На втором этапе • — на булыжном кольце машинам предстояло пройти от 440 (мопеды) до 930 (ИЖ-П2) километров со скоростью, составляющей 40 процентов максимальной. На этой дороге хорошей проверке подвергается ходовая часть машин. Особенно достается амортизаторам и... испытателям. Правда, не всем. Лучше других себя чувствовали водители мотороллеров В-150М. Предписанная им скорость оказалась самой подходящей, чтобы машина плавно ехала по булыжнику. Для достижения такого эффекта другим пришлось увеличить скорость, а некоторым не помогало и это. Поначалу казалось, что многие машины не выдержат такой тряски и, как шутили наблюдавшие за испытаниями автомобилисты, придется посылать установку с магнитами для очистки дороги от мотоциклетных деталей. Но мрачные предсказания не сбылись. Машины не только благополучно вынесли труднейший пробег, но и получили меньше штрафных очков за технические неисправности, чем на других дорогах. Булыжник оказался суровым лишь к одному рижскому мопеду — не выдержала сварка кронштейна на раме для крепления двигателя. Наибольшие потери команды понесли на третьем этапе — грунтовой дороге. Сотни километров, пройденные со скоростью вдвое меньшей, чем максимальная, очевидно, выявили возникшие ранее дефекты и, конечно, вызвали но-1 вые, связанные с изменением режимов работы двигателя, переключением передач, действием тормозов, которыми до сих пор пользоваться приходилось мало. Неудача постигла здесь команды Минского и Вятско-Полянского заводов, не имевшие до этого штрафных очков. На М-105 порвалась моторная цепь (случай вообще очень редкий), а на В-150М образовалась трещина капота у подножек пассажира. Героем основных дорожных испытаний и победителем первенства заводской марки стала команда Ирбитского завода, не получившая ни одного штрафного очка! Ей вручен главный приз — «Надежность». Второе место заняла команда Вятско-Полянского, а третье — Тульского заводов. Из экспериментальных машин лучшими оказались львовские мопеды «Старт». Сравнивая результаты испытаний за несколько последних лет, важно отметить, что фактические величины основных параметров машин значительно лучше записанных когда-то в технических условиях. Так, сухой вес «Риги-4», М-105 и ИЖей на 7 процентов меньше указанных в ТУ, а тормозной путь у всех машин, кроме тяжелых, короче обусловленного на 40—50 процентов. Можно лишь сделать упрек, что эти достижения заводов не отразились своевременно в технических условиях. Сейчас еще трудно полностью сравнить качество машин прежних и сегодняшних, поскольку испытания раньше проходили на разных трассах. В дальнейшем же, когда они получат постоянную прописку на полигоне, можно будет с уверенностью судить о прогрессе наших мопедов, мотороллеров и мотоциклов. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» г. ДмитровАВТОМОБИЛИ ДЛЯ СПОРТАНОВОЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХРазвитие техники вносит много нового в автомобильные соревнования. Не является исключением и предстоящий сезон. На старты выйдут машины, соответствующие новой международной гоночной формуле 3, а также последних отечественных моделей. В связи с этим появилась необходимость скорректировать спортивную классификацию автомобилей и технические требования к ним. Прежде всего речь идет о «Жигулях». Как известно, ФАС СССР еще в 1969 году установила классификацию туристских автомобилей с делением каждого класса на две группы. В первую из них — «А» входят машины с верхним распределительным валом, а в группу «Б» — с нижним. Таким образом, серийные «ЖИГУЛИ» (ВАЗ-2101) будут участвовать в соревнованиях по группе «А» класса II \от 1000 до 1300 смЗ). На машине «Жигули» применена прогрессивная система тормозов с раздельными гидропроводами для передних и задних колес, а также антнблокировочное устройство в виде так называемого распределителя давления. Поскольку все эти конструктивные усовершенствования направлены на повышение безопасности, их разрешается применять на всех других серийных легковых автомобилях. На автозаводах разрабатываются такие приспособления, которые в случае аварии уменьшают опасность для водителя и пассажиров. К числу их относятся рулевое управление с эластичной колонкой, утопленные дверные ручки, подголовники и т. д. Это оборудование можно устанавливать на серийных автомобилях, участвующих в соревнованиях, даже в том случае, если завод-изготовитель выпустил его не свыше 1000 экземпляров (цифра обязательная для других деталей и агрегатов). Нужно только, чтобы это оборудование прошло предварительную проверку на самом заводе или в отраслевом научно-исследовательском институте. Дабы дать возможность спортсменам эффективнее-повышать мощность двигателя, с текущего года допускается изменение всего впускного трубопровода при условии сохранения мест и способов его крепления. Ряд новых требований, которые предъявляются к гоночным автомобилям, вызван появлением новой международной гоночной формулы 3. Машины, соответствующие