ПО ПУТИ, НАЧЕРТАННОМУ ПАРТИЕЙА. А. СМИРНОВ, секретарь ЦК КП Белоруссии Если сегодня пройти по строительным площадкам, цехам, участкам любого из предприятий нашей республики — будь это Минский автомобильный завод или Оршанский льнокомбинат, Молодечненская автобаза или «Гомсельмаш», — всюду на самых видных местах встретишь обязательства коллективов и их планы, плакаты и транспаранты. На них — идущие от сердца слова: «С родной ленинской партией — к новым победам!», «Ударный труд — новой пятилетке!», «Шире дорогу научно-техническому прогрессу!» Многочисленные коллективы предприятий, колхозов, совхозов Белоруссии, как и труженики всей страны, взяв обязательства по досрочному завершению народнохозяйственного плана 1971 года, успешно их выполняют. Творческий энтузиазм, вызванный XXIV съездом партии, рождает новые замечательные начинания, направленные на дальнейший рост производительности труда, укрепление режима экономии, повышение государственной и трудовой дисциплины. Советские люди снова и снова демонстрируют свою сплоченность и непоколебимую верность идеям ленинской партии, свою готовность идти с ней до полной победы коммунизма. Автомобилистам, автотранспортникам небезинтересно знать, чем живут, как трудятся автомобилестроители нашей республики, какие у них планы. В числе 3,9 миллиона автомобилей, выпущенных в стране за 1966—1970 годы, народное хозяйство получило десятки тысяч МАЗов, БелАЗов, МоАЗов. Флагман автомобилестроения в республике — ордена Ленина Минский автомобильный завод. Его многотысячный коллектив справился с заданиями пятилетки. За успехи, достигнутые в соревновании а честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, завод отмечен Ленинской юбилейной почетной грамотой ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. И сегодня более 7 тысяч ударников коммунистического труда, 110 участков, отделений, смен, бригад, служб, лабораторий, удостоенных звания коллективов коммунистического труда, рапортуют о выполнении и перевыполнении личных и коллективных обязательств в честь XXIV съезда КПСС. Не так давно здесь с законной гордостью отметили еще одно важное событие — присуждение Государственной премии СССР 11 работникам завода за создание унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных транспортных автомобилей, автопоездов и самосвалов МАЗ-500. Наши МАЗы давно завоевали признание не только в советской стране, но и на дорогах 47 стран мира. М АЗ 500 еще более укрепит этот авторитет. Новые машины отличаются высокой надежностью, долговечностью и транспортной производительностью, возможностью широко удовлетворить различные потребности народного хозяйства в перевозках грузов благодаря большому разнообразию моделей автомобилей и прицепного состава. Опыт эксплуатации показал, что пробег этих машин до капитального ремонта составляет около 200 тысяч километров. Целое семейство МАЗ-500, впервые в практике отечественного автомобилестроения, выполнено по прогрессивной схеме «опрокидывающаяся кабина над двигателем». Эта конструкция дала возможность сделать более емким кузов, повысить грузоподъемность, не увеличивая общей длины автомобиля. Конструкторы позаботились о создании самых благоприятных условий для труда водителя. Крайне нужным в народном хозяйстве для массовых перевозок грузов явилось производство трехосных машин и автопоездов на базе МАЗ-500 — первый в нашей стране опыт по созданию унифицированных рядов двух- и трехосных автомобилей для междугородных перевозок. Автомобили МАЗ-516 грузоподъемностью 14,5 тонны, автопоезда МАЗ-514-886Б, МАЗ-515-941 и другие благодаря высокой грузоподъемности, хорошим эксплуатационным качествам дают большой экономический эффект народному хозяйству.тг^:^За, нашуСоветскуюПодину!