30
31
Техника за рубежомОЧЕРЕДНЫЕ СМОТРИНЫОX с; ш с! О < Ос; ш О <гч ош с[ О2Ее первый выход в свет начинаетсяс бала. Как правило , это один из шумныхипестрых салонов в Париже, Лондоне и Турине. Там будущая известность, а пока очередная новая модель попадает в центр внимания. Тысячи оценивающихи вост орженных , к ритическихи доброжелательных, з авистливыхи снисходительных взглядов ощупываютлакированную сталь кузовов, а люминиевыеизваяния моторов всех приглашенных на гранд иозныйавтомобильный бал. Одним окажут хороший прием, другим уготована судьба неудачниц. А за всеми этими бальными блестками, праздничной сутолокой, с верканием огней стоит холодная расчетливость автомобильных компаний, и маскарад нужен лишь для того, чтобы выявить , с коль охотно покупатель раскошелится на сверкающий «ситроен» или «форд», привлечь его на свою сторону и тем самым подставить ножку конкуренту. Очередные смотрины новых моделей автомобилей по традиции открылись парижской выставкой. На ней общее признание получила новая французская мал олитражка «Ситроен-ЖС». в конструк ции которой немало такого, что доселе не встречалось на машинах этого класса. Гидропневматическая подвеска обеспечивает постоянство просвета независимо от нагрузки , х орошую устойчивость и упр авляемостьмашиныи отличается большой мягкостью. Тормозная система тоже необычна: она включает регулятор, расп ределяющий усилия между тормозами передних и задних колес пропорционально нагрузке на них. в акуумный усилитель, р аздельный гидропривод к дисковым тормозам передних и задних колес. По «ситроеновской» т радиции на новой модели ведущими являютсяпередние колеса. Р асположенный спереди двигат ель — о ппозитная «четверка» с верхними распределительными валами, приводимыми зубчатыми ремнями, — объединен в общий блок с трансмиссией. Мотор согласно даннымиспытаний выдерживает пробег до капитального ремонта около 100 тысяч километров и, н есмотря на воздушное охлаждение, совсем не шумен. Х арактерные особенности кузова — з начительный (0,465 мЗ) о бъем багажника иочень небольшой (0,39) к оэффициентсопротивления воздуха. Ф ранцузская СИМКА. к отораятеперь стала лишь французским филиалом«Крайслера», п редставилавПариже две модели: «180» (1812 смЗ) и «160» (1639 смЗ) с унифицированным кузовом, в архитектуре которого заметно заокеанское влияние . Другой большой завод, «Рено» показал специальную модель для ралли «Р12-Гордини». Она базируется на «Рено-Р12» (см. «За рулем, 1970, № 1), но снабжена более мощным мотором и пятиступенчатой трансмиссией. Среди других новинок «Рено» большой интересвызвалитримодификациипикапов на шасси модели «Р4» (845 смЗ, 28 л. с ) , которых окрестили «Тарантеллой», «Тайгой» и «Тундрой». Обеспокоенные растущим экспортом «фольксвагенов» в США, и «Дженерал Моторс» и «Форд» пустили в ход свое новое «оружие» — модели «Шевроле-вега» и «Форд-пинто». По конструкции они подобны европейскимавтомобилям среднего класса иснабженычетырехцилиндро ­ выми двигателями с распределительным валом в головке цилиндров . Со своей стороны «Фольксваген», стрем ясьудержатьзавоеванные за океаном позиции, р еконструировалуже старомодного «жука». На этой модели («1302») в заменустаревшейпередней подвески с двумя поперечнымипластинчатыми торсионами применена «Мак-ферсон», т акая же, к ак на «Фольксвагене-411» (см. «За рулем». 