КОНКУРСБЫВАЛЫХСотни писем с предложениями, касающимися эксплуатации , ремонта, отдельных усовершенствований автомобилей и мотоциклов, получаем мы каждый месяц. П рактически ценные отбираются для публикации, а наиболее полезные и интересные из напечатанных решено отмечать как лучшие материалы года по разделу «Советы бывалых». Об этом сообщалось вжурнале (1970, № 3). Редакция подвела итоги «Конкурса бывалых — 1970». По автомобильной тематике дипломами и памятными подарками журнала «За рулем» награждены москвич В. Р юмшин за усовершенствование пробни бензобака автомобиля «Запорожец» (№ 8 — «Бензобак на замке»); В. Назаров из г. Мытищи за совет по ремонту бензобака (№ 9 — «Два способа ремонта бака»); ленинградцы Е. Родченко иЛ . Зарогатсиий за метод восстановления работоспособности стабилизатора поперечной устойчивости «Москвича-407» (№ 11 — «Стабилизатор вновь действует»). По мотоциклетной тематике дипломы и призы журнала получили В. Засухин из г. Свободный Амурской области за способ ремонта глушителя мотоцикла «Урал» (№ 11 — «Ремонтируем глушитель»); В. Швецов из Благовещенска и И. К ирик из Винницкой области, нашедшие удачные способы ремонта троса (№ 6 — « Н аконечник из гайни... и золотника»), и москвич Н. Ананичев, предлож ивший подробную разработку защитной дуги для ИЖа (№ 10 — «Защитные дуги для ИЖей»). Желаем вам дальнейших творческих успехов, бывалые!Манжету делаем из маслобензостойкой резиновойтрубывнутренним диаметром на 2 — 3 мм меньшедиаметра патрубка, р азрезное кольцо — нз алюминиевого листа толщиной 1—2 мм. Остальные детали — от старого привода заслонки . На моем мотоцикле такое уплотнение служит уже три года. Э. ЛЕВИНМосква, Е-425, 9-я Парковая ул., 49, корп. 2, кв. 17ж атьимеющимся там специальным болтом. Если этот болт почему-либо непригоден, можно взятьстандартный М6Х45 с гайкой иконтргайкой . Уже больше 15 тысяч километров прошел мой «Запорожец» после такого ремонта. Повторной подтяжки за это время не понадобилось. Передачи переключ аются легко и четко.Б умажныйфильтр на «Яве» хорошо очищает воздух, но при езде по пыльным дорогам требует частой продувкии быстро выходит из строя. Если же преградить путьпыльному воздуху, поступ ающему из нижнейчасти мотоцикла, перегородкой, к акпоказано на рисунке ,И.СВИРИДЕНКОг. Николаев-35, ул. Березанская, 17УДОБНЕЕ ЗАТЯГИВАТЬНа боковом прицепек ИЖу иногда очень трудно надежнозатянуть ось колеса, чтобы устранить его биение. Дело в том, что разрез во втулке 2 (левый рисунок) р асположенс противоположной от стягивающего болта стороны .1--гъЫпЬ) ,»щщir'J, \8ЙЭ1• 1i-са-mmА. В АЩЕНКО\ '/ •Z "/ft] K$^j ^^г%$г— — —3^<£а2^" ДВИГАТЕЛЮ ЧИСТЫЙ ВОЗДУХМотоциклисты знают, что чем чище воздух, п оступающийв карбюратор (а стало быть, и в цилиндр), тем меньше изнашиваются детали цилиндро-поршневой группы. Поэтому ищут разные способы защитить двигатель от грязного воздуха. Вот два из них. Так устанавливается перегородка (вид сверхунавоздушный фильтр). срок жизнифильтразначительно увеличится, а износпоршневыхколеци цил индра заметно уменьшится . Л учше всего перегородку сделать из пористой резины . Узел крепления оси колеса: слева существующая конструкция, справа усовершенствованная; 1 — ось; 2 втулка; 3 — рычаг.г. Орджоникидзе, ул. Калинина, 45, кв. 2Мы изготовили новые втулки 2 (правый рисунок) с разрезому болта. Теперь можно затянуть ось без особых усилий. В. Т КАЧЕНКО г. Курск, 21, ул. Карла Маркса, 72/5, кв. 20На мотоцикле М-72 впатрубке , соединяющем воздушный фильтр с карбюратором, е сть щель для вывода рычажка воздушнойзаслонки . Через эту щель в двигатель засасываются неочищенный воздух и вода, а попутно интенсивно изнашивается дроссель карбюратора. Я переделал привод заслонки следующим образом. Р езиноваяманжета3 (см. рисунок) о хватываетразрезное кольцо 5. Через них проходит болт 8, на которыйнавернутрычажок 9. Для обеспечения зазора между воздушнымпатрубком2и кольцом 5 поставлена дистанционная шайба 4.ПЕРЕДАЧИ ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛЕГКОПосле нескольких тысяч километров пробега на моем «Запорожце» стали с трудом переключаться передачи. Особенно плохо включался задний ход. Причина — и злишняя «свобода» в соединении рычагауправления коробкой передачс ползуном.ЯЩИК ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВР аньше на мотоциклах Ирбитского завода в бак вваривалиящичек для дорожного инструмента . Теперь там его нет, а вбагажникеколяскиинструмент болтается, стучит. Удобнее и надежнее хранить его в специальном ящике , п оказанном на рисунке. Он сварен из миллиметрового стального листа изапираетсяобыкновенным мебельным замком. Я окрасил его под цвет мотоцикла изакрепил внутри баг ажника на четырехимеющихся там болтах. Ящик не мешаетразместить тамРеконструированный ползун: 1 — к онтргайка ; 2 — гайка; 3 — шайба; 4 — ползун; 5 — хомутик; 6 — болт М6х45. Удалось, к ак мне кажется , найти простой и доступный способ ремонта. Для этого не нужны какие-либо специальныеинструменты , станки или сварка . Достаточно согнуть из 2-миллиметровой стальной полосы скобку-хомутик (см. рисун по диаметруползуна (16 — 17 мм). Ширина заготовки — 20 мм, длина — 50 мм. Затем нужно просверлитьвхомутике два отверстия диаметром 7 мм одно против другого, надеть скобу на ползун и оби насос и 20-литровую канистру. Думаю, что владельцам ирбитских мотоциклов такой ящикпонравится , а завод сделает доброе дело, если предусмотрит его на своих машинах . С. АНТОНОВ Свердловская Камышовский пос. Новый область, район,Усовершенствованный привод заслонки: 1 — з аслонка ; 2 — патрубок; 3 — м анжета ; 4 и6 — ш айбы ; 5 — кольцо; 7 — п ружинная шайба; 8 — болт; 9 — рычажок.21