Приближали, как могли

Приближали, как могли

Такую сборку еще называют отверточной; процент автоматизации в ней минимален. Изготовленные на «ИжАвто» в июле этого года 80 машин пилотной партии – совсем другое дело. «Пилот» собирался на той самой линии, на которой будет осуществляться массовое производство Kia Spectra. А это значит, что на «ИжАвто» удалось реализовать амбициозный проект по созданию современного сборочного предприятия.

Мы посетили сборочную линию в день ее запуска, чтобы увидеть, в каких условиях будет собираться новая «русская иномарка».

На линии

Первое, что замечаешь на линии сборки, – это высокая степеньупорядоченности всего и вся. Никаких нагромождений оборудования, вокруг сплошной минимализм. Александр Килин, один из мастеров цеха сборки, сообщил, что поиски оптимума продолжаются, а значит, расположение ящиков с деталями и подвесных инструментов еще может измениться. В условиях массового производства каждая секунда, потраченная на поиск отвертки, будет ухудшать показатели.

Но пока что главное не секунды. Сейчас важно, чтобы каждый сборщик отработал выполнение своих операций. «Если надо переделать пять раз, чтобы добиться требуемого качества, будем переделывать», – говорят сборщики. Любой рабочий, принимающий участие в сборке, в случае нарушения технологии может остановить конвейер; для этого вдоль линии на шнурах висят красные ручки с надписью «Stop». Дернул такую, и конвейер под аккомпанемент короткой мелодии останавливается.

За первый день производства пилотной партии три кузова Spectra успели пройти лишь 13 постов из 22, то есть до установки силового агрегата дело так и не дошло.

– У меня у самого есть желание что-нибудь прикрутить, – улыбается начальник цеха сборки Олег Чурбаков. – Но каждый должен заниматься своим делом.

Пока Чурбаков отвечал на наши вопросы, в сборочный цех спустился Александр Евдокимов, директор по качеству. И вот он уже сурово отчитывает технологов и начальника цеха за то, что проглядели нарушение: сборщики работали в кузовах автомобилей в обуви...

Близко к нормативам

Первые три кузова, двигавшиеся по конвейеру в первый день пилотной сборки,были окрашены в белый цвет. Дело в том, что несколько машин сразу с завода должны отправиться на работу (и одновременно на испытания) в ГИБДД Удмуртии, а патрульная символика лучше всего видна на белых машинах.

Окрашивались эти кузова на старом оборудовании – новое не успели отрегулировать. Сварка же осуществлялась и вовсе в Корее. Но Евдокимов уверен, что к началу серийного производства товарные машины станут оснащаться нашими кузовами. По его словам, у первых десяти кузовов, сваренных на «ИжАвто», полностью соответствовало нормативам Kia Motor Company 73 процентов контрольных точек, по которым корейцы оценивают качество сварки. Для второй партии сей показатель составил уже 83 процента. Требуемый уровень соответствия строгим корейским нормативам – 85 процентов «правильных» точек. Директор по качеству не сомневается, что этот уровень будет достигнут. Он, кроме того, заверил нас, что ижевский кузова по качеству будут даже превосходить корейские аналоги.

– Вот смотрите, – показал Александр Евдокимов на зазор между капотом и крылом. – Щель слишком маленькая, и при открывании-закрывании капота может пострадать краска на крыле. На нашем кузове зазор в этом месте будет немного больше. На «ИжАвто» считают, что сравнивать наши и корейские кузова нужно с оговоркой. В Корее за сварку отвечают роботы, в Ижевске процент автоматизации ниже – четыре робота трудятся бок о бок с людьми. Но заводские сварщики стараются не уступать в точности автоматике.

Проверка качества

Все автомобили, собранные на конвейере «ИжАвто», пройдут через несколько испытательных стендов. На первом при помощи лазеров будет проверяться геометрия колес. Дальше – стенд динамических испытаний. Автомобиль загоняется на барабаны, где испытатели совершают разгон до определенной скорости и два типа торможения: спокойное и экстремальное. Третье испытание – на герметичность: несколько минут машину поливают в камере, а затем проверяют, не попала ли вода в салон. Затем ходовая проверка на треке и визуальный осмотр.

Если хотя бы на одном из стендов у тестирующего оборудования возникнут претензии к автомобилю, он отправится на доработку. Благодаря отметкам в карте, сопровождающей автомобиль в ходе его сборки, на «ИжАвто» впервые появилась возможность выявить виновников технологических нарушений. На «ИжАвто» считают, что высокое качество позволит Kia Spectra занять хорошее место в своей нише. К сожалению, точные ценовые границы этой ниши до сих пор неизвестны.

Подпишитесь на «За рулем» в