1ЫИ СУЖДЕНИЯШИНЫи миллионыИзвестно, что при неправильной, небрежной эксплуатации автомобиля за время его «жизни» можно израсходовать шин на сумму, которая намного превысит цену самой машины. Понятно поэтому, какой огромный экономический эффект может дать увеличение работоспособности автомобильной «обуви». Согласно подсчетам специалистов НИИ шинной промышленности потери народного хозяйства страны от неправильной эксплуатации шин составляют ежегодно 400—500 миллионов рублей. Есть немало доказательств тому, что эта поистине астрономическая цифра — плод только бесхозяйственности или технического бескультурья. Что такое правильная эксплуатация шины, знают все. Это проходят еще на курсах шоферов. Нет недостатка ив специальных указаниях и инструкциях, издаваемых для рядовых и руководящих автомобилистов. Почему же эти хорошие правила и инструкции не выполняют так же неукоснительно, как, скажем, требования по техническому обслуживанию рулевого управления и тормозов и контролю за их состоянием? Главная причина, по-видимому, в традиционной недооценке значения правильного ухода за шинами. Отказали тормоза или вышло из строя рулевое управление — это грозит аварией. За нее будут отвечать вполне конкретные лица. Если преждевременно выйдет из строя покрышка, за это практически никто отвечать не будет. Ее досрочно спишут в утиль, поставят новую, кто-то лишится премии за экономию шин — вот и все неприятности. Поэтому даже во многих крупных автохозяйствах нет оборудования и приборов для контроля за состоянием шин, ни на кого конкретно этот контроль не возложен. Он остается делом совести самого' водителя, и за пренебрежение правилами с него не взыщут. В итогеогромные потери. Отклонения от правил начинаются с первого шага — комплектования автомобиля шинами. Каждый размер шин строго рассчитан на определенную грузоподъемность. Д ля работы в условиях бездорожья выпускаются шины повышенной проходимости со специальным рисунком протектора, а для Крайнего Севера — морозостойкие. Существуют специальные конструкции покрышек для работы в карьерах, на лесозаготовках и т. д. Каждый размер и конструкция шин должны точно соответствовать модели автомобиля, условиям его эксплуатации, потому что всякое отклонение тут ведет к преждевременному износу и выходу шин из строя, а отклонения, к сожалению, случаются весьма часто. Машину комплектуют тем, что подвернулось под руку. Ставят вместе шины различных моделей, даже разной конструкции — с диагональным и радиальным расположением нитей корда. Все это неизбежно ведет к преждевременному износу и выходу из строя всего комплекта. Нередко рядом со старой монтируют новую шину, и она форсированно изнашивается. Очень важно правильно установить шину. Для этого разработаны стенды довольно простых конструкций, на кодля четырехтактных моторов непригодны, однако, для двухтактных из-за существенных различий в способах смазки. В последних (речь идет об отечественных карбюраторных двигателях) этот процесс происходит за счет масла, которое выделяется непосредственно из топливной смеси. Приготовляют смесь путем растворения в бензине масла, однако лишь малая часть его используется по назначению. В основном оно сгорает вместе с топливом, оставляя нагар, который вызывает ряд отрицательных явлений: пригорание колец, замыкание электродов свечи, ухудшение наполнения цилиндра, калильное зажигание. Все это, в свою очередь, приводит к падению мощности двигателя, повышенному износу деталей и расходу топлива. Эти явления, к ак показали исследования, проведенные в институтах нефтяной (ВНИИ НП) и мотоциклетной (ВНИИмотопром) промышленности, на мотозаводах, значительно усиливаются при использовании масел с присадками, предназначенных для четырехтактных двигателей. Так, уже после 50—100 часов работы мощность их падает на 5 — 10 процентов. Причина — пригорание колец и ухудшение условий продувки вследствие образования нагара. Можно себе представить, сколь велики будут потери, если через каждыеторых монтаж и демонтаж покрышки занимает несколько секунд. Но далеко не во всех, даже крупных автопредприятиях есть такие стенды. Поэтому водители широко пользуются кувалдой, перебивают нити корда, гнут обода. Еще хуже обстоят дела с балансировкой колес. Не секрет, что установленные для автозаводов большие допуски на посадочный диаметр обода и расположение крепежных отверстий колеса служат порой причиной значительного биения. Шина, смонтированная на таком колесе, быстро и неравномерно истирается. А при большой скорости это чревато и опасностью аварии. Проблему можно было бы решить посредством специальных стендов для балансировки колес прямо на автомобиле, но такие стенды промышленность пока не делает. Д аже элементарное правило — проверить перед выездом давление в шинах не так-то просто бывает выполнить. До сих пор не выпускаются отвечающие современным требованиям шинные манометры не ниже второго класса точности. Дефицитными стали даже золотники, которые иногда заменяют заглушками, не позволяющими контролировать давление в шинах. Крайне затруднен доступ к вентилям задних внутренних колес грузовых автомобилей и автобусов. В результате давление проверяют зачастую на глазок, ударом ломика по накачанной шине. Разницу в 1—2 атмосферы таким образом установить невозможно, а между тем ни для кого не секрет, что снижение давления в шинах всего на 25 процентов со кращает срок их службы почти вдвое. Давно известны конструкции специальных стендов для быстрой проверки давления в шинах без вскрытия вентилей, но промышленное производство их, увы, тоже не налажено. Как бы правильно ни эксплуатировалась шина, не исключена возможность 100 часов разбирать все эксплуатируемые двигатели. Если же этого не делать, смирившись с падением мощности, то бесполезно будет сгорать около 10 процентов топлива. Между тем именно такие масла применяются ныне для двухтактных двигателей, поскольку специальные унас пока не выпускаются. Несколько миллионов этих двигателей на мотоциклах, мотороллерах и мопедах, моторных лодках, мотопилах, электрогенераторах и т. п. расходуют ежегодно около 80 тысяч тонн масла с дорогостоящими присадками (к тому же приносящими им вред) и сжигают впустую огромное количество бензина. Какими нее свойствами должны обладать масла для двухтактных двигателей? Во-первых, хорошо смешиваться с бензином и не менять качества смеси при длительном хранении. Во-вторых, при возможно меньшем содержании в топливной смеси обеспечивать минимальные потери на трение, износы, предохранять от задира детали на всех режимах работы и хорошо защищать их от коррозии. И, наконец, давать при сгорании как можно меньше отложений. Те или иные свойства масла по-разному проявляются в различных двигателях (стационарных, работающих на постоянном режиме; мотоциклетных,ГДЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАСЛА?Повышение удельной мощности двигателей внутреннего сгорания, как правило, связано с увеличением нагрузок и теплонапряженности многих его деталей. Отсюда — все более жесткие требования не только к материалам, из которых делают двигатели, но ик смазочным маслам. Одна из главных технических задач, которую предстоит решить в предстоящей пятилетке, связана с повышением надежности и долговечности машин. Смазочные масла в значительной мере влияют на эти качества, в особенности когда речь идет о двигателях внутреннего сгорания. Появившиеся в последнее время высококачественные масла с присадками10