1969, № 4). з а счет чегоувеличен (до 0,26 мЗ) объем багажника . Большие надежды вразвернувшейся борьбе могущественный автомобильный концерн возлагает на «К70», м ашину , спроектир ованную заводом НСУ незадолго до того, к ак его поглотил «Фольксваген» (см. «За рулем», 1962, № 7). Новая модель не имеет ничего общего со своими предшес твенниками . Ее отличает привод передних 3 колес, о ченьемкий багажник (0.6 м ), д исковыетормозасусилителеми разделителем, «безопасный» р ульсдеформируемой колонкой. Если «Фольксваген» и зменил традициям и отдал предпочтениекомпоновкес передними ведущими колесами, то английский «Триумф» поступил иначе. На лондонской выставке он демонстрировал новую модель «Толедо», где исп ользовал кузов от переднеприводного «Триумфа-1300» (см. «За рулем», 1966, № 1), но. с охранивпереднее расположение двигателя, в ернулсякприводу на задние колеса.Другой английский завод, «Ровер», выпустил на рынок легковой автомобиль со всеми ведущими колесами. На этом комфортабельном «джипе» (воистину — « ф ермер во фраке»), н азванном «Рейнджровером», стоит мощныйдвигатель от модели «3500», к отораяпользуется репут ацией малого «Роллс-ройса». Кстати, э та модель подвергласьмодернизации — на «Ровере-3500» п рименена более модная облицовка радиатора , ч етырефары , гидр оусилитель руля. «Роллс-ройс», в ыпускаемыйв количестве 2000 в год, не претерпелзаметныхизменений . На модели «Сильвер-Шэдоу» (см. «За рулем», 1966. № 1) т еперь стоит двигательувеличенногос 6230 до 6745 см 3литража . Кроме того, с 1971 года вводится централизованная система управлениязамками дверей. Почти половиналегковых автомобилей, в ыпускаемыхзаводамикрупнейших евр опейскихстран , идет на экспорт . Английским фирмам , н апример , п риходится на внешнемрынке вести нелегкую борьбу ис «Рено», и с «Опелем», и с ФИАТом. и с «Датсуном». В такойобстановкевыбор новой модели должен бытьтщательнорассчитан . Надо по архитектуре кузова, к онструк ­ ции двигателяи подвески, оборудованию машины , вместимости багажника не выд елятьсязначительно среди конкурентов (покупатель может «не клюнуть» на неп ривычную модель), но в то жевремя по каждомупоказателюбыть чуть впереди. Поэтому-то так близки по конструкции , х арактеристикам , в нешнему виду «Фордт аунус » . «Опель-рекорд». «Хиллман-хантер», «Крайслер-франс-160». Поэтому так близко стоят к ним новыемашиныфордовскихфилиаловв Англии и ФРГ. Р ань ­ ш е они строили автомобили одного класса, но сневзаимозаменяемымиузлами . Теперь жеприняторешениеобъединитьусилия . Двигатели новых моделей «Таунус» и «Кортина» имеют много схожего, как, впрочем, и самимашины . Для них характерныраспределительный вал в гол овке цилиндров, п риводимыйзубчатым ремнем, отказ от передней подвески «Мак-ферсон» в пользу обычной, р ычаж но-пружинной, почти одинаковыеформы кузова, п ружинная (а не рессорная ) подв есканеразрезного заднего моста. Н овые модели «Форда» г оворято том, что теперь все его филиалы единым фронтом поведут борьбу ссоперниками на мировом рынке . Н апример , ч асть двигателей и коробок передач для «Кортины» будет поступать из ФРГ, а в США для «Форда-пинто» станут поставляться двигатели, изготовленные как английским, т