ЗаруиёшИН° 4-апрель-1971ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаВ конструкторских бюро, специализированных лабораториях не прекращается работа над дальнейшим улучшением технико-экономических показателей автомобилей. В перспективе — создание мощных многоосных автопоездов особо большой грузоподъемности с двигателями в 350—400 лошадиных сил. Это будут настоящие богатыри. Я сказал будут... У нас есть богатыри. Я имею в виду другие машины, карьерные самосвалы. В молодом городе Жодино, в 50 километрах от Минска, талантливый коллектив рабочих, инженеров, техников во главе с директором завода И. Р. Сидоровичем, главным конструктором лауреатом Государственной премии 3. Л . Сироткиным трудится над выпуском самых мощных в стране автомобилей. Семейство БелАЗов грузоподъемностью от 27 до 40 тонн находится на самом высоком техническом уровне. Четыре золотые медали, полученные на международных выставках — в Лейпциге и Пловдиве, 45 золотых, серебряных, бронзовых медалей, дипломы и другие награды, завоеванные на ВДНХ СССР, — таково признание белорусских богатырей у нас и за рубежом. Самосвал БелАЗ-540А один из первых в автомобильной промышленности получил «Знак качества». В 32 странах мира трудятся самосвалы семейства БелАЗ540. В новом пятилетии на повестке дня — освоение более мощных машин. 75-тонный грузовик БелАЗ-549 уже можно видеть в карьерах Белоруссии — он проходит испытания. Сейчас ведется сборка 120-тонного автопоезда. В перспективных планах конструкторов — машины в 180—300 тонн грузоподъемности. Быстро развивающееся хозяйство нашей страны ждет этих машин. Их нужно больше. Разумеется, это потребует значительного расширения и оснастки производства, дальнейшего развития экспериментальной, конструкторско-исследовательской базы, а следовательно, новых капиталовложений. Однако нужда народного хозяйства, особенно горно-металлургической, цветной, угольной, химической промышленности, в сверхмощных БелАЗах такова, что все затраты на расширение производственных мощностей завода окупятся с лихвой. В рамках данной статьи нет возможности подробно осветить труд коллективов других предприятий, таких, как Могилевский автомобильный, Барановичский автоагрегатный, Минский мотоциклетный заводы. Скажу лишь, что у каждого из них есть свои успехи, проявляется большая забота об ускорении технического прогресса. В новом пятилетии перед автомобилестроителями страны стоят большие задачи. Создается колосс грузового авто- Отличная работа стала правилом для мастера смены участка отделки и сдачи главного конвейера Белорусского автомобильного завода Василия Боровского и шофера-испытателя Виктора Вашкевича. Фого К. Якубовичастроения на Каме, расширится производство грузовых автомобилей на предприятиях Москвы, Горького, Кременчуга, Миасса. Увеличится выпуск автобусов и легковых машин. На полную мощность начнет работать гигант на Волге, в гор ' де Тольятти. Дальнейшее развитие получат и автозаводы Белоруссии. Их коллективы работают не только над расширением выпуска машин, но и над повышением их надежности и долговечности. Чем надежнее, экономичнее будут наши автомобили, чем _.,|Ше будет их моторесурс, тем больший вклад они внесут в экономику советского государства. Автотранспортники, многомиллионная армия шоферов скажут коллективам заводов спасибо. У них ведь тоже в новом пятилетии сложные и ответственные задачи. Автотранспорт страны давно уже стал важной отраслью народного хозяйства. Таким он является ив нашей республике. Судите сами. Только транспорт общего пользования обеспечивает перевозками около пяти тысяч заводов, фабрик и строек, свыше семи тысяч предприятий торговли и общественного питания. Министерство автомобильного транспорта, возглавляемое А. Е. Андреевым, широко использует передовой опыт автотранспортников Белоруссии, а такж е других республик, в частности таких крупнейших объединений, как Главмосавтотранс, Средне-Волжское территориальное управление, Главленавтотранс. Настойчиво внедряются в практику наиболее прогрессивные и экономически эффективные методы перевозок. Широкое развитие, например, получила централизованная доставка грузов со станций железной дороги, из аэропортов и массовых грузов в городах и промышленных центрах. Удельный вес централизованных перевозок в их общем объеме составляет 92 процента. Тут применяются методы линейного программирования. Только в 1970 году по рациональным маршрутам, которые составлялись с использованием электронно-вычислительной техники, доставлено более 4 миллионов тонн. Большое внимание уделяется улучшению междугородных перевозок. Централизованное суточное планирование, внедрение системы тяговых плеч, развитие доставки грузов в контейнерах, применение тяжеловесных автопоездов с одним и двумя прицепами — все это дает возможность