22
23
Красно-белые полосы на бампере — отличительный признак аэродромных машин.ЙВШЙ Первая встреча на земле — автомобиль службы сопровождения.А СЛУЖБЕ У НЕБАнормы. Все они диктуются рабочим режимом аэродрома: каждую минуту во Внукове, скажем, два-три взлета и посадки. А каждый современный самолет требует для обслуживания около двадцати автомобилей. На аэродромах страны несут службу сегодня отечественные автомобили многих моделей. Пожалуй, нигде больше не встретишь такой коллекции машин. На летном поле еще не видали разве что гигантских БелАЗов. Что же это за служба? Аэродром собрал у себя — пусть порой в единственном числе — все машины, нужные в большом хозяйстве. Здесь работают автомобили многих профессий — грузовики и пассажирские, машины-дворники и продуктовые и, конечно, санитарные, пожарные, милицейские. Но есть автомобили, обслуживающие только самолет. Автобаза большого аэродрома так и разделяется на два гаража: специальных машин и транспортных. Первые встречают самолет, 'заправляют его топливом, маслом, бензином, кислородом и азотом. Автомобили запускают двигатели, обогревают салоны самолетов, продувают их воздухом, насыщенным ароматическими веществами (машина-кондиционер с компрессорной установкой), выполняют другие обязанности. Машины транспортного гаража подвозят запасные части, почту, грузы и, конечно, пассажиров. Самолет еще в воздухе, а к встрече его уже готовы не только «обязательные» машины — они подойдут точно по графику, соблюдая строгую очередность, — но и те, дополнительные, которые запросит экипаж. А пока вокруг «отдыхающего» самолета трудятся автомобили, где-нибудь на пути во Внуково уже не один автобус-экспресс (ЛАЗ-699А или ЗИЛ-127) с новыми партиями пассажиров. Остановимся подробнее на «самых аэродромных» — специальных машинах, занятых на техническом обслуживании самолетов. Прежде всего это тягачи. Буксировать современные самолеты могут только современные машины большой мощности. Зимой их обувают в специальные шины, имеющие большую площадь сцепления, иначе, когда на аэродроме лед и снег, приходится сыпать под " колеса шлак, загрязняющий перрон. Сейчас в качестве тягачей используют КрАЗы и МАЗы. Основной — один из последних автомобилей Кременчугского завода — КрАЗ-255Б. Кстати, другая модель — 22-тонный КрАЗ-258 работает тут же топливозаправщиком. Сейчас возникает «проблема» тягача. Размеры воздушных лайнеров растут, и даже КрАЗы не справляются в одиночку с ТУ-154, ТУ-114, ИЛ-62. Самолет на земле беспомощен и це-аждый, кто смотрит на аэродромное поле с верхнего этажа аэровокзала, видит непрерывное движение. То взлет, то посадка, медленное перемещение самолетов. И возле каждого из них суетятся автомобили. Они снуют взад-вперед по летному полю, лавируя между самолетами. Большой аэродром кипит, как муравейник. Это движение порой кажется беспорядочным, но в нем есть свои закономерности — стоит только чуть пристальней приглядеться. А если зайти на автобазу и поговорить с водителями аэродромных машин, они расскажут о строжайшем порядке на летном поле, о «свирепых» общественных автоинспекторах, они покажут свои жесткие схемы маршрутов. Достаточно проехать хотя бы раз по такому маршруту, чтобы ощутить этот особый порядок аэродрома — порядок, рассчитанный по минутам и сантиметрам. Никакого преувеличения тут нет. Точность дистанций и жесткое время — особенность работы шофера на аэродроме. Откроем инструкцию для водителей автотранспортеров и автолифтов — машин, доставляющих на борт грузы. Там сказано, что они должны подъезжать к самолету на расстояние 8—10 сантиметров. Водитель не имеет права ни на одно неосторожное движение. Установлен предел скорости — 15 км/час. Существуют и другие ограничения и22 Самоходная площадка (СПО-15) на вазе «Урала-375» помогает обслуживать фюзеляж самолета.