На фото (сверху вниз): проверка удельного расхода топлива на скоростном кольце: даже короткая выдержка при съемке не смогла скрыть тряску мотоцикла на булыжном кольце; размокшая грунтовая дорога — не препятствие и для мопеда. ки» на автомобильный полигон НАМИ. ВНИИмотоггром совместно со специалистами полигона разработал программу, по которой все отечественные мопеды, мотороллеры и мотоциклы держали экзамен на качество и надежность на дорогах полигона. Согласно положению о первенстве, спортивные комиссары отобрали на заводах по две серийные машины : «Урал-2» (М-63) — в Ирбите, «Днепр» (К-650) — в Киеве, «Планету-2» и «Юпитер-2» с коляской — в Ижевске, «Восход» — в Коврове, М-105 — в Минске, мотороллеры «Турист» — в Туле и В-150М — в г. Вятские Поляны, мопеды «Рига-4» — в Риге и «Верховина-3» — во Львове. Там же все узлы и основные детали были замаркированы, машины обкатаны ив опломбированных ящиках отправлены на полигон. Вместе с ними прибыли экспериментальные тульские мотороллеры «Старт» и «Турист-М», ковровские мотоциклы «Восход-2» и львовские мопеды «Старт». Сначала проводились специальные испытания : определение сухого веса, максимальной скорости, расхода топлива и тормозного пути. На динамометрической дороге, оборудованной современной аппаратурой, впервые удалось измерить с высокой точностью максимальную фактическую скорость машин. У всех, кроме одного мопеда «Верховина-3» (из-за неисправного карбюратора), она оказалась больше предписанной техническими условиями. Лучший результат показал ИЖ-Ю2 с коляской — 92,8 км/час вместо 80, как указано в технических условиях завода. Без штрафных очков закончили специальные испытания все серийные машины, за исключением того же мопеда, превысившего контрольный расход топлива. Первое место по сумме положительных очков заняла команда Ижевского завода. Затем после осмотра и регулировки машин начались основные дорожные испытания. Они проходили в три этапа. Первый — пробег от 1390 километров для мопедов до 3000 для ИЖ-П2 со скоростью, составлявшей 85 процентов максимальной. Три дня в две смены шла работа на бетонном кольце полигона. Эта широкая, построенная по всем правилам дорожного искусства замкнутая трасса позволяет за короткий срок проверить способность двигателя функционировать в напряженнейшем режиме, когда обороты почти достигают расчетных. Большая часть машин успешно сдала и этот экзамен. «Провалились» самые маленькие и одна из самых больших — на львовском и рижском мопедах разрушились коленчатые валы, а на киевском мотоцикле сломалась штанга привода впускного клапана. Неудача постигла и команду Ижевского завода, неоднократного победителя прежних лет — на топливном баке ИЖ-Ю2К была обнаружена трещина в месте приварки кронштейна. Получив по 50 штрафных очков, эти команды выбыли из борьбы за призовые места.. - * - ' ^ т » «г' вв^е-—-;1 > »»^^а. *£"л£~;НА ПОЛИГОНЕКак проверить качество выпускаемых мотоциклов и соответствие их основных параметров требованиям технических условий? Как определить их надежность при эксплуатации на разных дорогах? И наконец, как оценить полученные результаты, чтобы сравнить машины между собой ис выпускавшимися ранее? Все эти вопросы каждый год встают перед организаторами всесоюзных испытаний мотоциклов, именуемых «Первенством заводской мар-Семь раз это первенство проводилось в южных городах страны. Разные трассы большой протяженности, к тому же не закрытые для движения транспорта, не всегда отвечали требованиям испытаний. Понятно, что в таких условиях трудно получить достоверные результаты, а тем более сравнить их с предыдущими. Возможность значительно повысить ценность испытаний появилась после того, как в 1970 году решено было перенести «Первенство заводской мар