АВТОМОБИЛЬНОЕ РАЛЛИЧетырнадцать лет назад, когда в нашей стране состоялось первое Всесоюзное ралли, никто не мог предполагать, что новый вид соревнований так быстро и так прочно войдет в спортивную жизнь. А сейчас автоспорт немыслим без многочисленных стартов раллистов. Возьмите любой календарь последних лет, и вы найдете в нем десятки многодневных и однодневных соревнований — летнее и зимнее первенства СССР, традиционные встречи самого различного ранга. Популярность ралли, их быстрое развитие легко объяснить, если вспомнить хотя бы основные условия соревнований. В переводе с английского слово «ралли» означает собрание, слет, сбор, съезд. Таким образом, даже в самом названии отражена массовость этого состязания. Что же касается необходимости подобных слетов и сборов среди автомобилистов, то она совершенно очевидна. Ведь как только человек научился управлять машиной, у него неизбежно возникает желание проверить ее ходовые качества и свое водительское умение. Естественно, что для этой цели лучше всего подходили обычные, что называется, повседневные автомобили и дороги. Быстрые успехи автомобильной промышленности заставили внести коррективы ив условия ралли. Ныне это соревнование превратилось в сложное автомногоборье. Главное здесь — точно соблюдать график движения по трассе. За любое опоздание на пункты контроля времени начисляют штрафные очки. Кроме того, программа ралли насыщена дополнительными состязаниями, в основном так называемыми специальными участками. На этих отрезках дорог, как правило, со сложными поворотами, трудным профилем и покрытием, спортсменам нужно показать максимальные скорости. Ведь каждая секунда — очко. Протяженность специальных участков колеблется от 2 до 120 километров. Они закрываются для встречного движения, но сложность их преодоления от этого не меньше. В ралли участники стартуют через 1 — 2 минуты, и значит на трассе спецучастка одновременно находятся несколько автомобилей, мчащихся один за другим. Здесь от водителя требуется максимальное внимание, высокое мастерство. Как во всяком многоборье, окончательный результат выступления в авторалли складывается из штрафных очков, полученных в дорожных соревнованиях, и очков-секунд, показанных на специальных скоростных участках. Кро ме того, в программу некоторых ралли включают гонки по ипподрому, фигурное вождение и другие испытания, которые также влияют на окончательный результат. Все эти условия и определили популярность ралли. Они способны проверить по большому счету мастерство автомобилистов при вождении машины на самых высоких скоростях, на самых сложных дорогах. Раллисты проводят за рулем многие часы, днем и ночью, в любую погоду, когда нужно быть предельно внимательным ко всему, что возникает на трассе, к самой машине. Не менее трудные испытания проходят в процессе ралли и автомобили. В этих соревнованиях участвуют серийные и улучшенные машины. Условия ралли запрещают спортсменам вносить в конструкцию серьезные изменения. Разрешаются лишь незначительные усовершенствования, позволяющие улучшить динамику автомобиля и повысить надежность отдельных узлов и агрегатов. Вот почему автозаводы видят в ралли прекрасное средство для всесторонней проверки своей продукции. Ралли получили распространение практически во всех странах Европы, а также во многих государствах Азии и Африки. Некоторые соревнования стали традиционными и пользуются большой популярностью. Например, знаменитое ралли «Монте-Карло» проводится уже в сороковой раз и неизменно привлекает сотни сильнейших спортсменов мира. Ежегодно Международная автомобильная федерация (ФЙА) организует два чемпионата Европы по авторалли: личный (в 1970 г. состоял из 20 этапов) и среди автомобильных марок (7 этапов). Соревнования проходят на территории разных стран. Обычно европейские ралли имеют протяженность трассы в 2000—3500 километров. К ак правило, она пролегает по второстепенным дорогам, что позволяет, во-первых, не мешать обычному транспорту и, во-вторых, использовать более трудные по профилю и покрытию участки. В нашей стране первые авторалли состоялись, как уже говорилось, в 1957 году, по маршруту Москва — Смоленск — Минск — Молодечно — Вильнюс — Рига — Псков — ВитебскСмоленск — Москва. На следующий год в Минске уже разыгрывались медали чемпионов Советского Союза. Их обладателями стали москвичи В. Локтионов — А. Дмитриевский, Д. Борисов — В. Галкин, Н. Климанов — А. Тишин. Двенадцатилетнюю историю имеет командное зимнее первенство страны — ралли «Прибалтика». Ныне авторалли проводятся во многих городах, областях и республиках Советского Союза — Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Белоруссии, в Москве, Ленинграде, Ижевске, Нальчике, Ярославле. Активно участвуют в раллистских состязаниях многие наши заводские спортсмены, и прежде всего завода имени Ленинокого комсомола и Ижевского- автопроизводства. Ралли входило в программу всех Всесоюзных спартакиад по военно-техническим видам спорта. За эти годы у нас выросли сотни мастеров спорта — гонщики, которых можно смело назвать раллистами высшего класса. Среди них — четырехкратный чемпион страны Г. Заргарян, обладатели трех золотых медалей В. Щавелев и Н. Сучков, двукратные победители всесоюзных первенств В. Ильин, Ю. Козлов, В. Кроник, А. Саарм, А. Тыкке. Летом 1959 года сборная команда СССР впервые выступила на международной арене — в ралли «1000 озер» в Финляндии. Теперь советские спортсмены имеют отличный послужной список побед в крупнейших международных соревнованиях. 1964 год — Э. ЛифщицконгрессеОчередной конгресс ФИА проходил в Париже. Одно из своих заседаний гене ральная ассамблея посвятила обсужде нию вопроса о загрязнении атмосферы выхлопными газами автомобилей. В принятом решении подчеркивается необходимость глубже заниматься этой проблемой и сотрудничать с ООН и другими международными организациями. Заседание международной спортивной комиссии (КСИ) было посвящено повышению безопасности в автомобильном спорте. В решении по этому вопросу говорится, что все трассы международных соревнований, предусмотренных календарем ФИА, должны быть приняты специальной подкомиссией по трассам и утверждены бюро КСИ. Введены новые требования к оборудованию трасс средствами безопасности для водителей и зрителей. Необходимо строго контролировать минимальный вес гоночных автомобилей и за нарушение регламентированного веса взимать большой штраф. Установлена емкость огнетушителей для автомобилей групп 5и6 — не менее 5 кг, при этом обязательно наличие двух выходоь пены — в кабину водителя и на приборы системы питания двигателя.26