АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW 760LiВерить, надеяться, любитьОказывается, без этих возвышенных качеств не создать настоящего технического шедевра, каким стал самый мощный БМВ седьмой серии – 12-цилиндровый. Романтикой инженерии проникся Михаил Гзовский. Фото БМВ.Первые 12-цилиндровые моторы БМВ появились еще в 20-е годы прошлого века. С их помощью молодая баварская компания, только закрепившая за собой название Bayerische Motoren Werke, взмыла к успеху. Моторы отличала высокая надежность – пожалуй, самая важная характеристика, ведь те 12-цилиндровые устанавливали на самолеты. В частности, на гидроплан Dornier Wal, совершивший рекордный перелет через Атлантику в 1930 году. Спустя восемь десятилетий и я ощутил чувство полета на борту БМВ760Li. Сел за руль – доводчики системы Soft-Close-Automatik заботливо втянули массивные двери в проемы, экран штатного навигатора приветственно замерцал логотипом БМВ – добро пожаловать в мир наппы, алькантары и орехового дерева! Автомобиль едва заметно вздрогнул в момент пуска мотора, и мы по-летели. Сначала осторожно, привыкая друг к другу. Потом все выше, благо машина самоуверенна и надежна. Здесь, на лояльном к гонщикам немецком автобане, «семерка» хозяйничает безоговорочно. Молниеносный, но плавный разгон менее чем за пять секунд до сотни – только начало. Пара стремительных ускорений под жесткий и напористый, как немецкая речь, голос мотора – и мы с коллегой задались риторическим вопросом: сколько выжмет 760Li, если снять ограничитель максимальной скорости в 250 км/ч?! Ведь со 170 км/ч «семерка» ускоряется так, что тело вжимает в спинку! Пора сбрасывать темп – «легенда» уводит на живописную деревенскую дорожку. Стоит отпустить педаль газа, как звук мотора теряется гдето по пути от подкапотного пространства до хитросплетения выпускных труб. Теперь мы уже не летим – плывем по дороге в абсолютной тишине. Впро-чем, назвать это штилем нельзя – 760Li остается верна философии БМВ: подвеска не убаюкивает мягкостью, а работает плотно. Это означает, что стоит боссу с заднего дивана отдать команду – и машина бросится глотать повороты, словно изголодавшийся школьник гамбургеры. Как столь противоречивые черты характера уживаются в одном автомобиле? Во-первых, благодаря пневмоподвеске Dynamic Damping Control и чувствительному к изменению скорости усилителю руля Servotronic, которые входят в базовое оборудование 760Li. Во-вторых, силами двигателя и трансмиссии. Инженеры знают: V12 с углом развала цилиндров 60º наиболее близок к оптимуму по вибронагруженности. Хорошие «природные данные» мотористы БМВ дополнили алюминиевыми поршнями со стальным покрытием, коваными коленчатым валом и шатуна-118 За рулем 10/2009 Самую шикарную «семерку» безошибочно узнаешь по хромированным повторителям поворотов на боках и паре сдвоенных выхлопных труб.ми. Прекрасно уравновешенный двигатель на холостом ходу выдает себя лишь стрелкой тахометра – ни вибраций, ни шумов! Небольшой угол развала позволил разместить на внешних сторонах блоков цилиндров два турбокомпрессора с высоким КПД компрессора и турбины. В моторе применили непосредственный впрыск бензина и подняли степень сжатия, подвергли ревизии ка-талитические нейтрализаторы, улучшили пропускную способность выпуска. Заслонками отработавших газов в районе дополнительного глушителя управляет электроника, моделирующая акустику двигателя. Именно заслонки отвечают на разгоне за тот самый, не сравнимый ни с чем звук дюжины цилиндров БМВ! И все же силовой агрегат – лишь часть шедевра. В «семьсот шестидеся-той» дебютировала первая у БМВ 8-ступенчатая автоматическая коробка. Любопытна история ее создания. Оказывается, даже гранды не гнушаются обращаться к сторонним специалистам за советом. В данном случае фирма привлекла лучшие умы высших учебных заведений Германии. Им поручили создать методику выявления преимуществ и недостатков различных вариантов планетарных коробок передач.