Возникающая поперечная сила не препятствует повороту тягача в сторону от направления движения, а, наоборот, увеличивает угол поворота. К тому же «складывание» происходит настолько быстро, что водитель не успевает воспрепятствовать ему. Следовательно, при блокировке задних колес тягача автопоезд склонен к потере устойчивости. Поскольку у большей части автопоездов при движении порожняком нагрузка на заднюю ось тягача значительно меньше, чем с грузом, а для передней оси она почти неизменна, неизбежно «перетормаживание» задней оси тягача порожнего автопоезда, и возможность «складывания» очень велика. Поэтому водителям необходимо притормаживать автопоезд осторожно, чтобы не заблокировать задние колеса тягача. Но и эта мера не дает полной гарантии от «складывания» или заноса автопоезда. Возможны три эффективных способа: установка на заднем мосту тягача специального противоблокировочного устройства; достижение более ранней блокировки передних колес тягача по срав нению с его задними колесами (при лю. бой нагрузке) посредством регулятора тормозных сил; применение устройств, позволяющих автоматически препятствовать повороту полуприцепа (прицепа) относительно тягача при торможении. Теперь несколько слов о маневрировании. Здесь тоже не все просто. Тягач с полуприцепом и автомобиль с при цепом соединены устройством, не ограничивающим поворот прицепного звена вокруг точки сцепки. Так что на повороте прицеп не будет двигаться по колее автомобиля-тягача, а станет сме щаться к центру поворота. Притом тем больше, чем больше повернуты передние колеса тягача, чем круче поворот Поэтому автопоезд на повороте зани мает большую площадь, чем одиночный автомобиль. И водитель его должен учитывать это обстоятельство при встречных разъездах. Автопоезд, совершающий правый поворот близко к обочине, может в результате сдвига попасть правыми колесами прицепного звена в кювет или заехать на тротуар, подвергая опасности пешеходов. При левом повороте он смещается на встречную полосу движения и представляет угрозу для транспорта, идущего навстречу. Поэтому, чтобы не создать аварийную ситуацию, шофер должен относиться с особой осторожностью и вниманием к проезду поворотов на скорости. Особую сложность представляет маневрирование задним ходом. Управление автопоездом требует от шофера больше физических сил, нервной энергии, и не случайно он быстрее утомляется. Это тоже надо принимать во внимание. Правда, с приобретением опыта напряжение снижается. Людям, ранее работавшим на одиночном автомобиле и впервые севшим за руль автопоезда, трудно сразу освоить новые приемы и навыки. Поэтому шоферы, приступающие к работе на автопоезде, должны проходить инструктаж об особенностях его вождения, а также некоторое время поездить с опытным шофером-наставником для освоения методов управления автопоездом. М. ПРОКОФЬЕВ. М. РОБИНЗОН, инженеры 2. «За рулем» № АВорганизациях ДОСААФДОБРЫЕ ВСХОДЫИз цехов они спешат в клуб. Устали? Конечно. Но впереди столько интересного, что об этом никто не думает. Через час-другой они заполнят клубные аудитории, классы технического обслуживания, займут рабочие места у столов для разборки и сборки агрегатов. А кто-то уже сядет за руль автомобиля. Пусть пока рядом в кабине наставник, пусть двойные рычаги управления — все равно каждый выезд волнует... Вот объектив фотоаппарата застал группу ребят в классе изучения устройства автомобиля (левое фото). Лица юношей сосредоточены, взгляды следят за указкой преподавателя. Двигатель одна из сложных тем. Будущие воины-автомобилисты усваивают материал успешно. Способствуют этому и умелое построение урока, и хорошо продуманное оборудование класса, и горячее желание каждого курсанта как можно глубже разобраться в устройстве автомобиля. В Витебском автомотоклубе ДОСААФ высока успеваемость по всем дисциплинам — оценки только «хорошо» и «отлично». Начальник клуба М. Овсищер, его заместитель по учебно-производственной части Г. Кравчук, преподаватели Л . Панкратова, С. Кухаренко, мастера производственного обучения Ф. Сосиков, И. Сивенков, их товарищи отдают все силы воспитанию и обучению молодых людей. Залог успеха коллектив видит в укреплении, совершенствовании технической базы. За короткое время в основном своими силами построено и введено в эксплуатацию около 2300 квадратных метров площади. Тут и учебные аудитории, и пункт технического обслуживания, оборудованный всем необходимым, и мастерские, и теплые гаражи. Гордость клуба — автодром. Не забывают своих воспитателей выпускники. Стало правилом: получен краткосрочный отпуск — и воин обязательно навещает клуб. Кажется, только что сидел в клубном классе Григорий Олейников. Теперь он отличник боевой и политической подготовки. Вот ребята обступили ефрейтора, каждому хочется побольше узнать о солдатской службе (правое фото). Обучение автомобильному делу, военно-патриотическое воспитание тесно увязываются с физической подготовкой. На спортивных площадках призывники готовятся к сдаче нормативов военно-технического комплекса «Готов к защите Родины». Результат: почти все выпускники клуба идут в армию со значками ГЗР. Витебскому автомотоклубу присвоено звание образцового. Недавно ему в четвертый раз вручено переходящее Красное знамя Военного совета Белорусского Краснознаменного военного округа. Достойно встретил коллектив автомотоклуба XXIV съезд партии. В ходе предсъездовского соревнования повысилась общая успеваемость, а сдача экзаменов в ГАИ с первого раза достигла почти 100 процентов. Умелыми, дисциплинированными воинами придут сегодняшние курсанты на службу в Вооруженные Силы. Фого В. г. Витебск Е. РЫКЛИН Гончаренко