«Колхида»*7<ДЛ"3>п риве*кеамо"*тупродукты. Базовыйавтомобиль-£ 1А теперь настала очередь КрАЗ-258 — самолет готовится к отлету. Идет заправка.Если присмотреться к автотрапу (СПТ-2), можно узнать УАЗ-255) доставляет самолет к месту стоянки Фото В. Ширшова езде из ворот, всегда в готовности на случай, если самолет, например, сойдет с асфальта на грунт. А вот и новейшая специальность аэродромного автомобиля — проверка локаторов. Такая машина выезжает только по заявке экипажа самолета. «Парашютная машина» служит для установки тормозных парашютов на ТУ104. Это специальная площадка с подъемником. С другой самоходной площадки на базе «Урала-375» обслуживают фюзеляж. Самолет ТУ-154 еще только поступил в эксплуатацию, а для него уже есть аэродромная машина УПГ-300 новой специальности, для проверки гидросистемы самолета. В авиации сроки коротки. И вот уже вы не видите на большом аэродроме привычной картины: электрокар везет к самолету чемоданы. Теперь это делает автомобиль ГАЗ-53А, специально оборудованный для загрузки багажа в самолет. Вместо трапов с электроприводом ныне применяются только трапы на автомобильном ходу, более маневренные, быстрые. На летном поле вы встретите сегодня рефрижераторы для подвозки продуктов, и самосвалы, и микроавтобусы, и автолифты, и универсальные грузовики. На службе у неба состоят машины почти всех наших автозаводов. Н. СЕМИНАликом полагается на своего помощника. С тех пор, как авиация подружилась с автомобилем, она непрерывно диктует ему свои требования. Пока на наших аэродромах взлетали и садились только поршневые самолеты типа ЛИ-2, она вполне обходилась на земле машинами ГАЗ-ММ и ЗИС-5, Эти автомобили для самолета были и автостартером, и бензозаправщиком, и грузовым транспортом. С 50-х годов обстановка круто изменилась. Самолетостроение сделало такой скачок, что автомобилю за ним подчас трудно угнаться ив переносном смысле. Появились реактивные лайнеры, и стало ясно, что старые автомобили не в состоянии их обслужить — попросту до них не дотягиваются. Ведь одкя из особенностей, например, туполевских самолетов — высота. Так возникла необходимость в автоподъемниках. Было время, когда самолет заправляли топливом из канистры через воронку, когда ЗИС-5 привозил 4 тысячи литров бензина и его хватало на два самолета. Было время, когда для пуска двигателей применяли механический привод, и машина стояла перед винтом... Сегодня отпали некоторые операции в обслуживании самолетов, в том числе раскручивание вала двигателя или обязательный слив масла сразу же после приземления, пока оно теплое: качество масел стало настолько высоким, что они не застывают при охлаждении и не отрабатываются так быстро. Но зато сколько добавилось новых операций! Вот, например, зимой самолет с пассажирами стоит на стартовой полосе, готовый к вылету. В этот последний момент его провожают «водяные машины» — они обливают поверхности горячей водой, чтобы растаяла ледяная корка, а затем быстро обдают специальной жидкостью против обледенения. И на то и на другое отводится водителю 10—15 минут. А если идет, как здесь говорят, массовый облив самолетов, то можно представить, какая это напряженная работа. На водительскую смену может прийтись до 70 самолетов. И все строго по графику, до минуты. Водители «обливщиков» еще и специалисты в своем конкретном деле. Им знакомы чисто авиаторские понятия, такие, как «среднее обледенение» или «снегопад мокрый». Недавно начала работать на взлетной полосе машина новой специальности — обдувочная. Тонкий слой льда или легкий снег она сдувает при помощи самолетного реактивного двигателя ВК-1. Такие же «ветровые машины» сдувают снег ис взлетной полосы, удаляют с нее лед, высушивают и подметают, заменяя сразу 15—20 «щеток». Для аварийных нужд есть на автобазе гусеничный тягач, он стоит на вы23