Контроллер iDrive на подлокотнике второго ряда заведует мультимедийной системой и климатом в салоне. Задние места шикарного салона длиннобазной версии: электроприводы помогут пассажирам принять полулежачую позу, а также отодвинуть и переднее пассажирское кресло. За рулем 10/2009 119 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW 760Li ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯС 1987 года 12 цилиндров неизменно венчают линейку седьмой серии. Двадцать с лишним лет назад БМВ-750i стал первым немецким послевоенным седаном с V12 под капотом. Тогда «семерке» хватало 450 ньютонов и 299 сил. Новый мотор существенно превосходит даже предшественника образца 2005 года, не говоря уже о «первенце». Крутящий момент вырос на 150 Н·м и достижим уже с 1500 об/мин (ранее пик приходился на 2800 об/мин). Мощность тоже нарастает быстрее, и уже при 5250 об/мин двигатель выдает максимальные 544 л.с. (против 445 л.с. при 6000 об/мин). Модель Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Объем багажника (VDA), л Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Средний расход топлива, л/100 км Двигатель Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние и задние Размер шин BMW 760i 760Li5072 5212 1902 1902 1473 1484 3070 3210 1611/1650 2105 2175 2695 2765 500 4,6 250 А95/82 12,9 13,0Восьмиступенчатая коробка передач вписывается в концепцию EfficientDynamics: она позволяет экономить до 6% топлива в сравнении с прежней шестиступенчатой благодаря высокому (более 98%) коэффициенту зацепления шестерен и минимальным потерям на трение. До конца года мы увидим эту трансмиссию с 8-цилиндровым мотором на гибридном БМВ седьмой серии.В 12-цилиндровом моторе технология TwinPower Turbo применена впервые. Агрегаты наддува расположены таким образом, что длина трубных соединений между выпускным коллектором и компрессорами минимальна. В сочетании с усовершенствованным охладителем наддувочного воздуха это обеспечивает моментальный отклик двигателя на педаль акселератора.спереди продольно V12 48 5972 10 400/544 5250 750 1500–5000 заднеприводная А8 независимая на двойных рычагах независимая многорычажная пневматическая реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые 245/45R19BMW 760Li – сплав высокого ездового потенциала, уровня комфорта в «пять звезд» с одними из лучших в классе показателей экономичности.Задачу поставили так: конструкция и количество передач не важны, главное – небольшая масса, компактность и высокий КПД. Так родилась новая 8-ступенчатая трансмиссия, на все сто реализующая потенциал V12. Диапазон передаточных чисел стал шире – и уже можешь ехать на более низких оборотах и переходить на повышенную передачу раньше. Отсюда и акустический комфорт, и экономия топлива. Еще один плюс – в простоте конструк120 За рулем 10/2009ции: количество сцеплений в трансмиссии не увеличилось по сравнению с 6-ступенчатой коробкой, которая позволяет прыгать даже с восьмой на первую с минимальными потерями времени. Расставание с машиной прошло торжественно: у дверей музея БМВ в Мюнхене. Конечно, я не преминул посетить культовое место – и среди лощеных экспонатов наткнулся на диковинную кинетическую скульптуру. Подвешенные к потолку на тончайшихнитях 714 шариков парят в пространстве, складываясь в красивейшие причудливые фигуры, а под занавес принимают форму автомобиля. Как поведал сотрудник музея, скульптура символизирует мобильность немецкой компании, ее веру в себя, надежду на нескончаемый прогресс, любовь к своему делу. Только с таким подходом можно создать произведение автомобильного искусства. Ключи от одного из них яс сожалением отдал часом ранее...