, технические характеристики «Приуса» впечатляют. Но  вернемся к вопросу об экономической целесообразности такой покупки  – щелкнем костяшками на  счетах. Экономия на топливе против чисто бензинового автомобиля: в городе – 5 л на сотню, на  шоссе  – всего пара-тройка. Пусть в  среднем будет 4  л. Цена автомобиля в  России пока не  определена  – «Приус  II» не  продавали и  уже не  выпускают, а «Приус III» еще не продают. Но  «Тойота-Королла», довольно близ-кая по  потребительским свойствам и  в  схожей комплектации, стоит около 700  тыс. рублей, а  «Приус III», судя по  пропорциям западноевропейских цен, будет стоить никак не  меньше 900  тыс. На  разницу в  200  тыс. рублей можно купить примерно 9  тыс.  л бензина и проехать на них 120 тыс. км. То  есть несколько лет кататься «бесплатно»! Налоговые льготы на экологически чистые автомобили у нас не ввели. По  истечении ресурса старой батареи бесплатно менять ее на новую, как в  Калифорнии, скорее всего, не  будут. Платить немалые деньги лишь за  то, чтобы удовлетворить интерес к  плодам технического прогресса, – много ли жаждущих найдется?