увеличивать перевозки, улучшать использование автомобилей. Результаты налицо. За годы пятилетки перевозки грузов возросли со 131,2 миллиона тонн до 222,9 миллиона тонн, то есть более чем на 60 процентов. К концу наступившей пятилетки объем перевозок намечено довести до 331,6 миллиона тонн. Если сейчас автомобильный парк общего пользования за один день доставляет 705 тысяч тонн грузов, то к 1975 году этот показатель достигнет миллиона тонн. Представление о деятельности автотранспорта Белоруссии будет неполным, если че сказать о темпах развития пассажирских перевозок. Ветераны транспорта помнят: в первые месяцы после окончания Великой Отечественной войны в системе министерства работали всего лишь 21 автобус и шесть легковых таксомоторов. Ныне действует 3413 автобусных маршрутов общей протяженностью свыше 183 тысяч километров. На этих маршрутах ежедневно около 5 тысяч автобусов совершают свыше ысяч рейсов и перевозят 2,7 миллипассажиров. Суточный пробег автобусов на маршрутах составляет более 1,5 миллиона километров. Автобусным сообщением связаны все шесть областных центров, города и районные центры, сельские советы и почти все центральные усадьбы колхозов и совхозов. В 77 городах и поселках городского типа организовано автобусное движение. Естественно, что автомобильный парк в новом пятилетии пополнится подвижным составом современных моделей — ЗИЛ-130, ГАЗ-53, МАЗ-500, автопоездами большой грузоподъемности, к ом ­ фортабельными автобусами для междугородных и туристских поездок. Задача состоит в том, чтобы правильно использовать этот парк машин, обеспечить умелую эксплуатацию и ремонт, повышать уровень экономических показателей их работы в целом. Надлежит продуманно распорядиться и тем парком, который имеем сегодня. В том идругом случае необходимо смелее опираться на достижения науки и техники, передовой опыт, предложения новаторов. Укрепление и развитие советской экономики, создание общенародного богатства наша партия всегда рассматривала и рассматривает в неразрывной связи с укреплением оборонной мощи Советского государства, повышением технической и боевой готовности армии и флота, воспитанием наших людей, молодежи в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, в духе готовности к защите социалистического Отечества. Военно-патриотическому воспитанию, подготовке трудящихся к обороне Родины, как составной, неразрывной части идеологической работы, партия всегда уделяла пристальное внимание. Важная роль в этом отводится комсомолу, оборонному Обществу — Д ОСААФи другим общественным организациям. Комитеты, клубы, низовые коллективы ДОСААФ республики хорошо потрудились за последние годы. Выделяются передовые организации: Брестская областная, автомобильного и тракторного заводов Минска, совхоза «Судково», витебский, минский автомотоклубы, десятки других коллективов. Выполняя требования, изложенные в Постановлении ЦК КПСС и Совета Ми ­ нистров СССР от 7 мая 1966 года ив Законе о всеобщей воинской обязанности, многие организации ДОСААФ республики укрепили материально-техническую базу, успешно ведут подготовку технических специалистов для армии и народного хозяйства. Сегодня у нас каждый третий шофер-профессионал — выпускник клуба или курсов ДОСААФ . Впереди, однако, большие задачи. Воспитывать пламенных патриотов Родины, повысить качество технической, физической, начальной военной подготовки молодежи, активизировать военно-прикладные виды спорта — долг и обязанность оборонных коллективов. ...В центре Минска на Ленинском проспекте, рядом с площадью Победы стоит деревянный одноэтажный домик, обнесенный невысоким металлическим частоколом. Здесь в марте 1898 года состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии. Девять делегатов от разрозненных отрядов самоотверженных революционных борцов — таково было представительство первого съезда. С тех пор прошло семьдесят три года. Из них более полувека ленинская партия, насчитывающая ныне в своих рядах 14 миллионов членов, является руководящей и направляющей силой советского общества. Она твердо и неуклонно ведет наш народ от победы к победе. И сегодня все ком ­ мунисты, все советские люди полны решимости осуществить предначертания партии, сделать дальнейший шаг по пути строительства коммунизма.