акизападногерманским филиалами. Но не дремлютисоперники , в первуюочередь «Дженерал Моторс». П ринадлежа ­ щие емузаводы «Воксхолл» (Англия) и «Опель» (ФРГ) п ришли на выставки не спустымируками . Модели «Вива» и «Манта» я вились их ответом «Форду». Следом за лондонскойшлатуринскаявыставка . Немало изящных и модных кузовов могло бытьпредставлено там. Однако большаячасть — л ишьопытныеобразцы . Ч ерезнесколько лет некотор ым из них суждено получить титул сер ийной модели, к ак это сталосфранто ­ ватой «Альфа-Ромео-монреаль», других ждет забвение . П рактическихновшествв Турине оказалось немного. З авод «Лянча» в ыставил модернизированную модель «Фульвиа-купе-С2» с двухкруговым приводом тормозов, г енепатором переменного токаипятиступенчатой коробкой передач . Такой генераторпоявилсятеперь на ФИАТе-124, д ополненный вакуумным усилителем тормозов и задними фонарями новой формы . Ш ведскиезаводыдемонстрировали неб ольшие , но важныеусовершенствования своих машин . СААБ-99, «Волво-144ГЛ» теп ерьснабжаются системой впрыска топлива, п овышающей мощность по сравнению скарбюратором на 15 — 20 процентов. Таким образом, уже 12 заводов ставят эту систему на легковые автомобили в серийном порядке . На «Волво», как, впрочем, и на американском «Крайслере-спорт-фьюри», у станавливаются омыватели и «дворники» для стекол фар . А мериканские автомобили, э кспониро ­ в авшиеся на выставках , к ак всегда, отличались грандиозными размерами имноголитражнымидвигателями («Бюикр ивьера » , «Рамблер-амбассадор», «Доджчэлленджер»). Двигатели некоторых из них, н апример , «Кадиллака-эльдорадо», в 1971 году будут выпускатьс «пониженной» (с 10,5 до 8,5) с тепеньюсжатия , позв оляющейработать на неэтилированном бензине. П рименениев течение 47 лет топлива спримесьютетраэтилового свинца привелокрезкому росту в воздухе вредных для здоровьясоединений . Сейчас на кубометр воздуха вбольших гор одах США приходится по 8миллионных долей граммасвинцовистых соединений, в то времякак 10 миллионных долей — у же предельно допустимы. Другим важнымнаправлением , в котором продолжаютработать инженеры иамериканскихиевропейских заводов, явл яетсяповышение безопасности. Все бол ееширокоприменяютсяпривязные ремни, д еформируемыерулевыеколонки , д верныезамки , не отпирающиеся при ударе, р аздельный привод тормозов. В конструкции двигателей наметилась тенденция к размещению распределительного вала в головке цилиндров и использованию в качестве его привода зубчатого ремня , а не цепи. Повысился интерескчугунным головкам и блокам цилиндров, более дешевымв производстве илучшепоглощающим шум двигателя. В ысокаястепеньсжатия (8,5—9), многокамерные карбюраторы — «виновники» того, что удельнаямощность мотор овсверхнимвалсм сегодня составляетв среднем 52 — 56 л. с / л , в то времякаку моторов со штанговым приводом клап анов 48—52 л. с./л. Сегодня большаячасть автомобилей, в есящихсвыше 750 кг, с набжается дисковыми тормозами передних колес, на которые при резкомторможении приходится нередко 80—85 процентов общей нагрузки . Поскольку такие тормоза не обладают серводействием, оборудован ные ими машины уже при весе 900 — 950 кг снабжаются вакуумными усилителями. За последние годы резко певысились требованияккомфортабельност и3. На автомобилях класса 