ей. должны иметь поршневой двигатель не более чем с четырьмя цилиндрами суммарным рабочим объемом до 1600 см3. Его блок и головка могут быть от серийного двигателя, выпускаемого в количестве не менее 5000 штук в год. Детали двигателя разрешается обрабатывать, но без добавления металла (наплавкой, наваркой и т. п.). Получить требуемый формулой рабочий объем можно расточкой цилиндров, применением несерийных гильз или изменением хода поршня. Таким образом, на двигателе может быть установлен новый коленчатый вал. Интересно, что не ограничиваются количество и расположение распределительных валов. Система питания может быть любой, но при этом обязательно наличие ограничительной шайбы диаметром 20 мм и толщиной 3 мм, через которую должен проходить весь воздух, поступающий в двигатель. Не допускается замена подшипников скольжения подшипниками качения. Как и основные детали двигателя, агрегаты трансмиссии (коробка передач, главная передача и дифференциал) должны быть от серийного автомобиля (годовой выпуск не менее 5000 штук), но не обязательно от того же, от которого взят двигатель. Коробка передач может быть максимум пятиступенчатой. Разрешается применение самоблокирующего дифференциала. Из основных размеров машины лимитированы только колесная база (не менее 2000 мм) и колея (не менее 1200 мм). Вес автомобиля без балласта — не менее 440 кг Новая формула (по Всесоюзной классификации — формула 2) открывает более широкие возможности для использования на гоночных автомобилях агрегатов серийных машин. Для автомобилей этой формулы в наших условиях рекомендуются двигатель, сцепление и коробка передач от «Москвича-412» с внесением в них отдельных конструктивных изменений. Целесообразно использование дисковых тормозов с раздельным гидравлическим приводом. Автомобили, относившиеся ранее к международной гоночной формуле 3 (типа «Вартбург»), будут теперь принимать участие в соревнованиях по национальной гоночной 3 формуле 3, в которую допускаются машины с двигателем рабочим объемом до 1200 см . Таким образом, на них "можно использовать агрегаты автомобиля «Жигули». Поэтому из технических требований к данной формуле исключено условие, не допускавшее ранее применения двигателей с верхним расположением распределительного вала. Для гоночных машин, построенных на базе агрегатов «Запорожца», сохранена гоночная формула 5 («Юность»). Продление ее действия поможет введению усовершенствований в конструкцию и их проверке. В последнее время за рубежом большое внимание уделяется установлению рекордов на коротких дистанциях, которые характеризуют успехи в повышении разгонной динамики автомобилей. Появился специальный тип рекордно-гоночной машины, рассчитанной на достижение быстрого разгона на короткой дистанции (так называемые дрегстеры). Новые технические требования к рекордно-гоночным автомобилям узаконивают этот тип машин и разрешают применение на них механических аккумуляторов энергии. В качестве механического аккумулятора допускается специальный маховик, способный развивать большое число оборотов. Перед стартом он разгоняется до огромной скорости вращения ив момент трогания передает дополнительную энергию на ведущие колеса. Других принципиальных изменений технические требования к автомобилям в текущем году не претерпели. _ САБИНИНпредседатель технического комитета ФАС СССРСтраничка календаряВ спортивный календарь этого года наряду с всесоюзными соревнованиями (см. »'3а рулем», № 1) внесены и большие традиционные встречи авто- и мотоспортсменов, которые проводятся с открытым стартом для многих спортивных организаций. Какие же из них состоятся в мае? АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ. Ралли. «Вильнюс-71», Вильнюс (16 мая); «Донбасс-71». Донецк; «Белые ночи», Ленинград (23); «Эстония-71», Таллин (23). Шоссеино-кольцевые гонки. На приз имени Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина. Ленинград (9). Картинг. Чемпионат Прибалтийских республик. Смилтене Латвийской ССР: первенство Северного Кавказа, Краснодар. Кроса. Первенство Северного Кавказа. Таганрог. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ. Кроссы. На приз имени комсомольца Героя Советского Союза Владимира Куриленко, Смоленск; «Молодая гвардия», Краснодон (9); «Хрустальный кубок «Сура», Пенза (9); на приз имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова, Львов; на приз «Волга», г. Куйбышев; посвященный памяти Героя Советского Союза Лизы Чайкиной, г. Калинин (9); посвященный Дню Победы, пос. Заречный Свердловской области; посвященный памяти Героя Советского Союза Д. М. Карбышева, Гродно (9); на приз имени Н. И. Подвойского. Чернигов (23); первенство Ферганской долины, Ленинабад; «Дружба народов Сибири и Дальнего Востока», Томск (30); на приз имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного, Ростов-на-Дону. Шоссейнокольцевые гонки. Первенство Прибалтики. Рига (16). Гонки по гаревой дорожке. Первенство Северного Кавказа, Зеленокумск (9).15