1600—2000 см приходится расставатьсяс подвеской «Макферсон», п ередающей кузову вибрациии шум. Значительное внимание стал-и уделятьсовершенствованию шумоизоляции ивентиляции кузова. На отдельных моделях применен обогрев заднего стекла. В оценке вместимости машины не менее важноезначение , чем внутреннимразмерам , стали придавать объему баг ажник а3. Для машин класса 1300 — 1600 см сегодня 3н ужныбагажники емкостью 0,55—0,6 м , а для автомобилей с моторами 1000 — 1200 смЗ — 0,4—0,45 мЗ. Очень существеннымпоказателем счит аетсяимежсервисный пробег, к оторый на новейшихмассовых моделях составл яет 10 тысяч километров. Многих автомобилистов интересует вопрос, к аких классов машины наиболее распространеныикакие типы кузовов пользуются особой популярностью . Если обратитьсяк статистике, скажем, по французской автопромышленности, то среди легковыхмашин , в ыпущенныхзаминувший год, 42 п3р оцента приходится на класс до 1000 см и 40 процентов на класс от 1000 до 1500 см 3 . Потребителя все больше стали привлекать автомобили с трех- или пятидверными кузовами типа «универсал», а такжес двухдверным четырехместным кузовом типа «спорткупе». Открытые жемашиныскаждым годом теряют своих приверженцев . Мы закончилиэкскурсию по выставкам. Представленные на них экспонаты сейчас уже выпускаются серийно и лиш енныебальных блесток носят прозаич ескоеназвание «модели 1971 года». Л. ШУГУРОВ, инжене«Ситроен-ЖС» Париже.—• «гвоздь» в ыставкивНовая модель«Альфа-Ромео-монреаль».Новое веяние в архитектуре облицовок? Слева—«Ситроен-ЖС», справа — «Ровер-3500».МОДЕЛИМощность, л. с. при об/мин1971 ГОДАСкорость, км/ час Время разгона до 100 км/час, секМодель автомобиляЧисло и объем цилиндровК-£ =t t а: 2 4220 5520 4110 4640 5610 4450 3970 4290 4040 4300 2270 4570 4120 3970 4410 4080 4270 4140 4270 3980 4310о" и 05 1265 2060948«Форд-пинто», п ризванный стать тнфольксвагеном»«ан-«Альфа-Ромео-монреаль» «Бюик-ривьера» «Воксхолл-вива» «Волво-144ГЛ» «Кадиллак-эльдорадо» «Крайслер-франс-160» «Лянча-фульвиа-С2» «Опель-манта-1600С» «Остин-макси-1750» «Рено-12 Гордини» «Рейндж-ровер» «Ровер-3500» «Ситроен-ЖС» «Триумф-толедо» «Фольксваген-К70» «Фольксваген-1302» «Форд-кортина» «Форд-пинто» « Форд- тау ну с » «Форд-эскорт-РС-1600» «Шевроле-вега»8 — 2593 8 — 7457 4 — 1159 4 — 1986 8 — 8194 4 — 1639 4 — 1298 4 — 1584 4—1784 4 — 1565 8 — 3529 8 — 3529 4 — 1015 4 — 1296 4 — 1605 4 — 1285 4 — 1993 4 — 1993 4 — 1576 4 — 1601 4 — 2294200—650С 330—4600 59—5100 120 —600С 330 — 4400 80 — 5600 92 — 6200 80 — 5200 84 — 5000 113 — 6250 135 — 4750 151—5200 55 — 6500 58—5300 75 — 5500 44—4100 98—5500 98 — 5500 72 — 5500 120 — 6500 101 — 4800.1190 2220 1065930 965 972 980 880 8901724 12771055870 990 914 950 870 985220 200 129 160 200 155 170 164 150 185 150 180 148 134 148 127 175 160 150 182 1609.022,5 12,0 12,7 11,8 15,3 10,5 17.0 10,8 21,0 17,6 16,0 26,1 11,4 14,3 16,18,9«Воксхолл-вива» с набжается двигателем рабочим объемом 1159 или 1599 см 3 .16.0«Рейндж-ровер». или « ф ермер во фраке». Слева направо : «Опель-манта» — ответ «Дженерал Моторс» «Форду». Е вропеизированныйамериканец «Шевроле-вега». «К70», кто вы, «Фольксваген» или НСУ? «Крайслер-франс» (в недавнем прошлом СИМКА) модели «160». «Триумф-толедо» — перебежчик из «лагеря» переднеприводных.3i